Валерий Зорькин, председатель Конституционного Суда РФ: Каждое решение Европейского суда – это не только юридический, но и политический акт. Когда такие решения принимаются во благо защиты прав и свобод граждан и развития нашей страны, Россия всегда будет безукоснительно их соблюдать. Но когда те или иные решения Страсбургского суда сомнительны с точки зрения сути самой Европейской конвенции о правах человека и тем более прямым образом затрагивают национальный суверенитет, основополагающие конституционные принципы, Россия вправе выработать защитный механизм от таких решений.
Источник: Российская газетаЕврокомиссия рекомендовала четырем странам Евросоюза пересмотреть свои межправительственные соглашения с Россией по авиаперевозкам. Так комиссия намерена добиться отмены сепаратных соглашений и перейти на единое соглашение с Россией, по которому последняя будет признавать европейских перевозчиков вне зависимости от их национальной принадлежности. Режим “общего неба” может привести к отмене назначенных перевозчиков и увеличению конкуренции российских и европейских компаний, но одновременно и к росту спроса на авиаперевозки.
Вчера Конгресс местных и региональных властей Совета Европы рекомендовал России вернуться к прямым выборам губернаторов и мэров. Представители российской делегации объясняют рекомендации западными “стереотипами” и отмечают, что этот пункт доклада о состоянии российской демократии, как и сам документ, носит исключительно рекомендательный характер.
Доклад о состоянии российской демократии подготовили представители Великобритании и Дании Кристофер Ньюбери и Кнуд Андерсен, которые совершили два официальных визита в Россию — в Москву и Челябинскую область — в декабре прошлого и в апреле этого года. Одна из основных рекомендаций России, которые содержатся в докладе,— восстановление прямых выборов губернаторов и возвращение “к уровню региональной демократии, который существовал в РФ до 2004 года”. Конгресс также рекомендовал России отменить принятые весной 2009 года нормы закона о местном самоуправлении (МСУ), разрешающие отрешать мэров от должности, продолжить снижение минимальной численности партий, а также принять меры для искоренения коррупции на местном уровне — например, путем введения обязанности организовывать тендеры при закупках.
Кристофер Ньюбери сказал, что главные пункты он изложил в докладе и “рад, что члены конгресса поддержали его точку зрения”. Президент Европейского клуба экспертов местного самоуправления Эмиль Маркварт назвал рекомендации “достаточно жесткими”, особо отметив рекомендации увеличить госфинансирование МСУ, а также “уважать свободу слова” и право журналистов свободно освещать события.
Эмиль Маркварт полагает, что Россия выполнит только отдельные рекомендации, например об отмене обязательности создания советов МСУ в регионах и общероссийского конгресса, и на этом все закончится.
Центр ЕС-Россия стал соорганизатором конференции “Региональное стратегическое направление для политики ЕС на Востоке”, прошедшей в Братиславе 25 октября 2010 года.
Мария Орджоникидзе, генеральный секретарь Центра ЕС-Россия, модерировала панель “Партнерство для модернизации между Россией и ЕС”.
Подробнее>>
Совет Европы предлагает России вернуть прямые губернаторские выборы, приведя законы о местном самоуправлении в соответствие с Европейской хартией. Резолюция такого содержания будет принята в четверг. В Москве вмешательством Европы недовольны и рекомендаций выполнять не будут, признаются в Совете федерации.
Признавая, что Россия делает шаги к исполнению Европейской хартии местного самоуправления 1985 года, докладчики рекомендуют Москве вернуться к прямым выборам глав регионов, защитить прямую выборность мэров городов и начать всерьез бороться с коррупцией.
Часть рекомендаций касается партийно-политического устройства России применительно к местному уровню власти. Москве предлагают облегчить процедуру регистрации политических партий и допустить создание региональных политических партий. Упомянута и необходимость обеспечение условий для выдвижения независимых кандидатов на всех уровнях местных выборов. России предлагается подумать над сокращением числа перекрещивающихся компетенций, четко разделив сферы ответственности федерального центра, регионов и местных властей.
В Москве рекомендации Конгресса региональных властей восприняли с неудовольствием. Возвращать выборность глав регионов никто не собирается.
Москва определилась с кандидатурой посла в Великобритании – коллегия МИДа утвердила на эту должность замминистра иностранных дел Александра Яковенко.
Пост посла России в Великобритании вакантен с 27 августа, когда был подписан президентский указ об освобождении от занимаемой должности Юрия Федотова. С 13 сентября Федотов, проработавший в этой должности пять лет, пересел в кресло исполнительного директора управления ООН по наркотикам и преступности.
Ожидается, что указ о назначении Яковенко президент Дмитрий Медведев подпишет в течение месяца.
Россия добивается от НАТО запрета на размещение “существенных боевых сил” на территории новых стран—членов альянса. Именно так, с указанием предельно минимальных разрешенных уровней вооружений, вопрос поставлен в проекте соглашения об основах взаимоотношений РФ и НАТО, который глава МИД России Сергей Лавров передал руководству альянса. По словам заместителя главы МИД РФ Сергея Рябкова, подписание указанного соглашения повысит “уровень предсказуемости военной деятельности НАТО”.
Вчера в Москве заместитель госсекретаря США Филипп Гордон и постпред США при НАТО Айво Даалдер провели переговоры с российскими дипломатами. Их официальной темой была заявлена подготовка к предстоящему в ноябре в Лиссабоне саммиту Россия—НАТО. Между тем, стороны затронули и вопрос намечающегося визита в Россию генсека НАТО Андерса Фога Расмуссена. Но есть и другой, более важный для Москвы вопрос, речь идет о наполнении конкретным содержанием термина “существенные боевые силы” (СБС) и подписании соглашения, фиксирующего обязательства альянса не размещать их на территории стран, пополнивших альянс после распада СССР. “Мы хотим добиться ситуации, при которой уровень предсказуемости военной деятельности на территориях стран, недавно вступивших в НАТО, будет выше того, с чем мы имеем дело в настоящее время. Сейчас этого уровня нет”,— пояснил смысл российской инициативы заместитель главы МИД РФ Сергей Рябков. По словам дипломата, в российском проекте соглашения речь идет об ограничении временного развертывания СБС на территории стран, вступивших в НАТО в ходе последних волн его расширения.
Сегодня, когда российский президент Дмитрий Медведев пообещал приехать на ноябрьский саммит НАТО в Лиссабон, лидеры стран-членов североатлантического альянса должны согласовать тот переговорный пакет, который они передадут российской стороне во время встречи.
Между НАТО и Россией существует единство по многим важным проблемам безопасности, таким как борьба с морским пиратством. В то же время, есть разногласия по другим вопросам, включая предложенный Медведевым договор о европейской безопасности и дальнейшее расширение североатлантического альянса. Наиболее важные разногласия относятся к сфере нераспространения и контроля вооружений. Здесь есть три вопроса, которые вызывают наибольшие противоречия. Это создание Ираном ядерного оружия, планы альянса по развертыванию противоракетной обороны, а также оперативно-тактическое ядерное оружие НАТО и России. Если смотреть на эти проблемы по отдельности, решить их кажется сложно. Но если обратиться к их решению комплексно, то пакетное соглашение между НАТО и Россией становится более реальным.
Хотя НАТО и Россия ведут всесторонний диалог по Ирану и европейской ПРО, они на официальном уровне уделяют мало внимания проблеме оперативно-тактического ядерного оружия. Такая аномалия объясняется тремя причинами. Во-первых, сегодня нет официального соглашения по контролю вооружений, которое распространяется на нестратегическое ядерное оружие. В результате стороны не взаимодействуют повседневно в вопросах проверок и прочей относящейся к таким договорам деятельности. Во-вторых, у стран НАТО нет единого мнения по поводу того, что делать со своим тактическим ядерным оружием. В-третьих, российские представители не проявляют особого интереса к ликвидации и дальнейшему сокращению чрезвычайно ценного, на их взгляд, тактического оружия.
Большинство экспертов уверены, что прошедший в Довиле саммит Россия — Германия — Франция открыл оздоровительный сезон в отношениях России и Запада. Встреча «большой тройки» в осенней Нормандии действительно смахивала на второй союзнический десант, на сей раз озабоченный не возведением, а устранением разделительных линий в Европе, Евро-Атлантике и Евразии.
Опасения Вашингтона, заподозрившего, что «тройка» будет дружить против него и верховенства НАТО в Европе, саммит не подтвердил. Впрочем, проблемы евробезопасности обсуждались за плотно закрытыми дверями. Для общего пользования — лишь заявление Николя Саркози о том, что лет через 10—15 Россия и Евросоюз преобразуются в общее пространство экономики и безопасности. Без виз и прочих политических «швов». Сенсацией же номер один стало решение Дмитрия Медведева поехать на саммит НАТО в Лиссабоне, чтобы обсудить возможность участия России в европейской системе ПРО. Новость, говорящая об окончательной разморозке отношений с альянсом, с прицелом на «перезагрузку», которая, впрочем, легкой прогулкой быть не обещает. Как заявил помощник президента Сергей Приходько, «у сторон есть разночтения, касающиеся главной темы: не все одинаково трактуют угрозы». Но после решения этой проблемы, мол, все остальные снимутся. Другая сенсация — договоренность лидеров продолжить встречи в формате «тройки». Конечно, говорить о реанимации оси Москва — Берлин — Париж времен иракского кризиса было бы некорректным. Но у России, Германии и Франции появились хорошие шансы пробить затор в отношениях России и Евросоюза и расширить собственные горизонты для политических и экономических маневров.
В общем, прогноз относительно жизнеспособности «тройки-2» выглядит вполне благоприятным. К тому же в отличие от своей предшественницы в нынешней, похоже, действительно нет ни антиамериканского, ни антинатовского подтекста, так что обид из-за океана опасаться не стоит. НАТО — по-прежнему священная корова Евросоюза, и превращать ее в жертвенного агнца никто не хочет.
Директор Центра ЕС-Россия посетил конференцию Ditchley Foundation по отношениям России и ЕС, проходившую 14-16 октября.