Форум в Ярославле
В сентябре центральным событием в отношениях ЕС-Россия стал политический форум в Ярославле, собравший крупнейших западных и российских политиков и политологов. Наибольшее внимание, естественно, было привлечено к речи президента Д. Медведева, посвященной модернизации. Давая краткий дайджест выступления президента, журналисты Первого канала и канала «Россия» делали упор на то, что, по мнению президента, Россия двигается в верном направлении, однако ей иногда мешают: «Спокойно двигаться получается не всегда, особенно, когда дело касается уже не внутренней российской политики. Европейская безопасность – сколько мощных институтов работают на построение ее архитектуры. Но конструкция получается уж очень неэффективная. По крайней мере два года назад ее прочности не хватило, чтобы остановить грузинские войска» (Первый канал, Новости, 10.09.2010). Комментируя речь президента, журналисты подчеркивали необходимость заключения нового договора о европейской безопасности, активно лоббируемого Кремлем: «События на Южном Кавказе – агрессия Грузии против Южной Осетии 2 года назад – доказали, что Европе необходим новый договор о безопасности. С инициативой его создания тогда выступил российский президент, ведь ни одна из существующих структур не сработала» (Россия, Вести, 10.09.2010).
Упреки некоторых политологов в отношении отхода России от идеалов демократии тележурналисты с легкостью отвергли: «Как же без вопроса о демократизации? Президент предлагает оперировать цифрами: демократия у нас 2 десятилетия, до этого – тысяча лет другой истории. Россия – очень интересный пример того, как может развиваться демократия в стране с мощными авторитарными тенденциями» (Первый канал, Новости, 10.09.2010), «Но опасность сворачивания свобод, конечно, есть. Причём происходит зачастую это в странах, позиционирующих себя в мире оплотами демократии» (Россия, Вести, 10.09.2010)
Практически во всех сюжетах, посвященных форуму, было показано выступление премьер-министра Италии Сильвио Берлускони, рассказавшего о модернизационном опыте Италии, ее борьбе с коррупцией.
Рассказывая о выступлении президента в Ярославле, журналисты всегда приводили и мнения по аналогичным вопросам премьера Путина, высказанные им несколькими днями ранее в ходе заседания политического клуба «Валдай» (встреча премьера с иностранными политологами и журналистами). Телезрителям показывали ответы премьера на несколько вопросов – в основном, связанных с экономикой. Ответы премьера гармонировали с выступлением президента в части уверенности, что политическое и экономическое развитие страны идет поступательно и гармонично.
Интересно отметить, что на следующий день после репортажей о форуме в Ярославле, телеканал «Россия» показал большой сюжет, посвященный заявлению лорда Джорджа Робертсона, бывшего генерального секретаря НАТО, ныне члена совета директоров совместной российско-британской компании «ТНК-BP». Выступая на форуме, лорд предположил, что в перспективе Россия может стать членом НАТО. Журналисты телеканала «Россия» опросили ряд российских политиков, напомнивших лорду Робертсону, что у России есть свой альянс – Организация договора о коллективной безопасности, а также свой внешнеполитический тотем – проект нового договора о европейской безопасности.
Межэтнические проблемы в Евросоюзе
Наибольший интерес в сентябре у российского телевидения вызвало обострение межэтнических отношений в странах ЕС. К явным признакам кризиса в этой области российское телевидение отнесло появление книги Тило Саррацина «Германия отменяется». Сюжеты о скандале, вызванном выходом книги, автор которой утверждает, что традиционной Германии угрожают полчища эмигрантов-мусульман, не желающих учить язык и перенимать германскую культуру, неоднократно прошли по всем российским телеканалам. Тема межэтнических проблем анализировалась также в многочисленных сюжетах, посвященных решению французского правительства выдворять из страны румынских и болгарских цыган. В большинстве своем журналисты осторожно осуждали решение Николя Саркози: «Претензии к Франции, в общем, кажутся справедливы. Ведь когда речь шла о вступлении Румынии в ЕС, французские и немецкие политики должны были подумать и о проблемах, которые могут быть с этим связаны. Но в тот момент они, видимо, показались несущественными в сравнении с перспективой приобретения нового рынка сбыта и дешевой рабочей силы» (Россия, Вести, 30.09.2010). Ряд журналистов полагает, что громкие протесты еврокомиссара по вопросам юстиции и правам европейских граждан Вивиан Рединг не совсем искренни: «2 года назад это удалось относительно тихо сделать Италии, но Франция депортирует быстро, много и жестко настолько, что стражи прав человека в ЕС и в международных организациях не могут воспринимать это спокойно» (ТВЦ, 25 час, 14.09.2010). Все телеканалы отметили, что такие явления характерны и для других европейских стран – цыган пытаются выселять из Финляндии, Дании, Швеции, Венгрии. Ряд телеканалов, вслед за еврокомиссаром, углядел параллели с Третьим Рейхом: «Это можно было бы назвать отдельными случаями в отдельных странах, если бы не финансовый кризис, не конфликт ЕС, если бы все это в другие исторические эпохи человечество уже не проходило» (Россия, Вести+, 03.09.2010).
Как результат межэтнических трений в Евросоюзе российские обозреватели рассматривали успех на парламентских выборах партии «Демократы Швеции», несколько разойдясь в оценке программы этой партии: «Основания необходимости сократить иммиграцию из мусульманских стран на 90% и запретить воссоединение семей иммигрантов, были поддержаны и очень наглядным предвыборным роликом. В нем пожилая шведка, едва передвигаясь, идет получать свою пенсию, однако ее отталкивает толпа мусульман в хиджабах, которые спешат получить пособие по безработице. Итог непродуманной, но зато очень политкорректной иммиграционной политики шведских властей – почти 6% голосов отданных партии демократов» (ТВЦ, В центре событий, 26.09.2010), «Ранее “Демократы Швеции” призывали соотечественников не рожать детей от иностранцев, теперь два главных пункта их программы – ограничить до минимума иммиграцию и распустить Европейский союз. В Швеции иммигранты составляют почти 20 процентов населения, и резонанс от победы националистов в стране огромный» (Ren TV, Неделя, 25.09.2010).
Интересный комментарии по поводу межэтнических отношений в Евросоюзе сделал на канале ТВЦ известный российский политолог Федор Лукьянов. Он высказал предположение, что ЕС и Россия сталкиваются с одной и той же проблемой – проникновением в их традиционный мир иной цивилизации. По его мнению, осознание схожести стоящих перед ЕС и Россией проблем должно подтолкнуть их друг к другу: «это начинает толкать к тому, что вопрос виз уже по-другому обсуждается. Ведь, если послушать, уже, по-моему, 6 или 7 руководителей стран различных европейских идею поддержали. Стеной стоит Еврокомиссия, пока что, но это вопрос времени. Так что я думаю, что здесь как раз будет какой-то прогресс. А что касается граждан других стран – Африки, Азии – они могут ждать ухудшения ситуации для себя, потому что вообще настроения в Европе, что надо как-то закрываться, они, по-моему, начинают нарастать» (ТВЦ, 25 час, 16.09.2010
Экстрадиция Ахмеда Закаева
Вопрос – выдаст или нет Польша «эмиссара чеченских сепаратистов» Ахмеда Закаева – занимал все центральные каналы российского телевидения. Произошедшее в последний год улучшение российско-польских отношений заставляло тележурналистов надеяться, что наиболее известный на Западе представитель сепаратистов все-таки будет выдан России. Скептически смотрел на такую возможность канал ТВЦ, который усмотрел в поддержке Закаева сложную внешнеполитическую игру: «защитников у Закаева действительно много, даже слишком много. И дело во время этой защиты отнюдь не в правах человек, демократических свободах и прочей гуманитарной надстройки, здесь базис. Великобритания никогда не отказывалась от своих геополитических интересов на Кавказе. Приведу лишь один малоизвестный пример. Незадолго перед революцией 17-го года была составлена, естественно, англичанами по своему усмотрению, реестровая роспись владельцев нефтяных участков Чечни. Англичане составили эти документы, а копии до сих пор хранятся в архивах страны и не просто хранятся. При случае всегда хватает желающих вспомнить, кому принадлежит чеченская нефть» (ТВЦ, 25 час, 18.09.2010)
В репортажах, посвященных этой истории, подчеркивалось, что Закаев причастен к террористической деятельности и убийствам мирных граждан: «Бывший актер грозненского драмтеатра в 1996 году в рядах боевиков исполнял вовсе не опереточную роль полевого командира. По данным российского следствия, Закаев причастен к похищению людей, организации вооруженного мятежа. Кроме того, это в Европе он переоделся в гражданское платье. А в Чечне предпочитал камуфляжную форму и участие в незаконных вооруженных формированиях. Любопытно, что расходы в британских судах за Закаева оплачивал фонд Бориса Березовского» (Россия, Вести недели, 19.09.2010). Только канал Ren TV процитировал заявление самого Закаева: «Сам Закаев всегда утверждал, что на нем нет крови российских военнослужащих и что гнев Москвы вызвала его активная политическая деятельность в различных европейских структурах» (Ren TV, Неделя, 18.09.2010).
Реакция российских телеканалов на отказ в выдаче Закаева была сдержанной, каналы ограничились информационными сообщениями.
Внутренние события ЕС
Среди внутренних событий стран ЕС внимание российского телевидения больше всего привлекли манифестации французов против проекта повышения пенсионного возраста, инициатором которого является президент Франции Н. Саркози. Российские тележурналисты были достаточно осторожны в оценках по этому вопросу – возможно, в связи с тем, что для России проблема старения нации также крайне актуальна: «Для президента Саркози эта реформа может стать роковой. Рейтинг его популярности сейчас – 32 процента. Ниже не было ни у одного главы Франции. Предстоящее увеличение пенсионного ценза доверия граждан ему не добавит, хотя все понимают: реформа неизбежна» (Первый канал, Время, 07.09.2010). Канал Ren TV, считающийся оппозиционным, единственный отметил, что «манифестация несогласных с политикой властей прошла спокойно, полицейские никого не били и не разгоняли. Кстати, пенсионный возраст увеличивают и в других странах, а не только во Франции» (Ren TV, “24″, 07.09.2010)
В сентябре российское телевидение по сравнению с предыдущими месяцами мало комментировало экономическую ситуацию в странах ЕС. Только Ren TV рассказал в коротком репортаже о решении создать в ЕС наднациональный финансовый регулятор. Цель создания такого органа, по мнению Ren TV – отслеживание экономической ситуации, «чтобы финансовая политика отдельных стран не грозила кризисом европейской валюте в целом, как это случилось с Грецией». Между тем, на канале ТВЦ в эти же дни прошло несколько сюжетов, посвященных проблемам с евро. Тележурналисты рассказывали зрителям о нестабильности евро, о подорожании, которому неизменно способствует вступление страны в еврозону, а также о том, что жители некоторых страны «Старой Европы» (например, Германии и Нидерландов) мечтают о возвращении национальных валют: «Жители стран центральной Европы определенно не довольны политикой Евросоюза. Еще бы, своими налогами отвечать за долги Греции, с замиранием сердца следить за колебанием курса евро. Они требуют срочно найти решение этих проблем. И оно, кажется, уже найдено. Нужно срочно вернуться к национальной валюте. В Голландии это гульден. Он не только стабильнее, чем евро, но и красивее» (ТВЦ, В центре событий, 26.09.2010)
Также в сентябре российские телеканалы показали сюжеты о скандальном выступлении премьера Италии Сильвио Берлускони, посоветовавшего молодым итальянкам «выбирать себе женихов постарше и побогаче» (Первый канал, Новости, 14.09.2010); о протестах жителей германского Штутгарта против планов реконструкции городского вокзала; предотвращении атаки террористов на европейские города; обсуждении планов германской армии полностью перейти на службу по контракту.
Резюме
На российском телевидении нарастает новая волна скептицизма в отношении Евросоюза. В репортажах, посвященных событиям в странах Евросоюза, постоянно подчеркивается отсутствие согласия в Евросоюзе. Практически исчезли упоминания о партнерстве во имя модернизации, возможности облегчения визового режима между ЕС и Россией. Акцент делается на скандалах и проблемах как отдельных стан ЕС, так и Союза в целом. Этому противопоставляется Россия с ее, по мнению отечественных тележурналистов, конструктивными и разумными предложениями в сфере сотрудничества и международной безопасности.
Краткий отчет конференции, организованной Чешской Ассоциацией по международным делам в Праге, 18 октября.
Конференция собрала нескольких европейских и российских специалистов по безопасности, но в ходе дискуссии обнаружилось множество разногласий между сторонами.
После вступительной речи Иржи Шнайдера, заместителя министра иностранных дел Чешской Республики, началась первая дискуссия озаглавленная «Россия и НАТО – друзья или враги?». Андрей Пионтковский из Института системных исследований (Москва) указал на то, что существуют проблемы, по которым Россия и НАТО сотрудничают – например, Афганистан. Исламский фундаментализм является основной угрозой для России, а также областью, в которой Россия и Запад должны взаимодействовать. Но есть ли у политиков США намерения довести войну до конца? Он выразил беспокойство по поводу тенденций внутри Соединенных Штатов. Дмитрий Данилов из Института Европы обратил внимание на то, что НАТО не воспринимает Россию как угрозу. Но и российская военная доктрина не видит угрозы со стороны НАТО – разве что опасается возможного приближения военной инфраструктуры альянса к российским границам. Перспективы отношений между Россией и НАТО очень хорошие, так как помимо Афганистана есть и другие области, по которым обе стороны продолжают сотрудничать. У НАТО не должно быть глобальной роли, эта организация должна действовать в рамках международного права. В долгосрочной перспективе Данилов не исключает возможности членства России в НАТО.
Петр Лунак, представитель дипломатического отделения НАТО, сообщил, что отношения России и НАТО развиваются циклически. За большими надеждами следуют большие разочарования, после того, как приходят новые данные. Есть перспектива проведения третьего саммита Россия-НАТО – после саммитов в Риме и Бухаресте. Обе стороны столкнулись с общими проблемами – Афганистан (здесь есть разногласия по тому, как прекратить наркобизнес), терроризм (прогресс небольшой), противоракетная оборона (здесь проблемы до сих пор) и ядерное оружие малой дальности. Но Россия не участвует в операциях НАТО. А НАТО не очень подходящая площадка для обсуждения Договора о коллективной безопасности в Европе. Россия хотела бы видеть взаимодействие между НАТО и ОДКБ, но пока по этому вопросу компромисс не достигнут. Разногласия до сих пор присутствует по вопросам расширения НАТО, ДОВСЕ и Грузии. Российские спикеры выразили сомнения по поводу того, состоится ли визит Дмитрия Медведева в Лиссабон, пока не будет достигнуто какое-либо соглашение по ОДКБ.
Вторая дискуссия касалась новой архитектуры безопасности в Европе. Марек Менижак из Центра восточных исследований (Варшава) отметил, что до сих пор нет согласованности в том, как относится к ОДКБ. Аркадий Мошес (Финский институт по международным делам) заметил, что нет даже общего мнения по поводу того, кем считать Россию – союзником, другом, врагом и т.д. Членства России в НАТО не последует – и не в последнюю очередь из-за того, какие последствия это может иметь для российско-китайских отношений. Расширение диапазона диалога Россия-НАТО также маловероятно; возможно, сотрудничество в определенных сферах – единственный путь вперед. Дерек Аверре (Университет Бирмингема) изложил предпосылки создания ОДКБ и рассмотрел возможные сферы практического взаимодействия.
Третья дискуссия была посвящена взглядам Москвы и Брюсселя на новые задачи по обеспечению безопасности. Фрэйзер Кэмерон, директор Центра ЕС-Россия, обратил внимание слушателей на то, что мир быстро меняется, и нужно мыслить отлично от того, как мыслили люди во времена Холодной войны. Европе приходится брать на себя больше ответственности за собственную безопасность, т.к. США теряет интерес к Евросоюзу. ЕС и России необходимо достичь важных соглашений, и, возможно, проблема вступления России в ВТО вскоре будет решена. Таким образом, стороны проложили бы путь к заключительным соглашениям. Между тем, существует значительный потенциал для сотрудничества в рамках Партнерства во имя модернизации. Дмитрий Суслов из Московской Высшей школы экономики постарался разъяснить суть российской военной доктрины. Москва не против НАТО как таковой, она против расширения НАТО. Возврат в прежнее состояние вполне возможен, особенно, если во внешней политике США произойдут некоторые изменения. Основными проблемами являются изменение расстановки сил в мире (что включает в себя и ослабление России), будущее ядерных технологий, терроризм, изменение климата, преступность и пиратство. Китай также представляет собой угрозу для России в среднесрочной перспективе – особенно на Дальнем Востоке. Афганистан также остается серьезной проблемой из-за возможных «побочных эффектов». Вызывает озабоченность и нестабильность на Ближнем Востоке (Ирак, Иран). Еще одним аспектом является неопределенность относительно политики следующего американского президента. Если он/она даст Грузии возможность вступить в НАТО, то отношения могут стать напряженными. Питер Данкан из Лондонского Университета дал обзор интересов России на постсоветском пространстве. Москва, по его словам, до сих пор испытывает давление с Запада (НАТО, ЕС), Юга (Кавказ) и Востока (Центральная Азия). Российская элита не чувствует себя в безопасности и опасается цветной революции. Страны СНГ по-разному относятся к Москве, но, что интересно, ни одна из этих стран не признала независимость Южной Осетии или Абхазии.
Вчера в Довиле состоялся очередной неформальный саммит лидеров России, Франции и Германии Дмитрия Медведева, Николя Саркози и Ангелы Меркель. Главным его итогом стало согласие президента Дмитрия Медведева приехать на саммит НАТО в Лиссабон 20 ноября.
Единое экономическое пространство и безвизовый режим между Россией и Евросоюзам установятся через 10–15 лет. Таким обрисовал светлое будущее хозяин саммита Николя Саркози. По мнению французского лидера, к 2020–2025 годам у ЕС и РФ будет не только общая экономика и безвизовое сообщение, но и общая концепция безопасности.