Пн | Вт | Ср | Чт | Пт | Сб | Вс |
---|---|---|---|---|---|---|
« Март | ||||||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 |
8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 |
15 | 16 | 17 | 18 | 19 | 20 | 21 |
22 | 23 | 24 | 25 | 26 | 27 | 28 |
29 | 30 | 31 |
Цюрих – «Сегодня в России человек не может чувствовать себя в безопасности. Моя история могла произойти с каждым». Так Владимир Переверзин обобщил свой опыт, который он также описал в своей книге «Заложник. История менеджера ЮКОСа».
По инициативе центра «ЕС-Россия» презентация книги Владимира Переверзина прошла в выставочном центре Kongresshaus Zurich. Как в начале заявил Переверзин, выбор места проведения презентации был очевиден – Швейцария – страна с давно сложившимися демократическими традициями, где с особой чувствительностью относятся к нарушениям законов в России.
В своей презентации Переверзин описывает, как он, невиновный, застигнутый врасплох, внезапно попал в комнату для допросов в полицейском участке, где представители органов прокуратуры принуждали его дать ложные показания. «Моя ситуация напомнила мне героя романа Кафки «Процесс» Йозефа К.», – прокомментировал он. Он был приговорен к длительному строку после того, как отказался дать ложные показания против акционеров ЮКОСа Михаила Ходорковского и Платона Лебедева. Этот отказ стоил ему семи лет и двух месяцев содержания в нечеловеческих условиях.
Директор Центра ЕС-Россия Фрейзер Кэмерон, отвечавший за организацию презентации книги, прокомментировал слова Переверзина: «История о неправомерном лишении свободы Владимира Переверзина рассказана в книге «Заложник. История менеджера ЮКОСа» с большим чувством, она предостерегает каждого, кто занимается сегодня бизнесом в России. Попытки президента Путина по сохранению западных инвестиций в его «увядающей» экономике провалятся, если не будет чётких доказательств независимости судебной системы в России».
Говоря об ответственности европейских стран, журналист и российский эксперт Юрген Рот добавил: «Режим Путина поддерживается западными политиками – бывшим канцлером Германии Герхардом Шрёдером и швейцарскими властями, которые верят в соблюдение верховенства закона, а подобные запросы о правовой защите от российской судебной власти считают, как правило, оправданными или случайной ошибкой». Эти страны становятся соучастниками политического произвола и отвечают за судьбу Сергея Магнитского и Андрея Бородина, которые стали жертвами политических преследований в России. Главным виновником текущей ситуации в России Рот считает Путина: «Общеизвестно, что с 2000 года Владимир Путин в большей или в меньшей степени ответственен за коррупционное и антидемократическое положение России».
Кристиан Форстнер, бывший директор представительства Фонда имени Ханса Зайделя в Москве разделяет критические взгляды Рота: «Сегодня кремлёвская элита борется против настоящих реформ и пытается любой ценой усилить свою власть. «Фасадная демократия» в России сильно контрастирует с истинными политическими, экономическими и социальными методами управления страной».
Фабиан Бёттгер
Руководитель проекта
Hendricks & Schwartz (Switzerland) AG
Gartenstrasse 10
CH-8002 Zurich
Tel.: +49 152 09040970
Fax: +41 43 24302-51
www.hendricks-schwartz.com
В преддверии саммита Россия-ЕС, который, скорее всего, пройдет в начале 2014 года, Центр ЕС-Россия организовал дискуссию на тему отношений между ЕС-Россией и о том, должна ли Европа иметь свой собственный «закон Магнитского».
Билл Браудер (генеральный директор Hermitage Capital) объяснил, почему он просит добиться правосудия для Сергея Магнитского, его бывшего адвоката, который умер в следственном изоляторе четыре года назад, после обнародования фактов налогового мошенничества в особо крупном размере. Вместо того, чтобы отправить его мучителей под суд, российские власти оправдали их и повысили в должности, и даже возбудили уголовное дело после смерти Магнитского (первый случай в истории России). В прошлом году Конгресс США принял законопроект о запрете въезда в США лиц, причастных к смерти Магнитского. Но, несмотря на три резолюции Европарламента, перспектива того, что ЕС сделает подобный шаг, еще слишком мала. Европарламент должен использовать свои блокирующие полномочия в предстоящих решениях, касающихся соглашений об упрощении визового режима с Россией.
Владимир Кара-Мурза (Республиканская партия России – Партия народной свободы) обрисовал мрачную картину в области политических свобод в России. Помимо Магнитского в России было много политически мотивированных арестов и показательных процессов. Продолжающиеся протесты в Москве показали, что простые граждане России хотят перемен и соблюдения прав человека. Но вертикальная структура организации власти, созданная при Путине, демонстрирует уклон к сталинским методам. «Закон Магнитского» должен восприниматься ни как антироссийский закон, а как пророссийский, который мог бы защитить от преступной и мошеннической деятельности.
Елена Серветтаз, интервьюировавшая большое количество политиков, высокопоставленных чиновников и ученых Европы, по вопросу возможности принятия «закона Магнитского» в ЕС, придерживается пессимистических взглядов в отношении России. Гражданское общество подверглось атаки в результате принятия позорного закона об иностранных агентах. Евросоюзу следует многое сделать для поддержки НКО в России.
Винсан Дежер, глава российского отдела Европейской службы внешнеполитической деятельности (ЕСВД) заявил, что ЕС и Россия были партнерами на протяжении двадцати лет. У них было много общих интересов и взаимозависимость стран имела реальные очертания. Но в последнее время количество проблем возросло. К ним относятся торговые вопросы, различия в подходах к Центральной Европе и правам человека. ЕСВД выступила с официальным заявлением о правах человека в России. Санкции рассматривались как вариант действий, но для этого требуется единодушие всех 28 стран-членов Евросоюза. Это вряд ли произойдёт в ближайшем будущем. Соглашение об упрощении визового режима может оказать положительное влияние на студентов, гражданское общество и деловые круги. Запрет на выдачу виз россиянам, которые меньше всего хотят в Европу, является скорее компетенцией государств-членов, чем ЕС в целом. Член Европейского парламента г-жа Оюланд добавила, что Европарламент рассматривает вопрос о создании своего собственного списка по запрету выдачи виз лицам, причастным к делу Магнитского, что, по её мнению, является чисто символической мерой, но тем не менее.
Во время обсуждения был поднят вопрос о двойных стандартах. Участники дискуссии согласились, что как член Совета Европы, Россия взяла на себя различные обязательства. Спрашивая о том, чем бы Россия могла ответить на запрет выдачи европейских виз, Браудер указал на отказ усыновления российских детей-инвалидов гражданами США. Более того, в России составлен «антимагнитский» список граждан США, причастных к аресту торговца оружием Виктора Бута.
Дежер, отвечая на вопрос о том, что Россия была исключена из Европейской политики добрососедства (ЕПД), пояснил, что она самостоятельно приняла такое решение. Каждая страна вправе решать, следует ли ей заключать соглашение об ассоциации с ЕС, не испытывая при этом давления со стороны.
Другие вопросы касались жизненно важной роли Страсбургского суда по правам человека в судьбе российских граждан, лишенных справедливости у себя дома, и как будущей европейской поддержки гражданского общества в России. Дежер заверил собравшихся, что эта поддержка будет оказываться и впредь.
В завершении дебатов директор Центра ЕС-Россия Фрейзер Кэмерон, сказал, что дискуссия выявила проблемы управления ЕС внешней политикой, в особенности использование условностей и санкций в качестве оружия. Тем не менее, ЕС не может отказаться от своих основополагающих демократических ценностей, прав человека и верховенства закона. Таким образом, европейские лидеры должны продолжать настаивать на этих ценностях на всех встречах с российскими коллегами.
В рамках 4-го Форума Гражданского Общества Генеральной ассамблеи ЕС-Россия, проходившего с 5 по 7 октября в Гааге, участники дискуссии обсуждали текущее состояние гражданского общества в России и методы его поддержки. Директор Центра ЕС-Россия Фрейзер Кэмерон назвал эту тему очень своевременной, особенно с учетом последних событий, связанных с активистами Гринпис.
По словам Юрия Джибладзе, президента Центра развития демократии и прав человека и члена комитета Форума Гражданского Общества ЕС-Россия, новый закон об иностранных агентах напоминает законодательство советской эпохи. Понятие «иностранный агент», носит негативную коннотацию и употребляется в отношении НКО, как враг государства. Закон, обязывающий финансируемые из-за рубежа НКО регистрироваться в качестве иностранных агентов, инициировал систему проверок, в результате которой были проверены более тысячи организации, из которых более 300 получили предупреждения о том, они финансируются из-за рубежа и занимаются политической деятельностью или поддерживают контакты с иностранными НКО. В частности, предупреждения были вынесены организациям, работающим в области прав человека, занимающихся борьбой с коррупцией и экологическими проблемами. Ряд организаций уже находятся под судом, а другие получили штрафы. Два члена Форума Гражданского Общества ЕС-Россия были вынуждены закрыть свои организации и покинуть Россию.
Ксения Вахрушева из Экологического Правозащитного Центра «Беллона» в Санкт-Петербурге (а также член комитета Форума Гражданского Общества ЕС-Россия) заявила, что центр Беллона получил результаты неопубликованных расследований и теперь ему грозит существенный штраф за несоблюдение правил пожарной безопасности. На вопрос о том, что россияне думают о новом законе, она ответила, что реакции разнообразные: некоторые считают, что в связи с предстоящими Олимпийскими играми правительство ослабит контроль за гражданским обществом, но в то же время инцидент с Artic Sunrise противоречит этой точке зрения. По данному вопросу Форум гражданского общества выступил официальное заявление.
Директор Международного партнёрства по правам человека (МППЧ) Бриджит Дюфур сообщила, что организация зафиксировала рост обращений от российских организаций в связи с беспрецедентным давлением на гражданское общество в стране. МППЧ следит за рядом судебных разбирательств над правозащитниками, отчеты о которых используются для повышения информированности СМИ и институтов ЕС. Единственно, что может сделать ЕС, это отслеживать такие судебные процессы в России, так как поддержка представителей других государств очень важна и создаёт ощущение общности.
Ростислав Вальвода, член комитета Форума Гражданского Общества ЕС-Россия, а также представитель благотворительной организации «Человек в беде» (Прага) считает, что в рамках той действительности, с которой столкнулись российские НКО, Форум может сыграть важную роль в укреплении платформы сотрудничества с ними и быть полезным источником информации для национальных правительств, институтов ЕС.
Винсан Дежер, глава российского отдела Европейской службы внешнеполитической деятельности вновь подтвердил желание ЕС поддержать Форум Гражданского Общества, поскольку он держит в курсе важных событий. В следующем году ЕС и Россия отмечают двадцать лет партнерства. У них много общих интересов и Евросоюз хочет продолжить сотрудничество с Россией, нацеленное на свободное передвижение людей и товаров. ЕС подвергал критике инициирование ряда российских законов, касающихся гражданского общества. В частности, новый закон об иностранных агентов вызвал озабоченность со стороны европейского сообщества. Дежер полагает, что оказание поддержки гражданскому обществу может стать более затруднительным, принимая во внимание случай с ассоциацией «Голос» (ЕС частично финансировал эту организацию). Он сомневался будут ли российские НКО продолжать подавать заявки на получение субсидий от ЕС или же такое финансирование будет считаться слишком рискованным.
Обсуждение
Мнения участников дискуссии разделились касательно вопроса полезности и целесообразности продолжения консультаций по правам человека между ЕС и Россией. Дюфур считает, что обсуждение вопросов о гражданском обществе в России на самом деле является эффективным. Консультации еще не проходили в России, что усиливает конфликт. Но несмотря на многие недостатки, было бы лучше сохранить диалог, чем от него отказаться. Вальвода предложил повысить прозрачность консультаций. Джибладзе согласился с этим, несмотря на то, что с момента первого диалога был достигнут существенный прогресс, когда ещё ни одно российское НКО не принимало участия в консультациях. Однако из-за постоянного давления на российские НКО, они, в конечном итоге, были приглашены к участию. Он также заявил, что ЕС не должен волноваться из-за того, что заставляет российское правительство нервничать, так как надо понимать, что Россия не стремится к экономической и политической изоляции. Дегерт сожалел о том, что консультации о российских НКО не проходят в России. Но он подчеркнул, что на всех встречах на высшем уровне обсуждаются проблемы прав человека, и это будет продолжаться. Фрейзер Кэмерон упомянул паранойю Путина, связанную с оранжевой революцией в Украине, и его решимость не допустить подобную ситуацию в России. Джибладзе заявил, что как и 30 лет назад отношения общества и правительства не изменились. Он процитировал Сахарова, который в 1993 году сказал, что Россия нуждается в давлении (на государство) и поддержке (общества), которая, по его мнению ей необходима прямо сейчас.
Кроме того, участники дискуссии обсудили и представительство некоммерческих организаций в российских регионах, за пределами Москвы и Санкт-Петербурга. Было важно оценить главные тенденции в регионах и отследить различные взгляды гражданского общества. В конце обсуждения Фрейзер Кэмерон подчеркнул важность инициативы ЕС выступать единым фронтом против России, в том числе в области прав человека. Во время визитов в Россию лидерам стран Евросоюза следует также стремиться встречаться с представителями гражданского общества, чтобы продемонстрировать свою солидарность.
Встреча с представителями Европейской службы внешнеполитической деятельности (ЕСВД).
Во время рабочего обеда с Вероникой Арно, директором управления по правам человека и многосторонними отношениям ЕСВД и другими официальными лицами, прошла дискуссия о ситуации, связанной с контролем Интернета в России. Обсуждались случаи о взломе аккаунтов активистов гражданского обществ. Были представлены черные списки интернет-сайтов, которые были составлены на основе антиэкстремистского законодательства и законов, защищающих несовершеннолетних.
Уровень свободы слова в СМИ по сравнению с предыдущими десятью годами, также вызвала беспокойство. Было выявлены много признаков самоцензуры. В то же время, социальные медиа стали играть все более важную роль для молодого поколения, которые уже не читают газеты и не смотрят телевизор.
Возвращаясь к закону об «иностранных агентах» члены Форума пояснили, что хотя российские власти и предложили ряд поправок к закону, Кремль всё же не стал менять название – и это было главной проблемой. Правительство использует закон как потенциальную угрозу для всех НКО, независимо от того, получают они государственную поддержку или нет. Кроме того, закон используется в публичных дебатах против НКО, которые получают все больше и больше негативных оценок со стороны средств массовой информации.
Было отмечено, что число людей, занимающихся вопросами экологии, стало снижаться, так как подобные действия часто связаны с нарушением законодательства Правительства или компаний, что, в свою очередь, влечёт за собой политическое вмешательство. Люди боятся уголовного преследования. В то же время правительство поощряет НКО, которые занимаются сферой коммунальных услуг (например, сбором отходов) и, следовательно, не представляют угрозу для властей.
Нахождение россиян в Европе и их коррупционная деятельность там также стало предметом дискуссии. Важно, чтобы ЕС держал эту ситуацию под контролем, особенно в секторе энергетики, и принимал соответствующие меры.
Встреча со специальным представителем Европейского союза по правам человека Ставросом Ламбринидисам.
По словам г-на Ламбринидиса, его визит на Форум очень своевременный, поскольку он планировал поездку в Россию в конце октября. Одной из его главных тем будет реформа судебной, пенитенциарной систем и условий содержания под стражей. Участники Форума обратили внимание Ламбринидиса на ситуацию в следственных изоляторах, где долгое время без суда находится большое количество людей, которые часто подвергаются пыткам. Важно, чтобы специальный представитель ЕС встретился с активистами гражданского общества и эта встреча была подробно освещена в СМИ. Ламбринидис пообещал выполнить просьбу и попросил отправить ему имена людей, с которыми он должен поговорить.
Встреча с генеральным директором по вопросам Европы и Центральной Азии Европейской службы внешней деятельности Луисом Фернандесом де ла Пенья
Фернандес де ла Пенья объяснил, что Европейская служба внешнеполитической деятельности известно о сложной ситуации с гражданским обществом в России и госпожа Эштон выражает беспокойство ЕСВД по этому поводу при каждом удобном случае. Он признал, что члены Евросоюза также должны быть в это вовлечены и заострять внимание на подобных проблемах, но ЕСВД не вправе приказывать это делать, отметил Фернандес де ла Пенья. Члены Форума вновь подчеркнули важность открытых заседаний с гражданским обществом. Г-н Фернандес приветствовал недавно опубликованный доклад рабочей группы Форума гражданского общества по упрощению визового режима. Улучшение визовых процедур важно для установления контактов между людьми разных стран, а также для развития бизнеса.
На Гражданском Форуме ЕС-Россия в Брюсселе, прошедшем 31 мая в преддверии саммита ЕС-Россия в Екатеринбурге, участники осудили недавнюю репрессивную политику в отношении НКО в России, и договорились открыто высказывать свою критику в адрес российских властей.
Бен Джуда, автор книги «Хрупкая империя: как Россия полюбила и разлюбила Владимира Путина» заявил, что за последние три года ситуация в России изменилась коренным образом, однако политика ЕС в отношении неё осталась прежней и не учитывает тот факт, что Путин превратил Россию из авторитарного государство в репрессивное. Оказывая давление на гражданское общество, власти опирались на отсутствие единой трактовки законов, поэтому НКО оказались фактически беззащитными. Даже Сергей Гуриев, один из знаковых политических деятелей, критиковавших власть, был вынужден покинуть страну. Даже среди простых российских граждан возрастает опасения за свое будущее.
ЕС должен более активно критиковать такие события, заявил Джуда. Многие россияне не доверяют ЕС, указывая на то, что европейские лидеры отказываются открыто комментировать дело Навального. Заявления Евросоюза не доходят до общественности России, так как они публикуются только на веб-сайте Европейской дипломатической службы, а не в российских газетах. Это время для того чтобы ЕС отстоял свои ценности в отношениях с Россией, так как этот режим не будет длиться вечно, поэтому Евросоюз должны быть на правильной стороне истории. Это должно подтолкнуть Совет Европы создать трибунал для расследования соблюдения Россией конвенции о защите прав человека и заморозить все переговоры по безвизовому режиму пока не изменится курс российской политики.
Ксения Вахрушева из Экологического правозащитного центра «Беллона» в Санкт-Петербург (а также член Координационного совета Гражданского Форума ЕС-Россия) заявила, что Россия находится на критической стадии своего развития. По её словам, российские власти проводят проверки НКО на предмет нарушения правил пожарной безопасности и наличия доказательств внешнеполитической поддержки. Вахрушева также сказала, что не было дано четкого определения термину «иностранный агент». Она согласилась, что многие россияне были недовольны Путиным, но это неудовлетворение не повлияло на их электоральное поведение. Люди до сих пор помнят беспорядки 90-х годов. Тогда оппозиция столкнулась с рядом трудностей, когда правительство стремилось её расколоть. В то время было очень трудно получить финансирование из-за рубежа и провести кампанию по всей России.
По словам Вахрушевой, этой теме следует уделить больше внимания на Совете Европы и выработать более консолидированную политику ЕС в отношении России. Она также отметила, что Россия нуждается в ЕС больше, чем ЕС в России. Евросоюз должен использовать это обстоятельство.
Вице-президент International Crisis Group Ален Делетроз заявил, что ЕС был слишком осторожен и сдержан в отношениях с Россией. Несмотря на то, что в некоторых областях было достигнуто продуктивное сотрудничество (например, в Африке) многие россияне уже не рассматривают Евросоюз как важного участника мировой политики, а, следовательно, снижается степень уважения к Брюсселю. Также образ ЕС в российских средствах массовой информации был искажен и представлен в негативном контексте. Например, недавний телевизионный выпуск новостей в прайм-тайм был сосредоточен на теме педофилии в ЕС. Также, по словам Делетроза, Совет Европы это ключевая организация и еще многое предстоит сделать для того, чтобы Россия продолжала выполнять свои обязательства. Евросоюзу следует быть более открытым и откровенным в своих отношениях с Москвой.
Луиз Фелипе Фернандез де ла Пена, управляющий директор Европейской внешнеполитической службы по Европе и Центральной Азии заявил, что у ЕС нет единства во внешнеполитикой стратегии. Евросоюз придерживается слишком европоцентристских взглядов и часто демонстрирует высокомерие в отношении третьих стран мира. Переходный период в России протекал иначе, чем в других постсоветских государствах, утверждает он. Здесь важно разобраться во временной перспективе, а также истории России.
Отвечая на негативную оценку в отношении политики ЕС, он заявил, что именно Евросоюз наиболее активно подвергал критике Россию за ситуацию с правами человека. Но он не отрицает, что многие государства-члены ЕС имеют большую заинтересованность в установлении союзнических отношений с Россией, что затрудняет ведение единой политики. Важно, однако, сохранить стремление к более согласованному подходу. Повестка дня саммита, проходящего на следующей неделе, довольно традиционная – торговля, энергетика, инвестиции, внешняя политика, защита прав человека, данные о пассажирах и т.д. Это можно назвать небольшим прогрессом в сторону нового Соглашения по Партнерству и Сотрудничеству, однако нет никакой реальной альтернативы, кроме как продолжать переговоры с Россией.
Глава офиса Совета Европы в Брюсселе вмешалась и заявила, что СЕ очень активно стимулировал Россию в отношении улучшения положения с правами человека, верховенства закона и положений о выборах. На прошлой неделе Генеральный секретарь находился в России с рабочим визитом и встречался с Путиным, он публично критиковал репрессивные действия в отношении гражданского общества. Совета Европы также собирается открыть офис в Москве.
На форуме также обсуждались следующие вопросы: Россия и БРИКС, китайско-российские отношения, роль регионов, разрозненные оппозиционные группы, общие соседи и потенциальные рычаги воздействия ЕС.
Совместно с Гражданским Форумом ЕС-Россия и некоммерческой организацией «Инициатива европейской стабильности»
Накануне саммита ЕС-Россия в Екатеринбурге Центр ЕС-Россия приглашает вас на конференцию, посвященную внутренней и внешней политики России, и её последствиям для ЕС. Насколько серьезен авторитарный дрейф в России? Как ЕС может влиять на эти тенденции? Существует ли хоть какое-то взаимопонимание с соседними государствами? Стоит ли ЕС добиваться нового стратегического соглашения с Россией?
Конференция пройдет в пятницу, 31 мая с 11:00-13:00 в Пресс-клубе. Адрес: Брюссель 1040, ул. Фруассар, 95.
Участники: Фрейзер Камерон, директор Центра ЕС-Россия
Бен Джуда, сотрудник организации «Инициатива европейской стабильности» и автор книги «Хрупкая империя: Как Россия полюбила и разлюбила Владимира Путина»
Ален Делетроз, вице-президент Крайсис Груп
Ксения Вахрушева, Экологический Правозащитный Центр «Беллона», Санкт-Петербург; член Координационного совета Гражданского Форума ЕС-Россия
Джеральд Краус, директор организации «Инициатива европейской стабильности»
Луис Фелипе Фернандес де ла Пенья, генеральный директор Европейской службы внешнего действия по Европе и Центральной Азии
Миф о грязных российских деньгах
Фрейзер Камерон, Мария Орджоникидзе
Пока неясно когда и как будет разрешен банковский кризис на Кипре. Несомненно одно: множество корпоративных и частных клиентов из России, имевших счета в по меньшей мере двух крупнейших кипрских банках понесли серьезные убытки из-за замораживания и потери активов. Какие же уроки могут быть извлечены уже сегодня из этой истории?
Банковский кризис на Кипре показал, насколько недоверчиво Европа относится к российскому бизнесу. Российские вкладчики, как компании, так и частные лица, всерьез пострадали от действий Евросоюза, заставившего правительство Кипра принять столь жесткие меры. Почти все европейские СМИ называли российские деньги на Кипре коррупционными или криминальными. Убежденность, что Кипр – это гавань для «грязных российских денег», стала главным фактором в спокойном отношении ЕС к возможности банкротства по меньшей мере одного крупного кипрского банка.
Российские компании и частные лица действительно составляли большую часть вкладчиков кипрских банков, но наказывать всех вкладчиков-россиян за просчеты правительства Кипра явно несправедливо, а, возможно, и незаконно.
Акции множества российских компаний продаются на международных биржах, многие российские компании публикуют финансовую отчетность в соответствии с международными стандартами и имеют вполне респектабельные международные организации среди своих акционеров. Кипр привлекает бизнес и вкладчиков, благодаря своей правовой системе, привлекательным ставкам корпоративных налогов, развитой сфере правовых, консультационных, финансовых услуг, и предлагает абсолютно законные возможности для создания и развития бизнеса. Многие американские, британские и европейские компании также зарегистрированы на Кипре и используют удаленный сервис его банков для международных транзакций между своими филиалами и представительствами во всем мире. До недавнего времени офис на Кипре позволял российским компаниям использовать международные соглашения по защите инвесторов, что всегда востребовано в России.
Что касается тысяч частных лиц, имеющих солидные вклады в кипрских банках, то большая их часть вовсе не коррупционеры. На Кипре существует большая и процветающая колония россиян, этим людям российские законы позволяют иметь счета в иностранных банках и хранить на них свои сбережения. Российская банковская система ненадежна, за последние 50 лет у россиян деньги неоднократно конфисковывали, замораживали, отбирали и обесценивали. Это научило россиян не доверять отечественным банкам.
Желание россиян хранить свои сбережения за границей трудно расценить как преступное. Следы преступлений и коррупции можно найти в любом банке мира, включая и кипрские. Так почему проблемы кипрских банков, не имевших дела с Россией, решаются сегодня, в основном, за счет конфискации российских вкладов?
Причина этого кроется в плохой международной репутации российского бизнеса в целом. Несмотря на прогресс, которого достиг российский бизнес за последние 20 лет, его репутация как будто застряла в 90-х. Последние 10 лет имидж российского бизнеса ухудшился, благодаря случаям грубых рейдерских захватов. Неудивительно, что россияне по всему миру имеют репутацию коррупционеров.
Ситуация на Кипре уже почти история. Россияне не возместят свои убытки, но он получили хороший урок: деловая репутация в современном мире имеет ощутимую стоимость. Таким образом, если российские компании и вкладчики не хотят в будущем оплачивать экономические кризисы, им стоит начать сегодня над своей репутацией.
Фрейзер Камеров, директор Центра ЕС-Россия, Мария Орджоникидзе, Мария Орджоникидзе, Исполнительный секретарь Центра ЕС-Россия. Центр ЕС-Россия – неправительственная организация в Брюсселе, способствующая диалогу между ЕС и Россией.
18 декабря 2012 года: саммит ЕС-Россия в Брюсселе: Перспективы отношений – какова роль гражданского общества? (видео)
23 октября Центр ЕС-Россия провел панельную дискуссию «Мечта Путина – Евразийский союз». Дискуссию вел Фрейзер Камерон, директор Центра ЕС-Россия. В дискуссии участвовали Марк Франко, старший советник Центра ЕС-Россия, Ольга Шумило-Тапиола, эксперт Брюссельского центра Карнеги, и Майкл Палч, глава российского отдела внешнеполитического ведомства ЕС.
Марк Франко дал историческую ретроспективу создания Евразийского Союза и предложил различные объяснения, почему именно сейчас и зачем Путин решил создать этот союз. Просто ли это Потемкинская деревня? Он высказал свою точку зрения по вопросам, касающимся организации союза и роли, которую в нем играет Россия. От вступления в союз могут выиграть Беларусь и Казахстан. Выгоды для России неочевидны. Тем не менее, с точки зрения геополитической перспективы проект Евразийского союза возник как реакция на инициативу ЕС «Восточное партнерство». Другой возможной причиной является конкуренция с Китаем за богатые энергоресурсами среднеазиатские страны. Еще одним фактором являются внутренние споры между консерваторами, благоволящими Евразийскому союзу, и либералами, симпатизирующими Евросоюзу. Может ли Россия модернизироваться с помощью Евразийского союза? Касаясь реакции ЕС на Евразийский союз, Франко предположил, что ЕС стоит попытаться сотрудничать с Россией и Евразийским союзом.
Ольга Шумило-Тапиола объяснила, почему Запад и Европа относятся, в основном, негативно к Евразийскому союзу. По ее мнению, одна из причин – недостаток информации о проекте. Она подчеркнула, что Россия хочет, чтобы ЕС ее воспринимал как равного партнера и как одну из движущих сил проекта Евразийского союза. В отличие от Франко она не считает, что основная цель России в этом проекте приобретение власти и влияния в регионе. Она указала, что в будущем три фактора будут определять будущую траекторию. Первый фактор – это Украина, стремящаяся приблизиться к ЕС путем заключения ассоциативного соглашения, нахождения в серой зоне или присоединения к ЕС. Второй фактор – Беларусь и Казахстан, которые способны оказать большое влияние на процесс принятия решений. И, наконец, фактор ЕС: тут имеет значение степень подозрительности в отношении возможностей России к сотрудничеству.
Майкл Палч поделился информацией о практических аспектах позиции Евросоюза, указав на трудности, с которыми столкнется ЕС при увязывании торговых вопросов с Россией при непременном участии Евразийского союза. Он объяснил, что ЕС в принципе поддерживает Евразийский союза как региональный интеграционный процесс и обладает опытом для участия в этом процессе. Тем не менее, существуют два возражения против этой поддержки: вступление должно быть добровольным, а развитие не определяться существующими связями между странами-участниками. Он предположил, что в будущем ЕС и Евразийский союз могут создать пространство, в которой бизнес будет функционировать свободно.
В последовавшей дискуссии большинство вопросов касались отношений ЕС с Беларусью и Казахстаном, были выражены сомнения относительно намерений России. Другим заинтересовавшим участников аспектом стала решающая роль Украины, было высказано предположение, что это не так, так как Украина стала членом ВТО. В ходе дискуссии Майкл Палч указал, что договоренности по торговле и инвестициям, вошедшие в двустороннее соглашение между ЕС и Россией, крайне важны для дальнейшего постепенного расширения сотрудничества. Марк Франко повторил свой тезис, что Евразийский союз в большей либо меньшей степени геополитический проект, в то время как Ольга Шумило-Тапиола указала на различия между СНГ и Евразийским союзом, отметив ключевую роль ЕС в дальнейшем развитии проекта.
Центр ЕС-Россия пригласил на встречу авторов доклада, выпущенного Chatham House, на встречу в Брюсселе 28 февраля.
Сэр Эндрю Вуд (бывший посол Великобритании в России) сказал, что приближающиеся выборы часть процесса изменений. Антипутинские демонстрации удачно продемонстрировали уровень несогласия в России. Остается открытым вопрос, как велики будут злоупотребления на избирательных участках 4 марта. Скорей всего, Путин не будет запускать настоящие реформы, так как это может повредить положению элиты. Однако попытка сохранить статус кво не обеспечивает стабильность на фоне растущих ожиданий среднего класса, желающего решать больше в жизни своей стране и в своих собственных судьбах. Появление серьезной оппозиции займет время. Но в этот период Запад должен быть честен и правдив в отношениях с Россией.
Лилия Шевцова (Фонд Карнеги, Москва) уверена, что народ сказал свое слово. Путин сегодня главный дистабилизирующий фактор в российской политике. Несомненно, он будет вынужден манипулировать результатами голосования, чтобы победить в первом туре. Не забудутся и выступления в предвыборный период. Непонятно, как Путин будет руководить страной в условиях враждебности к нему Петербурга и Москвы. Однако Путин просто не может пойти на реформы. Конец Путина настанет тогда, когда к среднему классу присоединятся рабочие.
Профессор Филип Хансон (Бирмингем) заявил, что хотя большинство стран, как свидетельствует экономическая статистика, показали 4% роста, для России настал период экономического упадка и неопределенности. Безмятежные дни семипроцентного роста остались в прошлом. Экономика чрезвычайно зависима от цены на нефть и общемировая ситуация (так называемый кризис еврозоны) работает против России. Драматически снижается количество населения трудоспособного возраста. Единственный выход – это реализация обширной программы модернизации, основанной на верховенстве закона, как предлагают эксперты в Программе-2020.
Джеймс Никси (Chatham House) предположил, что Россия все еще смотрит на Запад и жаждет уважения мирового сообщества. В отношениях между ЕС и Россией не наблюдается большого прогресса, впрочем реальной перезагрузки не произошло и с США. Россия стремится развивать сотрудничество с БРИКС. Москва недовольна Арабской весной и по-прежнему рассматривает мир как игру с нулевым результатом. Но это не имеет успеха в случаях с Северной Кореей и Ираном. Позиция России по Сирии стала реакцией на выдачу мандата по Ливии, который был выдан по принципу соседства как права на вмешательство.
Марк Франко (старший научный сотрудник Центра ЕС-Россия) заявил, что для Путина приближаются тяжелые времена, так как он не в состоянии провести в России реформы. Путин уничтожил многие свободы, данные Ельциным, и возродил политический контроль над экономикой. Виден контраст между личной свободой и гражданскими правами. Существует ряд интересных параллелей с Мубараком.
В заключение Фрейзер Камерон заявил, что Путин оказался в классической ситуации, описанной в романе «Уловка-22». Если он не начнет реформы, ему придется уйти, если он их начнет, ему все равно придется уйти.
Серджион Векьи, в прошлом сотрудник структур ЕС, подчеркивает важность сотрудничества ЕС и России в своей работе “Устойчивая близость” (на английском).