Пн | Вт | Ср | Чт | Пт | Сб | Вс |
---|---|---|---|---|---|---|
« Март | ||||||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 |
8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 |
15 | 16 | 17 | 18 | 19 | 20 | 21 |
22 | 23 | 24 | 25 | 26 | 27 | 28 |
29 | 30 | 31 |
22 августа 2012: Фрейзер Кэмерон выступает на Форуме Альпбах.
3-4 июня президент Путин будет принимать президентов ван Ромпея и Баррозо в Петербурге на первом после его возвращения в Кремль саммите Россия-ЕС. Может ли этот саммит придать столь необходимый импульс для перезагрузки стагнирующих отношений между ЕС и Россией? В свете кризиса еврозоны рассматривает ли все еще Россия ЕС как заслуживающего доверия партнера?
Без сомнения лидеры ЕС предпочитали работать с президентом Медведевым. На саммите в прошлом декабре «лебединая песня» Медведева на международной арене в качестве президента России была исполнена в дружелюбной атмосфере и помогла тянущемуся много лет процессу вступления России в ВТО. Напротив, когда в октябре премьер-министр Путин прибыл во главе делегации в Брюссель, на пресс-конференции он ругал ЕС за несправедливость в отношении Газпрома.
Путин вернулся в Кремль и ЕС волей неволей придется в следующие шесть лет иметь с ним дело. Обе стороны надеются, что саммит в Санкт-Петербурге даст толчок длительным переговорам по новому партнерскому соглашению. Торговля и инвестиции – также сложные вопросы, в которых Москва неохотно идет на уступки, помня о тех, которые уже были сделаны в переговорах по ВТО. ЕС пытается доказать, что ВТО является всемирным проектом, в то время как переговоры между ЕС и Россией должны быть на более высоком уровне и включать такие аспекты, как регулятивные стандарты. »
22 июня 2012. Дмитрий Тренин (Фонд Карнеги, Москва) и Чарльз Грант (CER, Лондон) выступают на дискуссии, посвященной участию России и Китая в мировом регулировании
18-19 июня 2012. Директор Центра ЕС-Россия Фрейзер Камерон выступает на встрече Делового Совета Ad Hoc
7 июня 2012. Директор Центра ЕС-Россия выступает с докладом, посвященном России и странам БРИК, в Университете Астон
Новое поколение российских специалистов по международной политике, в особенности живущие за пределами Москвы, все более скептически относится к главным постулатам российской дипломатии и считает, что в отношениях России с ее ближайшими партнерами (включая ЕС и соседские страны) больше ошибок, чем достижений. Этот вывод я сделал на основании проведенного в марте-апреле 2012 года исследовании для фондов Горчакова и «Наследие Евразии», включавшем 30 интервью и фокус-групп, посвященных современной российской внешней политике, в которых участвовали молодые российские специалисты. Большинство респондентов прослушали курс международных отношений, обладали опытом практической работы в разных странах в сфере бизнеса, образования, журналистики, государственной службы, а также академической подготовкой.
Выводы
Во-первых, молодые российские специалисты явно сомневаются, что постсоветское пространство действительно является основным приоритетом российской дипломатии. Политика Москвы в отношении СНГ характеризовалась как «неоимпериалистическая», «безответственная», «не приносящая практической пользы населению» (последнее утверждение было связано с тем, что Россия «де факто оккупировала Абхазию и Южную Осетию), но никогда не определялась как «сотрудничество». Многие респонденты полагают, что война с Грузией в августе 2012 года была серьезным дипломатическим провалом России, и ожидают возобновления двусторонних отношений с администрацией Саакашвили. »
Что изменится в российской внешней политике в связи с возвращением в Кремль Владимира Путина? Ответ лаконичен: ничего. Хотя Конституция предполагает, что окончательные решения принимает президент, в России сложилась такая структура власти, при которой Дмитрий Медведев не мог принять никакого серьезного решения в вопросах внешней политики или безопасности без консультаций со своим покровителем, бывшим и будущим президентом.
Во время своего пребывания на посту президента Путин пытался разработать и проводить такую политику в сфере безопасности, которая помогала бы России оказывать максимальное влияние на соседние страны и приближала бы ее к цели – возвращению на мировую сцену в качестве одного из важнейших игроков. Он (и Медведев) использовал разнообразные инструменты для достижения этих целей: оружие (Грузия), энергетический шантаж (Украина), финансовая помощь (Армения), дипломатические пути (заявления БРИК, предлагающие новый договор по европейской безопасности). Россия также пыталась создать новую региональную организацию по безопасности, либо присоединиться к какой-нибудь подобной организации, либо влиять на нее к своей выгоде.
Во время своей избирательной кампании Путин подчеркивал, что способствовал тому, что Россия вновь воспринимается как одно из сильнейших государств. Он критиковал Америку и пообещал увеличить оборонный бюджет на 50%. »
Набрав более 60% голосов на президентских выборах, Владимир Путин возвращается Кремль. На самом деле он никогда и не покидал его. Несчастный Дмитрий Медведев последние четыре года просто хранил место для своего патрона. Все разговоры о модернизации, борьбе с коррупцией и важности верховенства закона оказались пустой болтовней.
Будут, без сомнения, обвинения в подтасовках, однако результаты выборов указывают на главный недостаток политической системы: она не дает места настоящей демократической конкуренции. После массовых демонстраций, причиной которых стали фальсификации на декабрьских выборах в Думу, описанные и в отчете ОБСЕ, Путин счел невозможным доказать, что он имеет общественный мандат на следующие шесть лет. Что-то фундаментально изменилось в российской политике и невозможно будет загнать джинна обратно в бутылку.
С того момента, как Путин десять лет назад пришел во власть, он развивает то, что политические аналитики называют «властной вертикалью», а другие считают клановым капитализмом. Смысл его в предоставлении привилегий узкому кругу друзей и коллег Путина, многие из которых в прошлом служили в силовых структурах или разведке («силовики»). Используя СМИ и препятствуя регистрации других партий, Путин добился, что «Единая Россия» стала доминирующей партией России. Его оппоненты называют ее «партией жуликов и воров», намекая, что многие ее члены главной своей целью видят набивание собственных карманов. Эта система многих устраивала – пока росла экономика. »
Многие критиковали Россию за ее отказ разделить мнение большинства стран по ситуации в Сирии: во-первых, за ее вето вместе с Китаем на проект резолюции Совета Безопасности, во-вторых, за ее отказ принять приглашение на конференцию «Друзья Сирии», которая прошла в Тунисе 24 февраля. Хиллари Клинтон и Уильям Хейг пытались изменить точку зрения России, указывая на то, что падение режима Асада это только вопрос времени и Россия «должна быть на стороне правых в историческом процессе». Почему Россия наложила вето и противопоставила себя Лиге арабских государств и большей части международного сообщества?
У такой российской позиции много причин. Во-первых, опасения, что радикальный ислам на Ближнем Востоке может оказать воздействие на стабильность в самой России с ее большим исламским населением, а также в соседних странах Кавказа и Средней Азии. Россия также беспокоится о возможной нестабильности в случае возвращения к власти в Афганистане Талибана. Во-вторых, Москва заинтересована в том, чтобы не повторилась ситуация, которую они рассматривают как ошибку, – поддержка резолюции Совета Безопасности о введении бесполетной зоны над Ливией. России понятно, что Запад обманул ее, расширив полномочия по мандату о бесполетной зоне до поддержки смены режима. В-третьих, России не нравится принцип «ответственность за защиту», который они рассматривают как доктрину, угрожающую национальному суверенитету. Россия опасается, что когда-нибудь этот принцип может быть направлен и против нее. »
Выборы в Думу могут обернуться пирровой победой для Владимира Путина и «Единой России». Ожидалось, что эта партия соберет около 60% голосов, однако в действительности огромными усилиями удалось набрать только 50%. «Экзит поллы» показали, что официальные результаты выборов были серьезно фальсифицированы. Некоторые эксперты уверены, что на самом деле путинская партия получила меньше 30% голосов. Мониторинговая группа ГОЛОС заявила, что выборы нельзя считать ни свободными, ни справедливыми из-за многочисленных нарушений избирательного законодательства как перед выборами, так и в сам день выборов. Бывший президент Михаил Горбачев призвал к повторным выборам, заявив, что «имели место многочисленные фальсификации и подтасовки, и оглашенные результаты не отражают волю избирателей».
Глава внешнеполитического ведомства ЕС Кэтрин Эштон и Госсекретарь Хиллари Клинтон подвергли критике выборы в Думу за допущенные в их ходе серьезные нарушения. Хиллари Клинтон прямо назвала выборы в Думу «несвободными и несправедливыми». Она заявила, что «произошедшие в день выборов попытки манипуляций с урнами для голосования и списками избирателей противоречат основным правам человека». Она также отметила, что «российские избиратели заслуживают «полного разбирательства фальсификаций и манипуляций на выборах». »