Пн | Вт | Ср | Чт | Пт | Сб | Вс |
---|---|---|---|---|---|---|
« Март | ||||||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 |
8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 |
15 | 16 | 17 | 18 | 19 | 20 | 21 |
22 | 23 | 24 | 25 | 26 | 27 | 28 |
29 | 30 | 31 |
Что изменится в российской внешней политике в связи с возвращением в Кремль Владимира Путина? Ответ лаконичен: ничего. Хотя Конституция предполагает, что окончательные решения принимает президент, в России сложилась такая структура власти, при которой Дмитрий Медведев не мог принять никакого серьезного решения в вопросах внешней политики или безопасности без консультаций со своим покровителем, бывшим и будущим президентом.
Во время своего пребывания на посту президента Путин пытался разработать и проводить такую политику в сфере безопасности, которая помогала бы России оказывать максимальное влияние на соседние страны и приближала бы ее к цели – возвращению на мировую сцену в качестве одного из важнейших игроков. Он (и Медведев) использовал разнообразные инструменты для достижения этих целей: оружие (Грузия), энергетический шантаж (Украина), финансовая помощь (Армения), дипломатические пути (заявления БРИК, предлагающие новый договор по европейской безопасности). Россия также пыталась создать новую региональную организацию по безопасности, либо присоединиться к какой-нибудь подобной организации, либо влиять на нее к своей выгоде.
Во время своей избирательной кампании Путин подчеркивал, что способствовал тому, что Россия вновь воспринимается как одно из сильнейших государств. Он критиковал Америку и пообещал увеличить оборонный бюджет на 50%.
Окружение Путина, в большинстве своем состоящее из силовиков, видящих мир в черно-белой гамме, в большей степени, чем аналогичные круги в ЕС, склонно полагаться на силовые методы. Об этом свидетельствует и методы России в борьбе с «терроризмом» в Чечне.
Россия продолжает с подозрением относится к НАТО (и к ОБСЕ) и противится любым дальнейшим расширениям альянса и его планам по размещению ПРО. Хотя разногласия между Россией и НАТО были зафиксированы в ходе конференции в Лиссабоне, дискуссия о них возобновилась в прошлом месяце на саммите в Чикаго. Несомненно, знаменитая «перезагрузка», придуманная для того, чтобы придать новое дыхание отношениям между Россией и США, не будет запущена, по крайней мере, до того, как будут известны результаты выборов президента США, которые пройдут в ноябре.
Россия, как и Китай, также относится с подозрением к попыткам Запада применять доктрину «права на защиту». Она считает себя обманутой резолюцией по Ливии и наученная этим опытом в феврале наложила вето на проект резолюции по Сирии. Путин, скорей всего, будет поддерживать установку на невмешательство во внутренние дела третьих стран.
Путин выказал интерес к БРИК и региональным организациям по безопасности, таким как ОДКБ и ШОС. Уже прошли четыре саммита БРИК, первый из которых прошел в России в 2009, а последний в прошлом месяце в Индии. Есть некоторая общность между странами БРИК по основным проблемам безопасности, но Россия пытается использовать эту группу в противовес доминированию США в мире и поднять, таким образом, свой престиж.
Что касается ближайшего соседства, то у России два основных интереса – безопасность и энергетика. В отличие от 90-х, Россия сегодня сконцентрировалась на Средней Азии, не в последнюю очередь из-за ее огромных запасов нефти и газа, которые крайне важны для собственной энергетической стратегии Москвы. Без дополнительного газа из Казахстана, Туркменистана и Узбекистана Газпром не сможет выполнять свои обязательства, и сомнения Европы относительно надежности России как поставщика подтвердятся. Сближение со Средней Азией, скорей всего, продолжится.
В то время как двусторонние соглашения являются основой отношений России с соседями, различные многосторонние региональные инициативы – Содружество Независимых Государств (СНГ), Евразийское экономическое сообщество (ЕврАзЕС), Центрально-Азиатское сотрудничество (ЦАС), Организация Договора о коллективной безопасности (ОДКБ) и Шанхайская Организация Сотрудничества (ШОС) – дают Москве возможность и в будущем усиливать свое влияние в конкретном регионе.
В то время как цели СНГ и ШОС включают в себя также экономические и культурные аспекты, ОДКБ сконцентрирована на вопросах безопасности и это делает ее в глазах России аналогом НАТО. Однако участники этой организации не всегда разделяют мнение Москвы. Например, Россия так и не смогла заставить участников ОДКБ признать независимость Абхазии и Северной Осетии в 2008 году. За исключением нескольких антитеррористических проектов ШОС не показала себя эффективной организацией, однако является удачной площадкой для России и Китая для регулирования их соперничества в Средней Азии с помощью совместной борьбы с опасностями терроризма, экстремизма и однополярного мира.
Россия перешла от почти полного игнорирования своих соседей, характерного для 90-х, к активному налаживанию близких политических, оборонных и экономических связей. Такая смена курса началась с прихода в Кремль Путина и подъема цен на нефть, что дало ему необходимые ресурсы для развития связей с соседями. Эта политика будет продолжаться.
Несмотря на противоречия по вопросу ПРО, Россия улучшила свои отношения с Европой, в особенности с Польшой после избрания премьером Туска. Но отношения с ЕС заглохли из-за споров по целому ряду вопросов. Долгожданное вступление России в ВТО должно дать необходимое ускорение переговорам о новом соглашении между ЕС и Россией.
Будущее внешней политики связано с внутренней политической и экономической ситуацией в России. Без модернизации Россия вряд ли будет иметь экономические возможности для поддержки эффективной внешней политики. Россия будет продолжать использовать международные (ООН/ОБСЕ) и региональные организации (ОДКБ/ШОС), чтобы защищать и лоббировать свои национальные интересы, но основной упор будет делать на двусторонние соглашения.
Цель Путина – создание Евразийского Союза, основанного на заключенном в 2009 году таможенном союзе между Россией, Белоруссией и Казахстаном. Путин подчеркивал, что вслед за единым рынком и безвизовой зоной последует и введение единой валюты. Большинство экспертов склонно считать, что это, скорее, предвыборная уловка, чем серьезное предложение. Но эта идея была замечена в Пекине. Китай, несомненно, будет играть важную роль, так как, несмотря на стратегическое сотрудничество между двумя странами, между ними также существует и постоянное геополитическое соперничество.
В заключении мы должны отметить, что вряд ли с возвращением Путина в Кремль во внешней и оборонной политике России произойдут существенные перемены. Москва по-прежнему будет, скорее, реагировать, чем предлагать что-то сама. Она останется непростым партнером для ЕС и США. Пространство для маневра будет в большей степени зависеть от внутренних изменений в России – и от цены на нефть.