Пн | Вт | Ср | Чт | Пт | Сб | Вс |
---|---|---|---|---|---|---|
« Март | ||||||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 |
8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 |
15 | 16 | 17 | 18 | 19 | 20 | 21 |
22 | 23 | 24 | 25 | 26 | 27 | 28 |
29 | 30 | 31 |
Чуть больше года назад казалось, что стремление России вступить во Всемирную торговую организацию вот-вот осуществится. Глава комиссии ЕС по торговле Кэтрин Эштон провела тогда, в начале июня, весьма продуктивную встречу в Санкт-Петербурге с министром экономического развития России Эльвирой Набиуллиной.
Они договорились о взаимном гибком подходе к приблизительно десятку остававшихся нерешёнными вопросов двусторонних отношений. К ним относились российские экспортные пошлины, особенно на лес, уровень железнодорожных тарифов для товаров, идущих транзитом через Россию, и ограничение Россией импорта мяса, молока и продуктов растениеводства.
Вскоре после того Россия провела столь же конструктивную встречу с США, и все очень надеялись, что основные двусторонние переговоры с ЕС и Америкой будут вскоре завершены и что приблизительно 50 оставшихся пунктов смогут быть доработаны на заключительном этапе многосторонних переговоров. Тогда баронесса Эштон заявила: «Сейчас у нас имеется общее понимание того, какие расхождения во взглядах необходимо преодолеть. Мы договорились, что вступление в ВТО должно быть завершено до конца этого года». »
В прошедшем месяце в прессе прошло много публикаций о необходимости учета постановлений Европейского суда по правам человека для предотвращения нарушений Конвенции о защите прав человека и основных свобод (см., например, «Судьи должны постоянно держать перед глазами ключевые цитаты из европейских решений, чтобы в ежедневной работе ориентироваться на Страсбург» // Российская газета).
Как сообщила Российская газета, теперь Верховный Суд РФ включает извлечения из постановлений Европейского суда по правам человека (далее – ЕСПЧ) в регулярные обзоры судебной практики, которые направляются всем судьям государства. Нововведение можно только поддержать. Но и удержаться от предложения о совершенствовании данной меры невозможно.
Практика показывает, что судьи, как правило, обращают свое внимание на Конвенцию, только если аргументы стороны основаны на Конвенции и постановлениях ЕСПЧ.
Непосредственно после ратификации Конвенции о защите прав человека и основных свобод (далее – Конвенция) отсутствие осведомленности о Конвенции служило главным препятствием в ее применении российскими судами. Но с каждым годом ситуация меняется в лучшую сторону. Многие российские судьи отлично знают положения части 4 статьи 15 Конституции РФ и постановления Пленума Верховного Суда РФ, затрагивающие вопросы применения Конвенции. »
В течение августа на российском телевидении сюжеты о лесных пожарах в России соседствовали с репортажами об аналогичных проблемах в Португалии. Значит ли это, что реакция политиков и общества на это стихийное бедствие была одинакова в этих двух странах? Нет.
В Греции два года назад лесные пожары привели к отставке правительства консерваторов. Может что-то подобное произойти в России, хотя бы на региональном уровне – хотя бы в каких-то из тех дюжины областей, где служба спасения оказалась не готова к пожарам? Определенно, нет.
До сих пор только один чиновник, начальник управления лесного хозяйства по Московской области и Москве, уволен по требованию президента Медведева, который вышел из себя, узнав, что этот чиновник не стал прерывать свой трехнедельный отпуск заграницей, несмотря на пожары, бушующие на подведомственной ему территории. Тем временем, мэр Москвы Юрий Лужков, отдыхавший в австрийском Тироле в то время, как его город задыхался от смога, вызванного горящими торфяниками, благополучно сохранил свою должность, после того как поспешил засвидетельствовать свою лояльность премьер-министру Путину.
Несколько высокопоставленных военных (среди которых генерал-лейтенант) были отправлены в отставку президентом Медведевым, когда рядом с Коломной сгорела военная база из-за того, что в российской армии отсутствуют пожарные подразделения (приказ о сокращении пожарных подразделений был издан в ноябре прошлого года и рассматривался как часть реформ, предпринимаемых министром обороны Анатолием Сердюковым). »
Президентские выборы в Польше
Огромное значение, которое Россия придает отношениям с Польшей, нашло свое отражение во внимательном отслеживании этапов президентской кампании в этой стране российскими тележурналистами. Российское телевидение тщательно придерживалось нейтральной позиции, стараясь даже не напоминать о сложных отношениях Кремля с Ярославом Качиньским, одним из кандидатов, и его покойным братом-президентом. Исключение составил только канал ТВЦ, традиционно не питающий большой любви к польской (да и к любой другой зарубежной) политической элите: «Коморовский – за сотрудничество с Россией, а Качиньский – против. Так он вел себя всегда. Однако в последнее время что-то изменилось. Президентский дворец в Варшаве. И чего только не делают политики ради того, чтобы обосноваться здесь. Вот и Ярослав Качиньский. Все знают, что обычно он Россию недолюбливал. И это еще мягко говоря. Теперь же он проникновенно вещает избирателям, что очень скучает по старым временам, когда между Польшей и Россией существовал хороший культурный обмен» (Постскриптум ТВЦ, 03.07.2010).
Победу Коморовского российские журналисты также комментировали очень осторожно, подчеркивая, что сельская Польша поддерживает Качиньского и соотношение сил может измениться в любой момент: «Ярослава Качиньского нельзя назвать проигравшим. Ведь еще весной рейтинг его партии стремился к нулю, а тут на волне народного сочувствия такой успех. Через полтора года в Польше парламентские выборы, которые даже важнее для страны, чем президентские. На них Качиньский вполне может отыграться» (Сегодня НТВ, 05.07.2010).
Константин Косачев, председатель комитета Государственной Думы по международным делам, дал интересную оценку прошедшим выборам в интервью для канала ТВЦ: «Не нужно идеализировать нового президента Польши, это тоже жесткий политик, тоже политик, который будет жестко отстаивать национальные интересы своей страны. Он точно также будет добиваться от России открытия архивов по Катыни. Какой-то более четкой, с точки зрения поляков, оценки событий 17-го сентября 39-го года, когда советские войска вошли на территорию Польши. Более четкой оценки послевоенного периода социалистической Польши. Все это сохранится, но отличием будет то, что все эти позиции не будут возводиться в абсолют» (25 час ТВЦ, 05.07.2010).
События во Франции
В июле российские телезрители много узнали о политической жизни Франции. Эта страна в июле была основным поставщиком новостей для рубрики «Международные новости» российских центральных каналов. Возможно, такое пристальное внимание связано с Годом Франции в России (в июле на Первом канале прошла Французская неделя, в рамках которой российским зрителям рассказывали о знаменитых французских актерах и артистах).
В начале месяца центральные телеканалы подробно рассказывали о скандале вокруг одной из крупнейших французских компаний – косметического гиганта “Л’Ореаль”. Отставка двух министров и обвинения в адрес министра труда Эрика Верта были прокомментированы каналом «Россия»: «То, что случилось с министрами – вполне типичная для нынешних времен история. Несмотря на кризис, общество страдает от болезни денег. И болезнь эта пришла с новым президентом, который тоже позволяет себе много лишнего. Как показала проверка финансовых расходов за прошлый год, только на цветы для Карлы Бруни Николя Саркози потратил 400 тысяч евро. Пени за просроченные коммунальные платежи за Елисейский дворец – 5 тысяч – тоже были оплачены из государственной казны» (Вести Россия, 05.07.2010).
Однако в глазах российских тележурналистов Николя Саркози не только мот, но и расист. Именно как проявление расовой и религиозной нетерпимости было воспринято рядом российских комментаторов рассмотрение Ассамблеей Франции поддерживаемого Саркози закона о запрете ношения в общественных местах бурок и никабов, а также инициированная им борьба с этнической преступностью: «Николя Саркози начинает новую кампанию за этническую чистоту Пятой республики. Вслед за наступлением на мусульманские одежды, французский президент – сын венгерского протестанта – объявил войну цыганам. Их нелегальные таборы закрывают, а обитателей депортируют» (Вести Россия (Москва), 29.07.2010).
Смена курса в российской внешней политике
Выступление президента Медведева о модернизации перед российскими дипломатами стало предметом анализа российских и иностранных экспертов. По мнению Первого канала, модернизация идет не только в России, но и на Западе: «Россия, по словам Медведева, стремится к расширению конкуренции в экономике и политике, к большей открытости. Эти перемены приносят плоды и во внешней политике. Мировой экономический кризис подталкивает к модернизации не только Россию. Наши диппредставительства могут стать прекрасными проводниками для обмена накопленным опытом в этой сфере» (Время, Первый канал, 12.07.2010). Канал «Россия», в свою очередь, определил круг избранных стран, которые будут модернизироваться вместе с Россией: «О том, что глобализация не должна противоречить внутренним интересам России, Медведев говорит отдельно. Впрочем, есть задачи, добиваться которых стоит действительно сообща. Модернизационный альянс с Германией, Францией, Италией, Соединенными Штатами – то, что способно сделать разговоры о техническом перевооружении предметными» (Вести, Россия, 12.07.2010).
Встречи на высшем уровне
Встреча президента России и канцлера Германии в рамках российско-германских консультаций, по мнению российского телевидения, не оставила нерешенных вопросов между Россией и Германией, за исключением проблемы безвизового режима: «Сильнейшая экономика Европы – Германия – одной из первых восстановила докризисный товарооборот с Россией. Автомобили и скоростные поезда, микроэлектроника и энергетика – основные направления сотрудничества. Однако Россия сегодня сама встает на путь модернизации и уже не собирается довольствоваться ролью лишь покупателя высоких технологий. Проект технопарка “Сколково” уже заинтересовал ведущие немецкие компании. А значит, к 20 миллиардам долларов в германских инвестициях в нашу экономику в ближайшее время прибавится не менее солидная сумма. Политики же со своей стороны могут помочь, например, отменой виз. О необходимости этого шага уже, похоже, убедились все» (События, ТВЦ, 15.07.2010). Этого оптимизма не разделял только канал Ren TV: «Европа не готова открыть границы со страной, где растет могущество спецслужб, но при этом регулярно убивают правозащитников и журналистов» (”24″ – информационная программа Ren TV, 15.07.2010).
Тема отмены виз стала центральной и на встрече прошедшей в июле встрече президентов России и Финляндии. Телеканалы подчеркивали, что Россия передала ЕС проект договора об отмене визового режима и теперь ждет реакции на него Европейского Союза.
Третьей страной, поддержкой которой, по мнению российского телевидения, заручился президент Медведев в вопросе введения безвизового режима между Россией и ЕС, стала Италия: «Медведев напоминает о пяти президентских приоритетах: фармацевтика, телекоммуникации, космос, атомная энергетика, новые производства, и подчеркивает: любая из этих сфер открыта для участия европейских партнеров. От них ждут не только инвестиций в высокотехнологичные производства, но и шагов, что взаимную интеграцию усилят. Чему визовый режим между Россией и ЕС явно не способствует. Итальянский премьер – очевидный сторонник его отмены. Он обещал лоббировать этот вопрос еще два года назад. И, похоже, слово держит. Итальянский премьер – главный лоббист этого решения в объединенной Европе. И сегодня он намекнул, что внутри Евросоюза есть разногласия. Причем разногласия, обусловленные скорее эмоциями, нежели здравым смыслом» (Время Первый канал, 23.07.2010).
Экономическая ситуация в ЕС
В июле российское телевидение продолжало обсуждать экономическую ситуацию в странах ЕС. В основном, репортажи были посвящены забастовкам, повышению налогов и растущей инфляции, а также сокращению государственных расходов. Судьба евро также внушала российским тележурналистам опасения: «Последнее время европейская валюта вроде бы на плаву. Сегодня утром достигнут даже максимум последних трех месяцев. Но какой ценой? Поддержка пришла, в том числе, и из Китая, который пообещал продолжить приобретение активов в странах Евросоюза. В Брюсселе лихорадочно размышляют, как исправить то, что не учли при создании евро. Тогда валюте не хватило обеспечения. ЕС перед неразрешимым выбором: запретить странам самостоятельно формировать бюджеты – значит посягнуть на их национальный суверенитет. Оставить все как есть – значит, никто не застрахован от повторения греческой истории» (Вести+, Россия, 20.07.20). Скептически отнеслись российские обозреватели и к вхождению Эстонии в зону евро: «Чтобы быть в форме, маленькой Эстонии с населением в миллион триста тысяч человек пришлось сидеть на строгой диете. Правительство повышало налоги, с ними росла безработица. Почти 20 процентов в первом квартале этого года – один из худших показателей в ЕС» (Вести Россия, 23.07.2010).
Резюме
Безвизовый режим с ЕС, а также «технологическое перевооружение» (а именно так понимается модернизация) являются главными внешнеполитическими целями президента Медведева. Эти цели исправно отражает российское телевидение, в частности, убеждая телезрителей, что от возможности ездить в страны ЕС без виз Россию отделяет один шаг. Основными лоббистами безвизового режима, а, следовательно, и стратегическими союзниками России, в этой парадигме выступают лидеры Германии, Италии и Финляндии, встречи с которыми президент Медведев провел в июле. Характерно, что серьезные события стран-членов ЕС, которые не касались России непосредственно, не находят отражения в зеркале российского телевидения.
К такому выводу пришли участники круглого стола «Компенсация за Несвоевременное Разрешение Судебных Споров как Фильтр Жалоб в Европейский Суд по Правам Человека», прошедший в Екатеринбурге, Россия в июле.
4 мая 2010 года вступил в силу Федеральный закон от 30 апреля 2010 г. N 68-ФЗ «О компенсации за нарушение права на судопроизводство в разумный срок или права на исполнение судебного акта в разумный срок» (далее – Закон). Появляется первая практика применения закона.
Цель Закона — создать внутрироссийское средство защиты права на своевременное разрешение судебных дел, в том числе права на исполнение окончательного судебного решения. Ожидается, что Закон позволит снизить количество рассматриваемых Европейским судом по правам человека (далее – ЕСПЧ) дел в отношении Российской Федерации. Примерно 30% всех «российских» дел касаются права на справедливое судебное разбирательство. Закон позволяет требовать «разумной» денежной компенсации за нарушение «разумных» сроков разрешения уголовных и гражданских дел, в том числе исполнения решений. »
Европейский союз пересматривает свои отношения с теми соседними странами, с которыми он граничит на востоке и юге. «Зеленый свет» подобной политике был дан на последней перед летними каникулами встрече министров иностранных дел стран-членов Евросоюза, которая состоялась в конце июля. Новый курс впервые будет осуществляться в рамках всестороннего исследования параметров, определяющих политику «соседства» Евросоюза. Эта концепция была принята в 2004 году с целью продвижения экономической интеграции и сотрудничества в политической сфере с шестью странами к востоку от ЕС – Арменией, Азербайджаном, Беларусью, Грузией, Молдавией и Украиной, а также десятью странами Южного Средиземноморья.
В рамках исследования будут учтены произошедшие за последние шесть лет изменения, в том числе принятие Декларации пражского саммита по вопросам Восточного Партнерства в мае 2009 года – почти год спустя после создания Средиземноморского Союза в июле 2008 года. Идея последнего всячески продвигалась Швецией и Польшей с целью углубить двусторонние отношения и укрепить многосторонние договорные отношения между ЕС и шестью соседними странами на востоке.
Решение о начале исследования было принято всего через несколько дней после того, как в середине июля Еврокомиссия начала вести переговоры по соглашению об ассоциации с Арменией, Азербайджаном и Грузией. »
Модернизация российской экономики и общества стала главным лейтмотивом внутренней политики президента Медведева. Эта тема была немедленно подхвачена многочисленной российской бюрократией, которая известна своей способностью менять точку зрения в зависимости от высочайшей воли и высочайших желаний вне зависимости с какими-либо личными принципами. «Модернизация» стала настолько часто употребляемым термином, что некоторые трезвомыслящие комментаторы предупреждают об угрозе дезориентации общества правильными рассуждениями при полном отсутствии реальных действий.
Сейчас нечто подобное начало происходить и во внешней политике страны. Президент Медведев, по-видимому, очень хочет внести столь дорогую ему тему модернизации во внешнюю политику. Эта тема становится особенно важна в свете того факта, что модернизация в России невозможна без сотрудничества с Западом и даже, скорей всего, без помощи со стороны Запада. К этому убеждению в конце концов (или слишком поздно?) пришла российская элита.
На прошлой неделе президент Медведев имел возможность поделиться своими мыслями об этом с людьми, которые отвечают за практическое воплощение российской политики за рубежом. Поводом стала происходящая раз в 2 года встреча в Министерстве иностранных дел всех российских послов. »
Саммит Россия-ЕС
В первые дни июня тема отношений России и ЕС стала наиболее востребованной на российском телевидении в связи с саммитом Россия-ЕС в Ростове-на-Дону. За несколько дней до саммита центральные телеканалы показывали репортажи о подготовке к саммиту. При этом тележурналисты расходились во мнениях, какие же темы будут в центре внимания на этой встрече. Первый канал предполагал, что будет решаться проблема безвизового въезда и обсуждаться пункты нового соглашения Россия-ЕС. Канал «Россия» также счел, что стороны сосредоточатся на отмене виз. Корреспондент «России» подчеркивал, что безвизовый режим нужен ЕС не в меньшей мере, чем России: «европейский бизнес нуждается в новых рынках. Накануне саммита о том, что в отмене виз заинтересована не только Москва, говорил генеральный директор Siemens: необходимо максимально быстрое перемещение специалистов по таким пространствам» (Россия, Вести+, 31.05.2010). Напротив, канал НТВ счел, что на саммите, в основном, будут обсуждаться экономические вопросы: «Сотрудничество в энергетике, проекты “Северный поток” и “Южный поток” – повод для разговора о диверсификации энергопоставок и общей энергобезопасности» (Сегодня НТВ (Москва), 31.05.2010).
Реальность оказалась далека от предположений. Уже после первого дня саммита о введении безвизового режима телевидение уже не вспоминало. Тележурналисты бурно радовались подписанию совместной декларации о партнерстве для модернизации, обещающей России, по мнению журналиста Первого канала, «новые технологии, которые есть в Европе» (Первый канал, Время, 01.06.2010). Саммит был оценен журналистами как успешный. И только канал Ren TV рассказал зрителям о выступлении на саммите президента ЕС Хермана Ван Ромпея, заявившего об озабоченности, которую у ЕС вызывает ситуация в Чечне, а также положение правозащитников и журналистов.
Оценки несколько изменились спустя несколько дней. Известный тележурналист, ведущий программы «Постскриптум» Алексей Пушков, анализируя через 3 дня после окончания саммита его итоги, заявил: «Отношения России и Евросоюза пока скорее напоминают бег на месте. Нет подвижек по вопросу об отмене виз для российских граждан, хотя Дмитрий Медведев и заявил о готовности России отменить визы для европейцев. Нет конкретных результатов и в сфере вступления России в ВТО. Именно поэтому Медведев обратил внимание партнеров, что пока Россия в одностороннем порядке движется навстречу Европе. Правда, президент Евросоюза Херман ван Ромпей и президент России Медведев подписали совместную декларацию о партнерстве для модернизации. Но и здесь речь идет лишь о декларации, а не конкретной программе совместных действий» (ТВЦ, Постскриптум, 05.06.2010). Ему вторил журналист канала «Россия» Сергей Брилев. Его оскорбил тот факт, что безвизовый режим Евросоюз скорее готов предоставить Грузии и Молдавии, чем России. По мнению С. Брилева, европейцы совершают большую ошибку, не идя навстречу России: «На фоне того, как стремительно накачивается Азия, Россия и Европа просто обречены на союз, пусть даже поначалу это будет брак по расчету. … Россия никогда не будет членом Евросоюза. Россия за брак равноправный в этом смысле, что, кстати, и заставляет европейцев комплексовать по поводу отмены виз с Россией» (Россия, Вести, 05.06.2010)
Государственные визиты
Интерес к саммиту у тележурналистов быстро сошел на нет. Их внимание переключилось на визиты первых лиц государства в Западную Европу. Итоги встречи президента России и канцлера Германии осторожно противопоставлялись результатам прошедшего за несколько дней до этого саммита. Журналисты подчеркивали, что в ходе общения Меркель и Медведева был достигнут большой прогресс в продвижении разработанного Россией договора о европейской безопасности – выдвинуто совместное российско-германское предложение о создании специального комитета Россия-ЕС по вопросам безопасности.
Визиту премьера Владимира Путину во Францию посвятили подробнейшие репортажи все центральные телеканалы. Перед началом визита он дал развернутое интервью каналу «Россия», где отвечая на вопрос о беспокойстве ЕС в отношении соблюдения прав человека в России, заявил: «Это давняя традиция европейских стран – навязывать свои стандарты и правила. Вспомните период колонизации, скажем, той же Африки. Европейцы приходили туда со своим уставом, со своими правилами. Занимались тем, что они обучали аборигенов и цивилизовывали их» (Россия, Вести, 10.06.2010).
Рассказывая о визите Путина во Францию, тележурналисты делали упор на культурную составляющую визита, а также подчеркивали бурное развитие делового сотрудничества России и Франции. В целом репортажи оставляли впечатление полнейшей идиллии, царящей в отношениях между Россией и Францией. Через некоторое время после окончания визита телеканал ТВЦ взял большое интервью у Игоря Бунина, генерального директора Центра политических технологий, попросив его проанализировать результаты этой поездки премьера. Бунин обратил внимание телезрителей на встречу французского президента Саркози и президента Грузии Саакашвили, произошедшую накануне приезда российского премьера, отметив, однако, что не стоит придавать этой встрече слишком большое значение.
Тема отношений России и ЕС была затронута и в репортажах из Канады со встречи «большой двадцатки». Телеканалы обратили внимание телезрителей на первую встречу российского президента и нового премьера Великобритании Д. Кэмерона, процитировав президента Медведева, который заявил, что российско-британские отношения «нуждаются в постоянном внимании руководителей стран» (Первый канал, Время, 26.06.2010). Кроме того, тележурналисты обратили внимание, что в обсуждении мер, необходимых для выхода из кризиса, мнения стран ЕС и России расходятся: «Европейские государства высказывали еще одно предложение – ввести всеобщий налог на финансовые операции, чтобы компенсировать расходы на спасение банков во время кризиса, но другие страны, в том числе Россия, эту идею не поддержали» (Первый канал, Время, 28.06.2010).
Петербургский экономический форум
Тема отношений с Францией была продолжена в репортажах с Петербургского экономического форума. Кроме Николя Саркози в центре внимания журналистов была министр финансов, экономики, промышленности и занятости Кристин Лагард. На форуме она дала большое интервью каналу «Россия», в ходе которого журналист задал ей среди достаточно «протокольных» один вопрос, чрезвычайно важный с точки зрения внутрироссийской дискуссии о целесообразности покупки Россией французских вертолетоносцев «Мистраль» (многие российские эксперты считают эту сделку глупостью, так как, по их мнению, французы обманывают Россию, продавая только оболочку без технологической «начинки»). Журналист поинтересовался у мадам Лагард: «Как вы смотрите на эту сделку – как на простое “купи-продай” или как на нечто такое, что в будущем может означать еще и технологическое сотрудничество?». Интересно, что, несмотря на тщательно культивируемую с обеих сторон эйфорию вокруг российско-французских отношений, Кристин Лагард дала расплывчатый ответ: «Начну с того, что я очень довольна, что нам, России и Франции, удалось выйти на такие переговоры. Во-вторых, это, конечно же, коммерческая сделка. Но это и нечто большее. Без сомнения, это образец нашего сотрудничества в оборонной сфере, а ведь это крайне чувствительная область» (Россия, Вести, 19.06.2010).
В репортажах о Петербургском форуме корреспонденты, разумеется, делали упор на выступления президента Медведева, его решения, призванных помочь модернизации. В целом тон репортажей о форуме можно назвать сдержанно-оптимистичным. Журналисты много интервьюировали участников форума, как россиян, так и иностранцев. Общим лейтмотивом этих мини-интервью была мысль, что интерес к России со стороны Запада будет расти только в том случае, если Россия перейдет от слов о модернизации к конкретным действиям.
Эпопея с депортацией Ирины Антоновой из Финляндии
Репортажи о пожилой россиянке, которой финские власти отказывали в виде на жительство, несмотря на то, что ее дочь – гражданка Финляндии, шли на российском телевидении с той же частотой, что и репортажи о саммите ЕС-Россия или экономическом форуме в Петербурге. Российские тележурналисты осуждали финские власти: «Финский закон оказался важнее гуманности. Почему-то все забыли, что законы вообще-то писаны для людей. Если они людей не убивают, значит, законы нужно изменять» (ТВЦ, В центре событий, 20.06.2010). Рассказывая об этой коллизии, некоторые журналисты вспоминали о случаях, когда финские власти забирали детей у матерей-россиянок. По мнению ряда корреспондентов, все это заставляет думать, что в Финляндии царит русофобия.
В конце концов, семья старушки вдруг решила перевезти ее в Россию и поместить там в дом престарелых. Телеканал REN-TV был единственным, кто позволил себе усомниться в злобности финнов: «В общем, ситуация труднообъяснимая. И не удивительно, что появились даже предположения, что кто-то хотел устроить шоу, как злые финны под объективами телекамер депортируют старую женщину. Но депортацию отменили, и шоу решили продолжить по-другому» (Ren TV, “24″ – информационная программа, 20.06.2010).
Экономические проблемы в странах ЕС
В июне российские телеканалы продолжали информировать телезрителей о сложной ситуации в зоне евро. Обратил на себя внимание рассказ о недоверии к евро во Франции: «Недоверие к евро резко обострилось во Франции. Там все чаще говорят о возвращении в оборот франка – почти забытой национальной валюты» (Россия, Вести, 07.06.2010). В качестве причин падения европейской валюты российские корреспонденты называли финансовые трудности в Венгрии и Испании. Подчеркивая, что удешевление евро невыгодно России, тележурналисты вновь обвиняли в этой ситуации международные рейтинговые агентства и США: «Эксперты уже успели отметить, что спусковым крючком для всей этой паники вокруг евро послужили неожиданно появившиеся еще до греческого кризиса предупреждения мировых рейтинговых агентств, которые вдруг усомнились в платежеспособности этой страны, преимущественно американских агентств. Потом такие же предупреждения прозвучали в адрес Испании, Португалии, Италии и теперь вот Венгрии или Румынии. Да, это правда. Вышеперечисленные страны, действительно, жили в долг. Но жить в долг их научили те же самые американцы, которые сегодня кричат “пожар”. … Глядя на истерическое бегство капиталов из еврозоны в долларовые активы, в частности, в облигации американского казначейства, а бегут в доллар уже даже такие отъявленные борцы с ним, как Иран, нельзя не задаться вопросом – кому и почему все это понадобилось. Ну, кому – мы, кажется, уже объяснили. А вот почему? США сами неумолимо приближаются к точке, когда они физически не смогут обслуживать свой безразмерный долг. Но момент этот они будут оттягивать до последнего, следуя известной рыночной стратегии – умри ты сегодня, а я завтра» (Россия, Вести+, 07.06.2010).
Достаточно скептически смотрит российское телевидение и на меры, предпринимаемые правительствами стран ЕС для оздоровления экономической ситуации: «Правительство в попытках избежать долгового кризиса режет социальные программы. За долги, сделанные испанскими олигархами, – весь мир видел, как бешено разрастался там сектор строительства и недвижимости, – будет расплачиваться теперь население» (Россия, Вести+, 08.06.2010).
Оригинальную концепцию причин экономического кризиса предложил телеканал ТВЦ. По его мнению, кризис вызван действиями Бильдербергского клуба (заседание которого как раз прошло в июне): «Совпадение или нет, но там, где собирается Бильдербергский клуб, потом происходят экономические коллапсы. В прошлый раз встречались в Греции, сейчас она на грани банкротства. В этом году место сбора – Испания. Пресса уже призывает власти страны готовиться к худшему. Но есть и те, кто уверен. Бильдербергский клуб не правит миром. Он лишь на подхвате у истинных властелинов, некоего комитета трехсот. Именно на него и работают тайные организации и мозговые центры» (ТВЦ, В центре событий, 13.06.2010).
Выборы президента Польши
Весь июнь российское телевидение внимательно следило за подготовкой и проведением президентских выборов в Польше. Репортажи о кандидатах в президенты шли на фоне сообщений о расследовании крушения самолета президента Польши под Смоленском. Сравнивая кандидатов, российских тележурналисты пытались определить, как скажется тот или иной выбор поляков на российско-польских отношениях. Предполагалось, что Бронислав Коморовский более доброжелательно относится к России, чем Ярослав Качиньский.
События в странах ЕС
Из калейдоскопа политических событий в странах ЕС российское телевидение выделило выборы в Бельгии, отставку президента Германии и выборы нового президента этой страны, а также выборы в Голландии. Большое внимание было уделено бракосочетанию шведской принцессы Виктории со своим бывшим тренером по фитнессу.
Резюме
Несмотря на большое количество контактов на высшем уровне между странами ЕС и Россией, на российском телевидении в июне практически не было аналитики, посвященной отношениям Россия-ЕС. В июне тележурналисты рассказывали, в основном, только о внешней стороне событий, не позволяя себе судить об их подоплеке или, тем более, делать какие-то прогнозы.
Суды России готовились ко вступлению Федерального Закона № 262-ФЗ от 22.12.2008 г. «Об обеспечении доступа к информации о деятельности судов в Российской Федерации» (далее – 262-ой Закон) с момента его подписания Президентом РФ в 2008 году. О сути этого закона и готовности судов к опубликованию судебных решений в интернете в данном материале.
262-ой Закон призван сделать более открытой для общества информацию о деятельности судов, о принятых судебных актах. А также учитывает современные тенденции развития общества, такие как, развитие компьютерных технологий и сети Интернет. В частности, предоставление информации через официальные сайты судов, судебных департаментов. Согласно данному закону, доступ к информации о деятельности судов обеспечивается следующими способами (ст. 6 данного закона):
1. присутствие граждан (физических лиц), в том числе представителей организаций (юридических лиц), общественных объединений, органов государственной власти и органов местного самоуправления, в открытых судебных заседаниях;
2. обнародование (опубликование) информации о деятельности судов в средствах массовой информации;
3. размещение информации о деятельности судов в информационно-телекоммуникационной сети Интернет »
Если на этой неделе все пойдет по плану, то в конце месяца Евросоюз начнет процесс по набору кадров среди сотрудников высшего дипломатического ранга в новый дипломатический корпус для Европейской службы действий в области внешней политики. От Европарламента требуется проголосовать в четверг, 8 июля, за формальную договоренность – политическое соглашение, одобренное главными игроками две недели назад в Мадриде.
Хотя на одобрение Парламента никогда нельзя полагаться, однако сейчас, кажется, политические группы поддерживают создание новой службы, и эта структура получит «зеленый свет». Если так, то для Кэтрин Эштон, Верховного представителя ЕС по международным делам и политике безопасности, это большая победа на длинном пути к созданию новой команды дипломатов, которые, начиная с декабря, будут представлять ЕС по всему миру.
На протяжении семи месяцев с момента вступления в должность, к которой она не стремилась, баронесса Эштон часто становилась мишенью для критики. По мнению многих, ее главным недостатком было отсутствие какого-либо опыта в сфере внешней политики. Она должна была быстро всему научиться на международной арене. Кто-то жаловался на то, что ее изобиловавший мероприятиями план свидетельствует о том, что в результате давления обязательств она предварительно должна осуществить ряд определенных действий; также высказывались предположения, что она тайно отдает предпочтение британским дипломатам в процессе набора кадров в новую службу. »