• English

EURussiaCentreEU-Russia Centre

ЕС-Россия » Публикации » Еженедельная колонка » Лесные пожары в России и Киотский протокол




Георгий Бовт

Лесные пожары в России и Киотский протокол

17 Авг 2010 — Георгий Бовт, Независимый журналист
Комментариев нет

В течение августа на российском телевидении сюжеты о лесных пожарах в России соседствовали с репортажами об аналогичных проблемах в Португалии. Значит ли это, что реакция политиков и общества на это стихийное бедствие была одинакова в этих двух странах? Нет.

В Греции два года назад лесные пожары привели к отставке правительства консерваторов. Может что-то подобное произойти в России, хотя бы на региональном уровне – хотя бы в каких-то из тех дюжины областей, где служба спасения оказалась не готова к пожарам? Определенно, нет.

До сих пор только один чиновник, начальник управления лесного хозяйства по Московской области и Москве, уволен по требованию президента Медведева, который вышел из себя, узнав, что этот чиновник не стал прерывать свой трехнедельный отпуск заграницей, несмотря на пожары, бушующие на подведомственной ему территории. Тем временем, мэр Москвы Юрий Лужков, отдыхавший в австрийском Тироле в то время, как его город задыхался от смога, вызванного горящими торфяниками, благополучно сохранил свою должность, после того как поспешил засвидетельствовать свою лояльность премьер-министру Путину.

Несколько высокопоставленных военных (среди которых генерал-лейтенант) были отправлены в отставку президентом Медведевым, когда рядом с Коломной сгорела военная база из-за того, что в российской армии отсутствуют пожарные подразделения (приказ о сокращении пожарных подразделений был издан в ноябре прошлого года и рассматривался как часть реформ, предпринимаемых министром обороны Анатолием Сердюковым).

К сожалению, российское правительство, как и вся «властная вертикаль», оказалось не готово к природной катастрофе, которая была и предсказуема, и предотвратима. Идея мобилизовать на борьбу с огнем армию пришла к российской власти слишком поздно, только в конце июля, после того как огонь охватил почти всю европейскую часть России. Но даже тогда, как свидетельствуют официальные данные, на борьбу с огнем было брошено только 10 тысяч солдат. Министр обороны издал приказ о переброске водоснабжающей техники с Северного Кавказа в Москву только после того, как в течение недели смог душил миллионы москвичей.

Россия обладает только четырьмя самолетами-амфибиями, сконструированными для тушения пожаров с воздуха. Снимки, стремительно распространяющихся по стране пожаров, были получены с американских, а не российских, спутников. В соответствии с Лесным кодексом, который партия «Единая Россия» протолкнула в Думе в 2007 году, централизованная национальная система борьбы с пожарами была уничтожена. Противопожарные функции были переданы местным властям, но без финансирования.

Блоггер из Тверской области top_lap описал прискорбное состояние российской противопожарной инфраструктуры в открытом письме премьеру Путину. В деревне, где живет блоггер, отсутствует даже колокол, с помощью которого можно было бы оповестить о пожаре; пожарный пруд засыпан, а пожарная машина исчезла. Это типично для тысяч городов и деревень страны.

Пожары и смог этого лета продемонстрировали ужасающую неспособность лидеров страны действовать быстро и эффективно в экстремальных условиях, не говоря уж об их полнейшей неспособности мобилизовать дополнительные ресурсы и людей и координировать свою деятельность и действия неправительственных и волонтерских организаций. В стране, которая когда-то могла похвалиться широкой и эффективной системой гражданской обороны с бомбоубежищами в каждом городе, сегодня люди, находящиеся на переднем крае борьбы с огнем, сталкиваются с отсутствием большей части необходимого для этой борьбы: запасов воды, лопат, песка, огнетушителей.

Так что реакция властей на охватившие Россию лесные пожары была неэффективной и запоздалой. В результате кто теперь может предсказать возможное поведение России в отношении вопросов, связанных с глобальным изменением климата?

Обсуждая ситуацию с лесными пожарами несколько недель назад, президент России заявил в публичном выступлении: «К сожалению, то, что происходит сегодня в наших центральных областях, является свидетельством глобального изменения климата, так как никогда в нашей истории мы не сталкивались с подобными погодными условиями. Это означает, что мы должны изменить направление, по которому мы работаем, изменить методы, которые мы использовали в прошлом», – заявил он. Это заявление резко отличается от того, что российские лидеры говорили несколько лет назад, когда они пытались представить опасения экологов как «политические спекуляции». Они отрицали сам факт существования изменений климата. Экс-президент Путин даже предположил в ходе встречи «большой восьмерки», посвященной изменению климата и глобальному потеплению, что, если эти тенденции действительно существуют, то это даже может обернуться пользой для России: зимы станут менее суровыми и, соответственно, можно будет уменьшить затраты на отопление. В конце «климатического саммита» в Копенгагене Дмитрий Медведев заявил, что Россия не согласится с международными решениями по климату, которые могут заставить ее ограничить промышленные выбросы и таким образом препятствовать ее экономическому росту. Как и Путин, он скептически относился к вопросам экологии.

Только в этом году президент Медведев попытался вести более активную климатическую политику. Он обнародовал специальную «климатическую доктрину», настоятельно призвав российское правительство создавать новые законы и нормативные акты в этой области. Беспрецедентные лесные пожары этого лета могут стать привести к изменению отношения к климатическим изменениям, как среди российского общества, так и внутри политического класса. Конечно, экология вряд ли сейчас может стать национальной идеей. Однако, по крайней мере, это может перерасти в многообещающую тему для национальной дискуссии.

Мировое сообщество готовится к новому раунду переговоров по подготовке следующей конференции ООН по изменению климата, которая, как планируется, будет проходить в конце года в Канкуне (Мексика). На ней, как ожидается, стороны должны придти к окончательному соглашению по новому документу, касающемуся ограничения углеродных выбросов, который должен придти на смену Киотскому протоколу, чей срок действия истекает в 2012 году. Однако сегодня, на фоне катастрофических наводнений в Китае и Пакистане, засухи в Западной Африке, небывало низкой температуры в Латинской Америке и лесных пожаров в России, кажется, что атмосфера вокруг переговоров становится все более туманной и запутанной. Быть может, даже легкое изменение отношения российской правящей элиты на более экологичное помогло бы сделать позиции Москвы и ЕС ближе…

Ваш комментарий

Карта сайта | Контакты | Ссылки | На главную Copyright 2017 Центр ЕС-Россия