• English

EURussiaCentreEU-Russia Centre

ЕС-Россия » Публикации » Еженедельная колонка » Давайте говорить, говорить и говорить об этом




Георгий Бовт

Давайте говорить, говорить и говорить об этом

21 июля 2010 — Георгий Бовт, Независимый журналист
Комментариев нет

Модернизация российской экономики и общества стала главным лейтмотивом внутренней политики президента Медведева. Эта тема была немедленно подхвачена многочисленной российской бюрократией, которая известна своей способностью менять точку зрения в зависимости от высочайшей воли и высочайших желаний вне зависимости с какими-либо личными принципами. «Модернизация» стала настолько часто употребляемым термином, что некоторые трезвомыслящие комментаторы предупреждают об угрозе дезориентации общества правильными рассуждениями при полном отсутствии реальных действий.

Сейчас нечто подобное начало происходить и во внешней политике страны. Президент Медведев, по-видимому, очень хочет внести столь дорогую ему тему модернизации во внешнюю политику. Эта тема становится особенно важна в свете того факта, что модернизация в России невозможна без сотрудничества с Западом и даже, скорей всего, без помощи со стороны Запада. К этому убеждению в конце концов (или слишком поздно?) пришла российская элита.

На прошлой неделе президент Медведев имел возможность поделиться своими мыслями об этом с людьми, которые отвечают за практическое воплощение российской политики за рубежом. Поводом стала происходящая раз в 2 года встреча в Министерстве иностранных дел всех российских послов.

Обычно такие встречи не более чем скучный ритуал с высокопарными речами и без каких-либо серьезных решений. В связи с тем, что на эти встречи мало кто приходит и о них почти ничего не пишут, они, естественно, быстро забываются.

В этом году такую встречу почтил своим вниманием сам президент. Он выступил на ней с революционной речью, в которой потребовал от Министерства иностранных дел «использовать внешнеполитический инструментарий для целей модернизации». Он настаивал: «Мы должны более эффективно использовать наш внешнеполитический инструментарий именно для решения внутренних задач, для целей модернизации нашей страны, её экономики, социальной сферы и отчасти политической системы – для решения самых разных задач, которые стоят перед нашим обществом».

Он перечислил три направления, на которых должны сконцентрироваться российские дипломаты: модернизация экономики, усиление институтов российской демократии и гражданского общества, борьба против организованной преступности. Такие специфические направления никогда раньше не декларировались как приоритетные в деятельности МИД. С этого момента, отметил он «все базовые направления, которыми мы занимаемся, должны как «Отче наш» знать и наши дипломаты».

Говоря о направлении, которое он обозначил как «модернизация нашей экономики и прежде всего модернизация производства, создание элементов инновационной экономики», он выразил уверенность, что достижение этих целей должно стать приоритетной задачей для Министерства иностранных дел в той же мере, как для сотрудников Министерства экономического развития или других экономических ведомств. «Мы занимаемся изменением в сфере биомедицины, космическими, информационными технологиями, энергетикой, телекоммуникациями, и здесь мы определили свои приоритеты. Но нам нужно решить, сотрудничество с какими странами даст наибольшую отдачу для развития в России соответствующих технологий и рынков для выхода отечественной высокотехнологичной продукции на региональные и глобальные рынки»
Второе упомянутое Медведевым направление выглядит особенно необычно для представления в наше время в Министерстве иностранных дел. Говоря о важности усиления демократических институтов и гражданского общества в России, президент подчеркнул: «Мы должны способствовать гуманизации социальных систем повсюду в мире и прежде всего у себя дома, естественно, не поступаясь при этом нашими национальными интересами, и где необходимо, очень жёстко их отстаивая. Но в целом интересам российской демократии отвечает следование как можно большего числа государств демократическим стандартам в их внутренней политике». Он обратился к российским дипломатам со следующим призывом: «Российские посольства, наши представительства должны шире вовлекать мировую интеллектуальную элиту и неправительственные организации в обсуждение этих вопросов на наших дискуссионных площадках, активнее вообще с ними работать». Данный призыв был как гром среди ясного неба и многие представители российской дипломатической школы восприняли его, я уверен, как настоящую ересь.

Медведев также заявил, что МИД может вносить свою лепту в процесс модернизации, устанавливая связи со странами, сотрудничество с которыми максимально поддержит технологическое развитие России и поможет обеспечить доступ российским высокотехнологичным продукта на региональные и мировой рынки. Таким образом, он прямо призвал к «специальным модернизационным альянсам», в особенности с Евросоюзом и США.

Объясняя важность развития демократии в России, Медведев отметил, что Москва «должна содействовать гуманизации социальных систем повсюду в мире и в первую очередь и прежде всего у себя дома». «Мы верим в жизнеспособность наших демократических институтов, в то, что их неуклонное развитие приведёт к созданию в России процветающего общества, которое основано на принципах свободы и справедливости», заявил Медведев людям, которые такие термины, как «демократия», «права человека», «верховенство закона» годами использовали только в качестве контр-пропаганды (анти-западной) или для шельмования «подозрительных антиправительственных элементов», которые, как они уверены, ставят под вопрос имперский статус России. Ни один из российских лидеров, выступая перед представителями МИД после развала СССР, не был так откровенен как Медведев.

Президент также призвал российских дипломатов менять их стереотипы, сформировавшиеся во время «холодной войны», или же уйти в отставку, дав молодому поколению попробовать применить более дружелюбный подход.

Президент критиковал кадры Министерства иностранных дел за низкое качество их телеграмм, содержащих крайне слабый анализ событий и редко рекомендующих конкретные шаги. Было сказано, что президент в состоянии сам прочесть в интернете о происходящих в мире событиях. И намного скорее, чем об этом ему напишут из посольств. Эти слова напоминают о недавнем российско-американском шпионском скандале, в ходе которого с помощью американской стороны выяснилось, что так называемые «шпионы» получали такие примитивные задания от своих кураторов из Москвы, что ставило под сомнение оправданность самого существования «шпионской сети». То же самое можно сказать и о постоянно снижающемся уровне исследовательского и аналитического потенциала сотрудников Министерства иностранных дел: они в больше степени озабочены своим материальным статусом, в особенности распродажами и возможностью перепродать что-нибудь, чем выполнением своих профессиональных обязанностей..

Всегда существует некоторое сомнение, может ли внешняя политика служить целям внутренней политики. История показывает, что большинство удачных российских реформ смогли быть осуществлены с помощью сотрудничества с внешним миром, в особенности, с Западом. Но также следует помнить, что задача реформирования МИД будет не легче, чем задача реформирования всего российского государственного аппарата, который не способен гарантировать свободу и гибкость во имя прогресса и эффективности. Должны быть новые люди, новая социальная и управленческая культура, новое качество социальной среды, и множество других «новых» институций и идей. Вопрос заключается только в том, откуда все эти новшества должны придти. И никто не знает ответа на него.

Но мы, конечно, может об этом поговорить…

Ваш комментарий

Карта сайта | Контакты | Ссылки | На главную Copyright 2017 Центр ЕС-Россия