19 ноября в Лиссабоне прошел саммит НАТО, а на следующий день там же — Совет Россия–НАТО (СРН) с участием президентов США и России. Стороны остались довольны беспрецедентным уровнем доверия и сотрудничества и назвали встречу исторической. Тем не менее в мире итоги этой встречи восприняты не слишком оптимистично.
«Несмотря на теплые слова, надо еще посмотреть, как успешные переговоры НАТО и России смогут перерасти в практическое плодотворное сотрудничество». Таков был комментарий агентства Рейтер. Китайское агентство Синьхуа говорило о том, что Москве вряд ли удастся успешно проводить “матрешечную дипломатию”. Такое скептическое отношение к результатам переговоров России и НАТО, в особенности в отношении противоракетной обороны, существует и в России.
Визит российского премьер-министра Владимира Путина в Берлин, основные события которого развернулись в пятницу, вызвал неоднозначную реакцию в местном политическом истеблишменте. Московский гость привез в германскую столицу идею создания единой российско-европейской зоны свободной торговли — от Лиссабона до Владивостока, от европейского побережья Атлантики до Тихого океана, по которой через евразийский континент смогла бы прокатиться «волна индустриализации». Инициатива стала логичным развитием ряда важных российских внешнеполитических прорывов последнего времени.
Со своими планами российский премьер ознакомил немецкую общественность еще накануне визита, опубликовав программную статью в выходящей в Мюнхене газете «Зюддойче цайтунг». Это издание проводило в Берлине четвертый экономический форум руководителей ведущих немецких компаний. На его открытии утром в четверг выступила канцлер Меркель. Канцлер обратила внимание, что Россия все еще не является членом ВТО, куда она вступает уже в течение 17 лет, а в рамках трехстороннего Таможенного союза с Белоруссией и Казахстаном идет «в прямо противоположном направлении». Ужесточение с ноября визовых требований для поездок немцев в Россию (это была симметричная мера россиян в ответ на действующую шенгенскую практику) также не способствует улучшению совместного климата. В своих комментариях местные обозреватели подчеркивали, что российскому руководству было бы более целесообразно озвучить подобную инициативу не на конференции одной из немецких газет в Берлине, а, скажем, на встрече глав государств и правительств стран ЕС в Брюсселе. Или на очередном саммите «двадцатки».
Накануне визита в Германию глава российского правительства Владимир Путин написал в статье Sueddeutsche Zeitung, что главное в энергетических отношениях с Европой — «научиться не на словах, а на деле учитывать стратегические интересы друг друга». По его словам, «третий энергетический пакет», одобренный в ЕС в прошлом году, порождает серьезные риски в энергетическом хозяйстве Европы и подрывает желание инвесторов вкладывать средства в новые проекты. У Еврокомиссии, которая является двигателем процессов реформирования европейских энергетических рынков, есть своя программа как этого избежать. Для этого в развитие новой энергетической стратегии до 2020 года, проект которой принят 11 ноября и официально предложен странам ЕС, Брюссель представил «Детальный план интегрированной европейской энергосети». В нем изложено стратегическое видение развития энергетической инфраструктуры в ближайшие 10 лет.
Брюссель предлагает отказаться от практики придания статуса трансъевропейской сети (TEN) для значимых проектов, выходящих за пределы национальных границ, и принять короткий список приоритетных задач и проектов, «представляющих общеевропейский интерес». И уже им предоставить режим максимального благоприятствования, начиная от режима «одного окна» в сфере выдачи разрешений и координации проектов и заканчивая возможностями для предоставления финансирования на льготных условиях. По подсчетам Брюсселя приоритетные проекты по транспортировке электричества, газа и CO2 потребуют 215 млрд евро, значительная часть которых (до 100 млрд евро) не будет сделана в нынешнем инвестиционном климате ЕС, условиях регулирования, доступе к капиталу и т.д.
Аудитория российских телеканалов в период: 01.05.2010-23.10.2010 (данные TNS Россия)
Среди зрителей старше 18 лет
Первый канал – 18%
«Россия» – 16,8%
НТВ – 16%
РЕН ТВ – 4,5%
ТВЦ – 3,4%
Надежды и разочарования
В октябре после нескольких месяцев падения интереса к будущему отношений между Россией и ЕС российское телевидение вдруг стало горячо убеждать своих зрителей, что эти отношения сдвинулись с мертвой точки и российские болельщики смогут без виз ездить в ЕС на футбольные матчи (видимо, это представляется конечной целью переговоров о безвизовом режиме). Российское телевидение в октябре смело смотрело в будущее отношений между ЕС и Россией и видело только одну угрозу этому лучезарному завтра – интриги США.
Отношения России и ЕС
Месяц начался с важного внешнеполитического события – визита президента Д. Медведева на Кипр. Отношение к Кипру в России последние 20 лет было несколько двойственным: с одной стороны, это популярнейшее место отдыха россиян, с другой, крупнейшая оффшорная зона, где многие российские бизнесмены предпочитали хранить свои деньги. Теперь, как сообщило российское телевидение, ситуация изменилась – власти Кипра будут помогать российским налоговым органам отслеживать происхождение инвестированных на Кипре капиталов. Также сообщалось, что «Президент Кипра заявил о полной поддержке России в ее стремлении к безвизовому режиму с ЕС, а так же к заключению общеевропейского договора о безопасности» (Первый канал, Время, 07.10.2010).
Поддержку безвизовому режиму также, по мнению российского телевидения, выражает и канцлер Германии А. Меркель, у которой в октябре взял интервью телеканал НТВ. Говоря о возможности введения такого режима, А. Меркель заявила:«Я понимаю многих российских граждан, которые хотели бы легче ездить в страны Европейского союза, и именно в этом направлении мы будем двигаться. Тем не менее, есть определенные вопросы, которые мы, к сожалению, вынуждены ставить. Мы опасаемся угроз со стороны преступного мира и террористов. Об этом мы должны договариваться» (НТВ, Сегодня, 03.10.2010). С ней согласился и посетивший в октябре Россию президент Германии Кристиан Вульф. Телеканал «Россия» процитировал его слова: «Я считаю, что здесь возможно достигнуть решения. Европейский Союз как раз разрабатывает оперативные шаги, которые необходимо предпринять, если предпосылки будут для этого выполнены» (Россия, Вести, 16.10.2010).
Приметой улучшения отношений между ЕС и Россией российское телевидение считает и рост объема инвестиций в Россию из стран ЕС. Эта информация прозвучала в репортажах о прошедшем в начале октября инвестиционном форуме «Россия зовет». Тележурналисты в этих репортажах подчеркивали устойчивость экономического положения России, делающее инвестиции в нее крайне эффективными – особенно на фоне плачевной экономической ситуации в ряде стран ЕС: «Если на Западе многие правительства сейчас решают, как свернуть антикризисные программы и при этом не подорвать основ экономического роста, то у России возможности намного шире» (Первый канал, Время, 05.10.2010).
По всем российским телеканалам прошли репортажи с траурных мероприятий из Катыни, где полгода назад в авиакатастрофе погибли 96 представителей польской политической элиты. Все репортажи включали в себя выступления супруг президентов России и Польши, участвовавших в мероприятиях. Тележурналисты подчеркивали, что Россия сделала все от нее зависящее для расследования обстоятельств трагедии и достойного поминовения погибших, и такое поведение России серьезно изменило отношение к ней со стороны Польши.
Серьезно, по мнению российского телевидения, изменилось отношение стран ЕС и к проекту «Южный поток». В начале октября, рассказывая о встрече премьер-министров России и Италии С. Берлускони и В. Путина, канал «Россия» отметил, что «премьеры не могли не вспомнить о турбулентных водах мировой политики и экономики, и в частности, о водах Черного моря, под которыми должен пройти новый газопровод “Южный поток”. России в данном вопросе есть что Европе предложить, а Италии – что конкретно в Европейском союзе пролоббировать» (Россия, Вести, 09.10.2010). Позднее телевидение сообщило о намерении Румынии присоединиться к проекту. Апофеозом энергосближения между ЕС и Россией стала поездка вице-премьера Игоря Сечина в Варшаву, в ходе которой были подписаны соглашения об энергетическом сотрудничестве. Российское телевидение цитировало заявление премьера В. Путина, отметившего, что это «важный результат не только для нас в двустороннем плане, но и для всей европейской энергетики, имея в виду, что продлены контракты на прокачку нашего газа, на транзит российского газа европейским потребителям через польскую территорию до 2045 года, то есть на тридцать пять лет вперед. Это, конечно, такая серьезная стабилизирующая мера» (Первый канал, Время, 29.10.2010).
Возможно, постоянное подчеркивание поддержки безвизового режима и энергетических планов России, оказываемое главами ряда стран ЕС, было своеобразной подготовкой российских телезрителей к рассказу о саммите в Довиле. Кроме того, перед саммитом российское телевидение выражало уверенность, что саммит серьезно повлияет и на перспективы активно лоббируемого Россией проекта договора о европейской безопасности. Правда, российские телеобозреватели предсказывали, что этим планам могут серьезно помешать США: «На повестке дня вопросы сотрудничества в области экономики и безопасности. Другими словами, как сделать Россию ближе к Европе, не пользуясь рамками уже существующих структур – Евросоюза и НАТО. Этот последний факт уже вызвал недовольство американской дипломатии» (Россия, Вести+, 19.10.2010)
Некоторый диссонанс в радужную картину внесла информация о решении шведского суда наложить арест на здание торгпредства России в Стокгольме по иску немецкого бизнесмена, которому российские власти не компенсировали потерю инвестиций в России. Правда, эта новость прошла только на канале Ren TV.
Саммит в Довиле
Итоги саммита в Довиле были восприняты большинством российских телеобозревателей крайне позитивно. Они подчеркивали, что встречи в таком формате не проводились уже несколько лет и тот факт, что Франция, Германия и Россия вернулись к обсуждению европейских проблем «втроем» говорит о том, что сделан важный шаг вперед в решении всех стоящих между Россией и ЕС вопросов: «практика подобных встреч была прервана на несколько лет, и с 2005 года, вот так, втроем, лидеры Германии, России и Франции встречались лишь накоротке в рамках саммитов “двадцатки” или “восьмерки”, что объяснялось и разразившимся мировым финансовым кризисом – вроде как, было не до подобных встреч – и возрастающим авторитетом России в мире. Мол, партнеры из Германии и Франции не хотели раздражать американскую администрацию Джорджа Буша подобными контактами» (Первый канал, Время, 24.10.2010).
Говоря об итогах саммита, российское телевидение подчеркивало переход от слов к делу: «Тему отмены виз в Довиле обсуждали уже не просто как предложение Москвы, а как задачу, которую Европа будет решать. Саркози и Меркель, в свою очередь, обещали поработать с соседями по ЕС» (Россия, Вести недели, 24.10.2010). Эту эйфорию не разделял только телеканал ТВЦ. К заявлению президента Франции о том, что Россия и ЕС придут к безвизовому режиму через 10-15 лет, с воодушевлением воспринятому другими российскими телеканалами, на ТВЦ отнеслись с откровенным скепсисом. Ведущий программы ТВЦ «Постскриптум» А. Пушков прямо заявил, что «ЕС пока готов к обсуждению этих вопросов, но не к реальным шагам» (ТВЦ, Постскриптум, 23.10.2010). Это мнение разделил и председатель комитета по международным делам Госдумы К. Косачев, заявившей в другой программе ТВЦ «25 час», что «при всем уважении к Меркель и Саркози, у них совершенно точно не было мандата на то, чтобы с Президентом Медведевым принимать какие-то окончательные решения» (ТВЦ, 25 час, 19.10.2010).
К встрече президента Д. Медведева с участниками выездного заседания Мюнхенской конференции по вопросам политики безопасности, в ходе которой также обсуждался проект договора о европейской безопасности, российское телевидение отнеслось с некоторой опаской. Причиной стало участие во встрече американского политолога З. Бжезинского, которого многие российские телеобозреватели традиционно рассматривают как одного из главных врагов России. Прошедшая сразу после прозвучавшего в Довиле приглашения посетить саммит НАТО в Лиссабоне встреча заставила некоторых российских журналистов говорить о том, что Россию пытаются обвести вокруг пальца: «Бжезинского, самого горячего сторонника всемирной американской гегемонии, ищущего новые способы сохранить и укрепить эту гегемонию, волнуют так называемые “имперские амбиции России”. Сближение с НАТО, по его расчетам, лишит внешнюю политику России самостоятельности. И подчинит ее стране с самыми мощными имперскими амбициями в мире – Соединенным Штатам. Чтобы Россия не защищала более ни Абхазию, ни Южную Осетию, ни Приднестровье. Чтобы согласилась поставить свои вооруженные силы и, возможно, даже ядерный потенциал, который по-прежнему беспокоит Америку, под контроль НАТО» (ТВЦ, Постскриптум, 23.10.2010).
События в странах ЕС
В октябре российские телеканалы продолжали много рассказывать о волнениях во Франции, тщательно избегая оценок ситуации. Исключение составил только канал ТВЦ, пригласивший прокомментировать ситуацию француженку Карин Клеман, антиглобалистку, руководящую российским институтом «Коллективное действие». Она заявила, что «люди во Франции очень долго терпели всякие либеральные реформы, проводимые Саркози, снижение налога на богатых, и куча коррупционных скандалов во Франции, и поэтому накопилось в последнее время большое недовольство» (ТВЦ, 25 час, 22.10.2010).
Интересно прокомментировал канал ТВЦ и предложение глав Германии и Франции лишать права голоса страны ЕС, систематически нарушающие бюджетную дисциплину: «В 2008 году создали закрытый клуб, о котором знали далеко не все члены правительств стран-участниц, даже Франции и Германии. А главными заговорщиками выступили комитет ЕС по экономике и финансам, Еврокомиссия, европейский Центробанк и глава ассамблеи министров финансов Еврозоны. Во избежание паники участники клуба назвали себя группой, которой нет. Ей поручалось спасти Евровалюту в случае дефолта одной из стран Еврозоны. Заседания проходили под прикрытием различных саммитов и зачастую в неурочное время. … эта группа вырабатывает, что называется, план “В”, на случай полного провала евро. И даже триллионные вливания в терпящие бедствие страны Европы,похоже, не много сегодня помогают. А многие эксперты и вовсе уверены, что эти вливания лишь отодвинули грустную развязку. И судьба евро выглядит с каждым днем все печальнее» (ТВЦ, В центре событий, 03.10.2010).
Традиционно российское телевидение проявляет большой интерес к политической жизни на постсоветском пространстве. Комментируя прошедшие в октябре в Латвии выборы, российские телеобозреватели подчеркивали, что «по мнению большинства избирателей, находившийся у власти в течение двух десятилетий узкий круг национальных партий фактически привел республику к экономическому банкротству, и вся политическая энергия уходила на внутренние распри и постоянное разыгрывание «русской карты»» (НТВ, Сегодня, 02.10.2010)
Также в центре внимания российского телевидения в октябре было предотвращение террористической угрозы в Германии и экологической катастрофой в Венгрии.
Резюме
Российское телевидение в октябре старалось поддержать представление о том, что отношения между ЕС и Россией развиваются поступательно и гармонично. Существенно снизилась критика в отношении стран ЕС, нелицеприятные высказывания позволял себе только канал ТВЦ.