Валерий Зорькин опубликовал в «Российской газете» статью «Предел уступчивости» — об отношениях России с Европейским судом по правам человека и, шире, о соотношении национальных и наднациональных юридических институтов. Если бы эту статью написал простой преподаватель права, то тезисы, выдвинутые в ней, не имели бы столь большого общественного значения. Однако в данном случае речь идет о тексте председателя Конституционного суда, что привлекает к нему особое внимание.
Саммит Россия—НАТО, который состоится в Лиссабоне 20 ноября, претендует на рекорд по уровню подготовленных к утверждению документов. Главным коммерческим итогом встречи в португальской столице станет соглашение Москвы и альянса об обратном транзите военных грузов из Афганистана через РФ — оно сулит российскому бюджету десятки миллионов долларов ежемесячных поступлений. А сегодня должен быть досогласован ключевой политический документ — общая оценка рисков и угроз. Он должен вывести стороны на уровень сотрудничества, который иначе как союзническим и не назовешь.
Сегодня в Брюсселе российские и натовские дипломаты проведут последний перед намеченным на 20 ноября саммитом раунд переговоров, чтобы досогласовать ключевой политический документ — общую оценку рисков и угроз. Текст обзора занял 25 страниц и, по словам российских дипломатов, получился “очень плотным”. Общие угрозы в нем разбиты на пять разделов: международный терроризм, Афганистан, пиратство, защита жизненно важной инфраструктуры, а также нераспространение оружия массового уничтожения, в том числе ракетных технологий.
В итоге позиции Москвы и НАТО полностью совпали по всем пунктам, кроме ракетных угроз. Проблема в том, говорят собеседники в МИД России, что на этот счет переговорщики альянса пока солидарны с американцами, которые уверены в исходящей от Ирана ракетной опасности. Именно этим и те и другие аргументируют необходимость появления в Европе системы противоракетной обороны (ПРО), с чем не согласны в Москве. Впрочем, даже если компромисс не будет найден, обзор утвердят на саммите с оговоркой, что стороны попросту фиксируют позиции в отношении ракетных рисков. После утверждения документ засекретят с пометкой “для внутреннего пользования” и на его основе разработают план совместной борьбы с угрозами. Другим итогом саммита станет новая договоренность Москвы и НАТО по военному транзиту. Речь идет об обратном транзите военных грузов альянса из Афганистана через российскую территорию. По словам высокопоставленного собеседника в МИД РФ, договоренность на этот счет можно считать достигнутой — на саммите ее лишь оформят юридически.
Россия и НАТО завершают подготовку к предстоящему на будущей неделе саммиту в Лиссабоне, где будет принят ключевой для альянса документ — Стратегическая концепция. Постоянный представитель Москвы при НАТО Дмитрий Рогозин рассказал что в этом документе устраивает Россию, а что нет и каких соглашений ждать от саммита, куда поедет президент РФ Дмитрий Медведев.
Российская сторона долго не отвечала на приглашения НАТО принять участие в лиссабонском саммите.
Поясняя это Дмитрий Рогозин сказал: “У партнеров есть такая манера решать все за нас, порой складывается впечатление, что мы — объект политики НАТО, а не ее субъект. Поэтому, когда они приняли решение пригласить в Лиссабон Россию, мы обратили их внимание на то, что так решения не принимаются. Это ненормально, что натовские страны принимают решение провести саммит Россия—НАТО в наше отсутствие, а мы, как писал Есенин, должны, “задрав штаны, бежать за комсомолом”. В конце концов мы добились, чтобы это решение обсуждалось с нами и во внимание при этом принимались разные факторы. Главный из них — чтобы для России на саммите не было никаких сюрпризов. Мы не хотели получить в Лиссабоне второй Бухарест. В этот раз, чтобы натовцы не загоняли себя в тупик, мы сразу сообщили им о своем пожелании — no surprise (никаких сюрпризов). Мы хотели иметь предсказуемую повестку саммита от предсказуемого партнера.
Я предполагаю, будет принята Стратегическая концепция, которая, с одной стороны, переподтвердит младонатовцам гарантии их безопасности на случай непредвиденных обстоятельств, связанных с военной агрессией извне. При этом Россия, вероятно, не будет упоминаться в качестве потенциальной военной опасности. С другой стороны, НАТО теперь будет нацелено на то, чтобы расширить меню предлагаемых основных блюд и услуг и гарантировать странам-союзницам кибербезопасность, энергобезопасность, защиту от разбоя на море, от экстремизма и нелегальной миграции. По сути дела, альянс попытается присутствовать везде и всюду, иметь потенциал для одновременного ведения по крайней мере двух военных кампаний против крупных региональных держав и обладать возможностью отражать угрозы, во-первых, на дальних подступах, а во-вторых — заблаговременно. И самое главное — НАТО прописывает инструмент решения этих проблем. В частности, будет активно задействован институт партнерств. В том числе с Россией. Там, где объективные интересы альянса и его партнеров совпадут, будут предприняты попытки с помощью активизации усилий партнеров уменьшить собственный вклад в решение проблем. Концепция глобального полицейского нас устроить не может. Вместе с тем мы не можем не согласиться с тем, что многие угрозы необходимо локализовать, блокировать на дальних подступах. Eсть одно четкое условие, на котором мы будем настаивать,— это то, что все действия, связанные с применением грубой физической силы, НАТО должно согласовывать с ООН и осуществлять, имея на то мандат Совбеза ООН.
Вслед за успехами России на переговорах по присоединению к Всемирной торговой организации (ВТО) с США последовали крупные проблемы. Еврокомиссар по торговле Карел де Гюхт вчера заявил, что без отказа России от повышения пошлин на лес ЕС будет блокировать вступление страны в организацию “до конца 2011 года”. Крупнейшим потребителем древесины РФ является Финляндия: находящиеся в Москве президент страны Тарья Халонен и ее коллеги вчера начали консультации по этому вопросу с российскими чиновниками. Россия должна решить вопрос о пошлинах на лес в течение ближайших трех недель.
Заявление Карела де Гюхта практически совпало по времени со стартом официальных переговоров президента РФ Дмитрия Медведева с президентом Финляндии Тарьей Халонен, находящейся в России с государственным визитом с понедельника. В поездке по России госпожу Халонен сопровождают министры иностранных дел и внешней торговли и развития Финляндии, а также большая делегация финского бизнес-сообщества. Финляндия является крупнейшим из внешнеторговых партнеров в ЕС импортером российской древесины.
Напомним, последний раз вопрос лесных пошлин обсуждался 28-29 сентября на совещаниях в Сыктывкаре и Москве премьер-министром Владимиром Путиным, который поддержал лишь продление моратория на повышение пошлин на 2011 год. Источник в правительстве пояснил, что с того времени ситуация не изменилась: пока в комиссии господина Зубкова нет определенной позиции, в ближайшее время этот вопрос не обсуждался. Тем не менее даже для продления моратория требуется принять решение комиссии до конца ноября 2010 года — иначе решение будет “слишком сложно провести”, и с 1 января 2011 года пошлины будут повышены. В свою очередь, Еврокомиссию, исходя из сроков, названных господином де Гюхтом, не устраивает даже мораторий: при условии его продления на год срок “готовности” РФ к ВТО истечет как раз “до окончания 2011 года”, заявление Еврокомиссии означает, что ей по лесным пошлинам нужно не временное, а постоянное решение.
Тот факт, что пошлины на лес и вступление России в ВТО взаимосвязаны, подтвердил источник в финском министерстве внешней торговли и развития. “Конечно, Россия не сможет присоединиться к ВТО, если вопрос с древесиной не будет решен. Это очень важный вопрос для стран—членов ЕС, и прежде всего для Финляндии”,— категорично заявили в министерстве.
Вчера в Кремле прошли переговоры президентов России и Финляндии. Во время этой встречи Дмитрий Медведев и Тарья Халонен обсудили вопросы модернизации и перспективы отмены визового режима между Россией и Евросоюзом. При этом Дмитрий Медведев впервые прямо связал упрощение правил миграционного учета иностранцев в России с безвизовым режимом в отношении россиян в странах ЕС. Он также признал, что технологическая модернизация России невозможна без политической.
Халонен, назвав российского лидера «дорогой Дмитрий», сообщила, что, по мнению финской прессы, отношения двух стран настолько близки, что их главам не нужны формальные встречи и государственные визиты. На это г-жа президент, по ее словам, обычно отвечает, что во время государственных визитов проходят переговоры не только лидеров двух стран, но и министров, и представителей деловых кругов. «В ходе государственных визитов подводятся итоги и уже рассматриваются те результаты, которые были достигнуты», — объяснила она столь частые встречи.
Вчера г-н Медведев прямо заявил, что одновременно с введением безвизового режима должна быть отменена или по крайней мере предельно упрощена регистрация иностранцев в России. В свою очередь г-жа Халонен заверила, что Финляндия принадлежит к тем странам ЕС, «которые положительно относятся к приближению безвизового режима», и надеется на то, что он будет введен как можно быстрее. Пока же этот момент не наступил, финские власти стараются максимально облегчить жизнь россиянам, желающим попасть в ЕС. «Большинство виз, которые выдаются в России финскими диппредставительствами, — многократные», — сказала г-жа Халонен. Всего же в этом году, по ее словам, Финляндия выдаст россиянам примерно 1 млн виз.
В ходе переговоров была затронута еще одна тема, являющаяся лейтмотивом политики российского президента, — модернизация. На совместной пресс-конференции главы государств сообщили, что в скором времени «увидит свет совместная декларация о сотрудничестве в модернизации», в которой будут прописаны подробности взаимодействия двух стран в этом направлении. Кроме того, финский президент сообщила, что ее страна готова принять участие в создании инновационного центра «Сколково».