Пн | Вт | Ср | Чт | Пт | Сб | Вс |
---|---|---|---|---|---|---|
« Март | ||||||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 |
8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 |
15 | 16 | 17 | 18 | 19 | 20 | 21 |
22 | 23 | 24 | 25 | 26 | 27 | 28 |
29 | 30 | 31 |
15 апреля 2011
NDI / Круглый стол Генриха Белля
Обсуждение: отношения ЕС и России
Выступление Марии Орджоникидзе
Брюссель, 13 апреля 2011
Обзор
В связи с происходящими в арабских странах волнениями и катастрофой в Японии мы наблюдаем значительное снижение интереса стран ЕС к России. Россия не создает острых проблем для ЕС, а её плохая репутация в области прав человека, свободы СМИ и независимости судебной системы стала делом привычным. Большинство политиков ЕС рассматривает Россию как региональный центр с амбициями глобального масштаба. Однако, очевидно, что Россия имеет большие внутренние проблемы, включая крайнюю необходимость в модернизации.
Срок действия основного документа, регулирующего отношения России и ЕС, – Соглашения о партнерстве и сотрудничестве 1997 года (СПС) – истек почти четыре года назад, однако, с тех пор был достигнут лишь незначительный прогресс в переговорах по новому соглашению. Большинство экспертов сходятся во мнении, что России необходимо вступить в ВТО (что является важным вопросом для урегулирования торговых аспектов нового соглашения) для того, чтобы сделать шаги в этом направлении.
ВТО против Таможенного союза
На протяжении последних 17 лет Россия продолжает посылать противоречивые сигналы о своих намерениях в отношении ВТО: грубо говоря, политики из лагеря «модернизаторов» считают, что Россия должна следовать по пути Китая и взять на себя обязательства членства.
Другой лагерь, чьи взгляды озвучивает премьер-министр России, не стремится к принятию новых обязательств. И действительно, Путин недавно поручил правительству не выполнять ранее принятые обязательства по торговле – так как «мы не получили ничего взамен, и все, от чего мы отказались, не приносит нам ничего». Существует сильное лобби российских крупных предпринимателей, которые вступили в сговор с властями в отношении вступления в ВТО, поскольку это будет означать дополнительные требования и в конечном итоге приведет к более жесткой конкуренции, к которой они не готовы.
В то же время, Россия активно работает над созданием Таможенного союза с Белоруссией и Казахстаном, который она видит альтернативой ВТО. Россия стремится запугать другие государства СНГ, и Кыргызстан недавно объявил о своей готовности присоединиться к союзу.
Путин также приезжал в Украину и пытался убедить президента Украины Януковича присоединиться к Таможенному союзу. Россия действует очень успешно в своих попытках улучшенить политические и экономические отношения с Украиной. (В 2010 году объем российско-украинской торговли вырос на 62% по сравнению с 2009 годом. В 2010 году Украина стала пятым по величине торговым партнером России после Китая, Нидерландов, Германии и Италии. В 1-й квартал 2011 года она стала третьей после Китая и Германии). ЕС, кажется, заметил эти изменения, и объявил, что готов содействовать созданию определенных условий для Украины, если она начнет проводить политику более тесных связей с ЕС, а также возобновит переговоры по визовому режиму.
Отношения ЕС и России после Лиссабона
Изменилось ли что-то с тех пор, как вступил в должность Верховный представитель ЕС? Ходят слухи, что Эштон установила хорошие отношения с Лавровым. Однако это не привело к каким-либо существенным изменениям в отношениях России и ЕС. Российское телевидение и другие СМИ, контролируемые государством, крайне редко упоминают Верховного представителя. Россия традиционно имеет дело с крупными игроками – Германией, Италией, Францией, которые, так совпало, еще и зависят от её огромных энергетических ресурсов и рынков сбыта. Слова этих лидеров цитируют российские государственные СМИ по таким вопросам, как членство в ВТО, энергетике и либерализация визового режима. Многие утверждают, что Россия по-прежнему пытается сталкивать крупные государства-члены ЕС друг с другом, делая вид, что не существует единой политики и норм ЕС.
Визовый вопрос
Упрощение визового режима является на сегодняшний день наиболее широко освещаемым аспектом отношений ЕС и России. Несмотря на оптимистические заявления с обеих сторон, никаких реальных действий в этом направлении предпринято не было, так что никакой либерализации так и не произошло. Для среднего гражданина России получить визу в европейские государства становится все труднее и труднее. Есть множество причин отсутствия прогресса. Среди основных опасений ЕС – то, что Россия слишком медленно решает проблемы пограничного контроля, ситуация на Кавказе по-прежнему крайне нестабильна, механизмы выдачи загранпаспортов для россиян до сих пор не привели в соответствие с требованиями ЕС, и тот факт, что существует огромное количество людей с российскими паспортами, проживающих на территории Абхазии и Южной Осетии.
Эти вопросы совершенно не находят отражения в заявлениях российских политиков. Вместо этого они умело используют отсутствие прогресса в этом направлении, чтобы продемонстрировать внутренней аудитории как «Европа на самом деле относится к нам». Многие рассматривают это как чисто политические игры со стороны российских властей. В действительности, это личные интересы отдельных людей во власти, которые ответственны за внешнюю политику России. И ни один из представителей российской власти или бизнеса не испытывает никаких проблем с получением Шенгенской визы для себя или своих семей. Поэтому, к сожалению, тот факт, что 5-7 миллионов россиян, которые могут выезжать за рубеж, не могут свободно въезжать в ЕС, становится просто еще одним инструментом внутренней антизападной пропаганды.
Энергетика – ключевой вопрос для будущего отношений с Россией
Ситуация на энергетических рынках, кажется, меняет поведение и стиль общения России в отношении ЕС в лучшую сторону. В 2008 году глобальный кризис и резкое падение цен на нефть дали миру основания надеяться, что “Россия вернулась” в демократический лагерь и действительно готова к модернизации, привлечению иностранных инвесторов и улучшению инвестиционного климата. Однако, благодаря арабской революции, и особенно кризису в Ливии, цены на нефть в настоящее время растут стремительными темпами. Это хорошие новости для российских правящих элит, так как они ставят на сдерживание необходимости осуществления реальных экономических реформ, а такая ситуация позволяет поддержать статус-кво благодаря огромным прибылям от запасов нефти и газа.
Смену интонации в диалоге с ЕС также можно проследить по одному из недавних эпизодов – это обмен нелицеприятными репликами между Путиным и Баррозо по поводу третьей энергетической программы и попыток России обойти европейские правила, чтобы получить льготы для Газпрома.
Действительно, Россия потеряла значительную долю энергетического рынка ЕС после скандалов, связанных с поставками газа в Украину, а затем и в Белоруссию. С тех пор она пыталась восстановить свои позиции в качестве основного поставщика в страны ЕС. Сегодня этому способствует революция в Ливии, но до сих пор ни одна другая страна ЕС, кроме Италии, не согласилась на предложения России по увеличению своих поставок. Сразу после японской катастрофы Россия предложила ЕС увеличить объемы поставок газа для того, чтобы Европа могла иметь возможность перенаправить больше газа в Японию и компенсировать недостаток энергии, вырабатывавшейся на АЭС. Даже только эта ситуация уже может привести к увеличению поставок российского газа в ЕС на 14%. Хорошей новостью для России является также то, что она выиграет в любом случае, вне зависимости от того, будет ли увеличен объем поставок в Европу. По прогнозам, цена на газ вырастет на 15%.
Прогресс в диалоге между гражданским обществом России и ЕС
Этот год был отмечен значительным прорывом в связи с началом работы Форума гражданского общества ЕС и России 28 марта в Праге. Российские власти обеспокоены этим, что подтвердилось многочисленными попытками так называемых ПНКО – проправительственных некоммерческих организаций проникнуть на форум, а также недавними высказываниями Суркова. Заместитель руководителя Администрации Президента осудил те российские общественные организации, которые получают, как он выразился, «серые гранты из-за рубежа» и сказал, что они действуют против интересов российского народа. Очевидно, по его мнению, молодежное движение «Наши» и другие богатые кремлевские ПНКО напротив, действуют в интересах россиян. Они используются в качестве дымовой завесы со стороны властей, чтобы замаскировать реальные проблемы и заботы гражданского общества в России.
Это, однако, является той областью, где Центр ЕС-Россия, в частности, видит наибольший потенциал для конструктивного развития отношений ЕС и России. Мы твердо верим, что те, кто сидят в Кремле и в Белом доме, на данный момент не являются основными факторами в будущем развитии отношений ЕС и России. Диалог должен присутствовать и распространяться на все уровни нашего общества, он должен развиваться вне зависимости от наших властей. Только это, в конечном счете, способно укрепить доверие и сделать оба региона ближе друг к другу в понимании демократических и гуманитарных ценностей.
22 марта член Консультативного совета Центра ЕС-Россия профессор Билл Бауринг представил в Европейском парламенте доклад “Избирательная система Российской Федерации”. Доклад был приурочен к декабрьским выборам в Государственную думу 2011 года и президентским выборам в России, прошедшим в марте 2012 года.
Во вступительном слове профессор Бауринг рассказал, что последние опросы общественного мнения и результаты региональных выборов показали, что партия “Единая Россия”, занимающая 315 мест в Государственной думе из 450 возможных, продолжает удерживать доминирующее положение. Коммунистическая партия является единственной оппозиционной партией в Государственной думе, но она не представляет реальной угрозы для “Единой России”. Ходят новые слухи о повторном президентстве Медведева и возвращении премьер-министра Путина в Кремль. Ожидается, что решение будет принято в конце лета.
Затем профессор Бауринг выделил основные аспекты доклада, охватывающие избирательный период в России с 1990 года по настоящее время. Они описывают изменения, произошедшие в партийной системе в течение последних 20 лет. В начале 1990-х политическая система сохраняла значительную степень свободы, однако уже тогда на постепенно двигалась в сторону авторитаризма. Борис Ельцин нанес урон ее равновесию, боясь за сохранение власти в 1996 году, а Владимир Путин еще больше централизовал её, находясь в Кремле два срока подряд. Результатом этого стала невозможность регистрации новых партий перед началом предвыборной борьбы. Параллельно этим поправкам российские СМИ становятся все больше подконтрольными государству.
До последних думских и президентских выборов миссии международных наблюдателей сообщали о свободных и справедливых выборах, критикуя лишь финансирование избирательных кампаний и несбалансированное освещение в СМИ оппозиционных лидеров по сравнению с партией власти. Во время последних выборов в свете жёстких требований, выдвинутых Кремлём, Бюро по демократическим институтам и правам человека (БДИПЧ) и Организация по безопасности и сотрудничеству в Европе (ОБСЕ) в последний момент отказались отправлять в Россию миссию наблюдателей. Так и не ясно, будет ли ОБСЕ и БДИПЧ отправлять своих наблюдателей на выборы в этом году.
Принимая доклад от имени Парламента Кристина Оюланд (член Европарламента) сказала, что из-за неудавшейся в прошлый раз поездки миссии наблюдателей и опасений по поводу трудностей в регистрации кандидатов оппозиционных партий, таких как «Яблоко», небольшая группа членов Европарламента создала неофициальную группу по предстоящим выборам в Госдуму в России. В скором времени группа посетит Москву, чтобы обсудить условия пребывания в России будущей миссии наблюдателей от ЕС или ОБСЕ.
Форум европейских и российских НКО открылся в Праге
Прага, 28 марта 2011 года – Сегодня более 60 представителей организаций гражданского общества из России и Евросоюза собрались в Чешском Министерстве Иностранных дел на открытии Гражданского Форума ЕС-Россия. Эта уникальная инициатива объединяет НПО и активистов из Европы и США и создает постоянную платформу для сотрудничества.
«Я придаю этому Форуму большое значение. Очень важно не оставлять взаимоотношения между Россией и ЕС только политикам. Я надеюсь, что гражданское общество будет играть важную роль в партнёрстве во имя модернизации между ЕС и Россией. Успех не придет сразу, и многие могут быть разочарованы, но я знаю из личного опыта, что борьба за права человека – это непрерывный процесс», – заявил министр иностранных дел Чешской республики Карел Шварценберг, открывая Форум.
На Форум приехали многие уважаемые правозащитные организации, такие как «Мемориал» и «Сова» (из России), FIDH из Франции и Frontline из Ирландии. Экологические организации, такие как российское отделение «Гринписа» и «Байкальская Волна», группа, выступающая за охрану озера Байкал, также участвовали во встрече наравне с «Друзьями Земли» и немецким «Всемирным фондом природы». Помимо давно существующих организаций, Форум также посетили новые гражданские объединения, например, защитники Химкинского леса на севере Москвы, организации по развитию местных сообществ из российских регионов и социальные организации из всех стран ЕС.
«Политические лидеры часто не обращают внимания на гражданское общество. Эта ситуация должна измениться. Очень важно, чтобы мнение гражданского общества учитывалось в отношениях между ЕС и Россией. Форум также должен призывать российские власти к ответу в области защиты конституционных прав», – заявила Хайди Хаутала, Председатель Подкомитета по правам человека Европейского Парламента. – «Я уверена, что Европейский Парламент будет содействовать и поддерживать эту инициативу».
«Я знаю, что все мы говорим на одном языке и никакие языковые различия не помешают глубокому взаимопониманию», – добавил Михаил Федотов из Президентского совета по гражданскому обществу и правам человека, Российская Федерация. Федотов также описал текущую ситуацию в России: «Так много нужно сделать, чтобы улучшить восприятие России в странах ЕС. Исследования демонстрируют, что 70% россиян позитивно относится к ЕС, но только у 2% европейцев сложился положительный образ России. Это означает, что существует настоятельная необходимость укрепления связей между Россией и ЕС. Важно работать на основе фактов, а не мифов. Также важно улучшить в России ситуацию с правами человека, особенно, обеспечить независимую судебную систему и свободу СМИ».
На Форуме планируется согласовать его организационную структуру и создать четыре рабочих группы: по правам человека и верховенству права; по экологии; по социальным аспектам и гражданскому участию; и по демократическим структурам и процессам.
«Основными целями Форума являются усиление влияние гражданского общества на политический диалог между Россией и ЕС, а также интенсификация трансграничного взаимодействия между институтами гражданского общества и широкой общественностью. Важно вовлечь в инициативу все 27 стран-членов ЕС и российские регионы. Работа Форума регулируется исключительно его членами и свободна от любых вмешательств со стороны правительств» – сказал Ростислав Валвода, один из организаторов Форума.
Следующими шагами ГФ в этом году будут еще одна общая встреча в Варшаве, а также ряд мелких тематических встреч до нее.
Дополнительную информацию о Форуме можно прочитать на его сайте www.eu-russia-csf.org – английский язык
и www.eu-russia-csf.org/index.php?id=2&L=1 – русский язык
Если Вы хотите поговорить участниками Форума, пожалуйста, обращайтесь
Silvie Dumalasová (английский и чешский языки)
E-mail: silvie.dumalasova@clovekvtisni.cz
Телефон: +420 608 817 958
Марина Пуздрова (английский и русский языки)
Телефон: +420 776 016 653
Информация о Форуме (подробнее можно почитать здесь: http://www.eu-russia-csf.org/index.php?id=4&L=1)
Инициатива, которая привела к созданию Форума, исходила от группы НПО и представителей гражданского общества ЕС, которые выступили с предложением обновить российско-европейское сотрудничество в сфере гражданского общества. За последние годы множество факторов способствовали развитию благоприятной обстановки для усиления кооперации с Россией в сферах гражданского общества, верховенства закона, прав человека и развития демократии.
В марте 2010г. был разработан позиционный документ «За новое начало в сотрудничестве с гражданским обществом России». Одним из центральных предложений этого позиционного документа было создание Гражданского форума ЕС-Россия.
С мая по октябрь 2010г. в Берлине, Москве, Брюсселе и Хельсинки прошел целый ряд встреч и бесед за круглым столом, на которых обсуждалась идея учреждения Гражданского форума ЕС-Россия.
В октябре 2010г. был разработан позиционный документ «Позиция российских НПО в отношении создания Форума гражданского общества ЕС-Россия». В документе предлагаются конкретные принципы, механизмы и шаги для реализации Гражданский форум ЕС-Россия.
Радио “Свободная Европа” цитирует директора Центра ЕС-Россия Фрейзера Камерона.
|
|
9 февраля в Центре ЕС-Россия доктор Лилия Шевцова, ведущий научный сотрудник Фонда Карнеги за международный мир, и господин Гуннар Виганд, директор по России во внешнеполитическом ведомстве ЕС говорили о будущем России.
Доктор Шевцова начала свое выступление, отметив, что экономический кризис 2008 года стал упущенной возможностью, поскольку он не вызвал никаких серьезных попыток преобразовать политическую систему России. Российские власти решили укрепить статус-кво с помощью западных ресурсов и технологий, чтобы поправить экономику России и сохранить традиционное российское государство. Экономическая ситуация продолжает оставаться в бедственном положении и напоминает времена Советского Союза образца 1985 года. Однако до сих пор доминирует нежелание принимать политические и структурные меры, которые помогли бы России выйти из этой ситуации, такие как демонополизация политической и экономической власти.
Д-р Шевцова признала, что Россия создает впечатление политически стабильной страны. Правящий класс чрезвычайно успешен в поддержании принципа консенсуса. Однако последние исследования показывают, что общественное мнение разделилось: 43% респондентов считают, что Россия находится на ложном пути и 47% – полагают, что на верном. В то же время, более 80% не знают планов правительства и считают, что оно не в состоянии решать проблемы, касающиеся экономики, инфляции, безопасности и т.д., а 35% молодых людей готовы выйти на улицу, чтобы выразить своё недовольство по отношению к властям, так как правовые рычаги не действуют. Нынешняя стабильность была достигнута за счет широкого финансирования, которое правительство направило на три опоры российского статус-кво – пенсионерам, силовым структурам и чиновникам.
Доктор Шевцова отметила, что внутренняя стабильность правительства с разделением полномочий между президентом Медведевым и премьер-министром Путиным также неоспорима. Она добавила, что только 12% опрошенных граждан России считают Медведева реальным лидером.
На международной арене Путин и Медведев успешно разыгрывают «хорошего и злого полицейского». В результате им удалось удовлетворить и российских консерваторов, и западных лидеров. Однако доктор Шевцова отметила, что, видимо, тандем изжил себя и после 2012 года Путин вернётся в Кремль. Что касается ожиданий от выборов, она подчеркнула, что каждый раз, когда в России фальсифицируются результаты выборов, происходит «расшатывание» власти. Согласно последним опросам, «Единая Россия» не сможет достичь более 35% в Москве, Калининграде и ряде других городов, и это приведет к увеличению манипулятивных действий правительства и делегитимизации избирательного процесса.
Доктор Шевцова подчеркнула, что в обозримой перспективе невозможно предсказать, какое изменение будет способствовать либерализации режима в России. На данный момент более вероятным является дальнейшее ухудшение социально-политической структуры, что приведет либо к взрыву, либо к полной депрессии и атрофии российской системы и общества. Она также подчеркнула, что либеральное пробуждение в России может произойти не с помощью политических партий, а благодаря растущему гражданскому обществу.
На вопрос о росте национализма и ксенофобии в России, доктор Шевцова подчеркнула, что власти использовали тему национализма, чтобы сломить оппозицию и укрепить своё положение. Она добавила, что, несмотря на то, что националистическим движениям зачастую удаётся успешно вывести тысячи людей на улицы, у них отсутствует структура, политическая повестка дня и лидер, и до сих пор они работают через социальные сети.
Гуннар Виганд подтвердил, что возможность изменений, предоставленная кризисом, не была использована. Вместе с тем он подчеркнул, что экономический кризис открыл правительству России, что зависимость экономики от сырья уже не так устойчива и, что реформы необходимы, если Россия хочет остаться среди стран БРИК. Россия поняла, что для того, чтобы это сделать, нужно объединиться с Европой и США по ряду конкретных действий, таких как соглашение о партнерстве по модернизации и присоединению к ВТО.
По поводу внешней политики России он подчеркнул, что она работает на российскую экономическую модернизацию, которую Россия будет пытаться достичь без модернизации общества. В целом прогресса в экономической ситуации России не было, так как не было никаких стимулов создавать малые и средние предприятия, в свое время ставшие основой экономического чуда Западной Европы. Он добавил, что рост экономики России зависит от цены на нефть.
Он подчеркнул, что есть и положительные тенденции: были осуществлены некоторые действия по улучшению положения в области верховенства закона, в частности, предпринимались многочисленные попытки улучшить подготовку судей. Однако весь прогресс, достигнутый в плане верховенства закона, был результатом прямых указаний президента Медведева. С другой стороны, дело Михаила Ходорковского и Платона Лебедева стало негативным сигналом международному сообществу и подтвердило сложившееся мнение, что российские и зарубежные компании работают в опасных и неопределенных условиях.
Г-н Виганд также подчеркнул, что только россияне могут решать, какие изменения в их стране им нужны, ЕС, в свою очередь, определило свои интересы в будущей России как сосед, а также торговый и инвестиционный партнер.
В этом контексте г-н Виганд говорил о различных переговорах, которые ЕС ведёт с Россией с целью достижения общего видения и общих подходов, и подчеркнул, что с 2004 года ситуация значительно улучшилась. Вместе с тем он подчеркнул, что в то время как есть сигналы в верном направлении (например, в сфере экономики и торговли), многие другие отрицательны – особенно в отношении прав человека, верховенства закона.
Г-н Виганд заявил, что для Еврокомиссии немыслимо предпринимать дальнейшие шаги и заключать соглашения с Россией без конкретных действий России в области верховенства закона и демократии.
В ходе обсуждения Лилия Шевцова подчеркнула, что внешняя политика может и не быть одним из инструментов изменений, если нынешняя структура власти в России остаётся на месте, как это и происходит. В настоящее время внешняя политика Кремля, в том числе его участие в «перезагрузке», стала инструментом для сохранения статус-кво.
По гражданскому обществу было отмечено, что оно развивается и может похвастаться небольшими победами в регионах – особенно в сферах охраны окружающей среды, защиты прав потребителей и собственников жилья.
В заключение господин Виганд подчеркнул, что общение Европы и России является одной из форм сотрудничества, но только на основе четких правил и уважения верховенства закона.
Статья старшего научного сотрудника Центра ЕС-Россия Лучио Винхас де Соуза “Первоначальная оценка экономического эффекта создания ЕвроАзЭС для каждого из его участников”
Статья профессора Мари Мендра, члена Консультативного совета Центра ЕС-Россия “Российская силовая политика: слабый президент подчиняется сильному лидеру”, опубликованная в Le Monde, 11 января 2011 г.
Оригинал статьи на французском языке.
Директор Центра ЕС-Россия Фрейзер Кэмерон примет участие в семинаре Альянса Либералов и Демократов за Европу “Перспективы и возможности модернизации в России”, который пройдет в среду, 19 февраля 2011 года.
Статья Директора Центра ЕС-Россия Фрейзера Камерона и Исполнительного директора представительства германского фонда Маршалла в Брюсселе Рона Асмуса “Переписывая историю” в World Today (Chatham House).