Пн | Вт | Ср | Чт | Пт | Сб | Вс |
---|---|---|---|---|---|---|
« Март | ||||||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 |
8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 |
15 | 16 | 17 | 18 | 19 | 20 | 21 |
22 | 23 | 24 | 25 | 26 | 27 | 28 |
29 | 30 | 31 |
Партнерство во имя модернизации между ЕС и Россией: реальность или несбыточная мечта?
Брюссель, 5 октября 2010. Лидеры ЕС и России решили работать вместе над Партнерством во имя модернизации, но какова вероятность удачного воплощения этой идеи?
Этот вопрос и связанные с ним аспекты рассматриваются в последнем Обзоре Центра ЕС-Россия, «Партнерство во имя модернизации между ЕС и Россией». Как Россия сможет полностью реализовать свой потенциал и слиться с мировой экономикой? Какова роль в этом ЕС и поможет ли для достижения этой цели предложенный ЕС состоящий из 10 пунктов план? Восемь статей известных политиков и ученых, глубоко изучающих отношения ЕС и России, фокусируются на различных аспектах модернизации и различиях в подходах президента Дмитрием Медведевым и премьер-министра Владимира Путиным к темпу и масштабам этого процесса.
Игорь Юргенс, председатель правления Института современного развития (ИНСОР), член Общественной палаты Российской Федерации. «О целях и цене российской модернизации».
Аксель Лебан, независимый комментатор и эксперт по России «Модернизатор – не марионетка».
Сэр Энтони Брентон, бывший посол Великобритании в России «Зеркало перемен: Западные инвестиции в России».
Адриан Северин, вице-президент Группы социалистов и демократов в Европейском Парламенте »«Соглашение о партнёрстве и сотрудничестве и Партнёрство во имя модернизации».
Деннис Кредлер, Сергей Афонцев, Круглый стол промышленников России и ЕС «Экономическое сотрудничество между ЕС и Россией: путь вперед».
Катинка Бариш, Заместитель директора Центра европейских реформ «Партнёрство во имя модернизации между ЕС и Россией»
Марина Ларионова, Виталий Нагорнов, Государственный университет – Высшая школа экономики. «Максимум пользы из «Партнёрства для модернизации».
Сергей Уткин, Институт мировой экономики и международных отношений РАН «Без виз: модернизация россиян».
Фрейзер Кэмерон, директор Центра ЕС-Россия, заявил по поводу этой публикации: «В данном Обзоре раскрываются многие вопросы, касающиеся программы России и ЕС «Партнерство во имя модернизации». Возможно, наибольшую важность представляет собой несовпадение позиций внутри самой России – о том, насколько глубоко и быстро должна быть проведена модернизация. Президент Дмитрий Медведев говорит о том, что необходимо реформировать «отсталую» экономику и покончить с «примитивной надеждой» на нефть и газ. Премьер-министр Владимир Путин, кажется, не разделяет мнение о необходимости срочных действий, недавно он заявил, что модернизация уже идет, «но нам необходимо, чтобы развитие шло поступательно». Кроме того, Путин гораздо сдержаннее – по сравнению с Медведевым – в вопросах необходимости борьбы с коррупцией и принятия мер по укреплению верховенства права».
Директор Центра ЕС- Россия Фрейзер Камерон прокомментировал состояние отношений Россия-ЕС для радиостанции “Голос Америки”
Центр EC-Россия и польский Центр международных отношений (ЦМО) организовали конференцию на тему «Модернизационное партнёрство ЕС-Россия – Получится ли?» и провели ее 7 сентября 2010 года. Состоялись два обсуждения, посвященные тенденциям в российской внешней политике и перспективам модернизационной повестки дня. Многие польские эксперты, выступавшие на конференции, отмечали положительные тенденции в польско-российских отношениях и одновременно говорили о разочаровании, связанном с Украиной.
Открывая конференцию, бывший министр иностранных дел Адам Ротфельд сказал, что надо различать официальные заявления и доктрины России, обычно направленные на внутреннюю аудиторию, и реальное положение дел. Не было смысла всерьез говорить о “суверенной демократии”, в то время как русские лезли из кожи вон, настаивая на собственной особой сфере влияния в Восточной Европе. Россия старалась заручиться как можно большим содействием ЕС при минимальных изменениях в своей политической системе. Для ЕС было бы ошибкой пойти по этому пути, вместо того чтобы добиваться действительных изменений.
Эугенюш Смоляр, старший исследователь ЦМО, руководивший первым обсуждением, задал вопрос, являются ли недавние изменения в российской внешней политике подлинными. Внешнюю и внутреннюю политику разделять нельзя, и здесь ситуация остаётся тревожной. В России по-прежнему нет верховенства права, как показывают дела Ходорковского и Магнитского.
Георгий Бовт, сопредседатель партии “Правое дело”, выразил сомнение в том, что нынешняя элита действительно привержена курсу на проведение коренных реформ в России, поскольку это затронуло бы её интересы. Он также скептически отозвался об отношении к этому бюрократии и сказал, что, для того чтобы произошли изменения, нужен приход нового поколения в ключевые министерства. По вопросу об отношениях между ЕС и Россией Бовт считает, что необходимо гораздо большее расширение контактов между людьми. Либерализация визового режима этому очень помогла бы, но он понимает, что здесь существуют загвоздки.
Фрейзер Кэмерон, директор Центра ЕС-Россия, заметил, что неверно считать, что Запад стремился ослабить Россию в 90-е годы. Имели место ошибки, но была и подлинная попытка приблизить Россию к Западу, например, приём в Совет Европы и «большую восьмёрку». В начале нулевых Россия решила, что её возросшее, благодаря нефти и газу, богатство автоматически обеспечит ей возвращение в ранг великих держав. Но после сентября 2008 года на Россию обрушился тяжёлый глобальный кризис, и это изменило настроения в стране. Изменению настроений также способствовали обамовская кнопка перезагрузки и выборы на Украине. Для ЕС вопрос состоял в том, заинтересована ли Россия в комплексной модернизации, включая вопросы верховенства права и борьбы с коррупцией, или лишь в поддержании статус-кво.
Эрхард Бузек, президент Центра ЕС-Россия, отметил, что президент Дмитрий Медведев старается создать в России “Кремниевую долину”. Успех этого начинания может быть обеспечен только предоставлением полной свободы частным инвесторам – директивами сверху ничего здесь не добиться. Марек Добровский, профессор-экономист из Варшавы, сказал, что Россия сильно пострадала от глобального кризиса. Экономика постепенно оправляется, инфляция сократилась, а налоговые поступления в бюджет растут. Но стабилизационный фонд иссякает, а иностранных инвесторов возвращается мало. Беспокоит отсутствие реальных планов обеспечения энергоэффективности.
Хильде Хардеман, глава отдела России в Европейской комиссии, обрисовала предысторию модернизационного партнёрства. Осенью прошлого года на руководителей ЕС большое впечатление оказал призыв президента Медведева ко всеобъемлющей реформе. ЕС был заинтересован поддержать идеи Медведева и выдвинул ряд предложений в их развитие. Модернизационное партнёрство также могло бы подтолкнуть переговоры по соглашению о партнёрстве и сотрудничестве. Уже прошло десять раундов переговоров с участием четырёх рабочих групп: по политике, юстиции и внутренним делам, экономике, культуре, образованию и спорту. ЕС только что предложил России текст части соглашения, касающейся торговли и инвестиций. Можно ожидать длительного продолжения этих переговоров, возможно на протяжении нескольких лет. На вопрос, увенчается ли успехом модернизационное партнёрство, г-жа Хардеман сказала, что ответить на него невозможно. Несмотря на заявления, о реальных переменах в вопросе верховенства права свидетельствует немного (Ходорковский, Магнитский, отношение к участникам демонстраций правозащитников и т. д.). Также мало признаков общественной поддержки планов модернизации. Что касается бюджета ЕС для России, г-жа Хардеман сообщила, что он сокращён до 3 млн евро – главным образом, на поддержку программ образования.
Алан Райли, профессор Городского университета, сказал, что Россия стоит на перепутье. До недавнего времени компания “Газпром” занимала сильные господствующие позиции во многих частях Европы. Теперь ситуация, связанная с поставками газа, быстро меняется, главным образом, из-за разведки нетрадиционных месторождений газа. Общий объём запасов газа в России составляет 47 трлн кубометров (для сравнения: в Китае 144 трлн кубометров, в США 240 трлн кубометров и в ЕС 35 трлн кубометров). Пятьдесят процентов газа в США добывается сегодня на нетрадиционных месторождениях. Также быстро растёт производство сжиженного природного газа. Всё это – плохие новости для “Газпрома”. Он может потерять свою долю рынка и усиленно ищет финансирование для разработки новых месторождений.
Януш Онышкевич (ЦМО) отметил многочисленные проблемы, стоящие перед Россией – демографические тенденции, здравоохранение, образование, банковская система, коррупция – и поразмышлял на тему о том, сохранит ли страна своё единство. На Дальнем Востоке живёт всего семь миллионов россиян. Калининградская область может потребовать независимости, равно как и республики Северного Кавказа, последовав примеру Южной Осетии и Абхазии.
При обсуждении было много вопросов по верховенству права в России, которое, по всеобщему согласию участников, является самым важным для успешной модернизации. Райли отметил, что суд в Страсбурге превращается для многих россиян в верховный суд. Г-жа Хардеман согласилась, что Совет Европы начинает оказывать на Россию позитивное влияние.
Sir, Philip Stephens (“Europe daydreams its way to Japanese irrelevance”, September 10) was right in his analysis of the weakness of European foreign policy – a divided Europe is a weak Europe.
When EU president Herman Van Rompuy meets EU leaders on Thursday there is one simple proposal that could improve the situation. Member states should agree that each time they meet a strategic partner of the EU they will raise the common EU positions. This is already the case with some member states, for example Poland, but should become standard practice. Over time it would help ensure greater coherence and consistency if all leaders were singing from the same hymn sheet, which would be updated regularly by EU foreign ministers.
Dealing with Russia, for example, everyone would raise the importance of Russia joining the World Trade Organisation, resisting protectionist pressures, tackling corruption and implementing the rule of law. Leaders would seek Russian support for the EU’s policy on Iran and Afghanistan while rejecting any Russian claim to enjoy a special sphere of influence in eastern Europe.
Agreeing this practice now is all the more important in light of the imminent establishment of the external action service. The service will not change EU foreign policy overnight, but it will create a new dynamic that should enable the union to be a more effective player on the world stage.
Член Консультативного совета Центра ЕС-Россия опубликовал статью в Goettingen Journal of International Law
Хайди Хаутала, глава подкомитета по правам человека Европарламента, 22 июля провела семинар, посвященный будущему России, в ходе форума в Пори (Финляндия). Среди участников семинара были документалист Андрей Некрасов; финский аналитик Синикукка Саари; преподаватель Европейского университета (Санкт-Петербург) Элла Панеях и директор Центра ЕС-Россия Фрейзер Кэмерон. Также мероприятие посетили несколько финских политиков.
Господин Некрасов заявил, что «модернизация» – это, скорее, лозунг, совсем как в советские времена. Даже среди элиты, по его мнению, нет понимания – что конкретно должно быть модернизировано – правосудие, борьба с коррупцией и т.д. Госпожа Панеях согласилась с этим мнением, отметив, что скорей всего результат этой кампании будет «достаточно смутным». Она обратила внимание на стиль действий российских властей, приведя в качестве примера ставшими знаменитыми «противопожарные проверки» в ее университете. Госпожа Саари была также настроена скептически, предположив, что «модернизация» – это часть политики с целью успокоить граждан, заставив их думать, что что-то меняется. Доктор Кэмерон подчеркнул, что ЕС ответил на желание России заключить «партнерство для модернизации», и добавил, что необходимы четко прописанные условия получения помощи ЕС. В ответ на вопрос из зала он заявил, что ЕС должен действовать более уверенно и иметь консолидированное мнение по любым вопросам, возникающим в переговорах с Россией.
Госпожа Саари обратила внимание присутствовавших на недавний визит президента Медведева в Финляндию, в ходе которого прошли «жесткие переговоры» между ним и президентом Финляндии Халонен (Финляндия вовлечена в длительный диспут с Россией в связи с пошлинами на древесину). Госпожа Панеях выразила надежду, что развивающееся приграничное сотрудничество между Россией и Финляндией может улучшить жизнь жителей Карелии. Господин Некрасов обратил внимание на государственную монополию на СМИ и на негативное воздействие этого на развитие демократии.
Закрывая семинар, госпожа Хаутала указала на особую важность проблемы прав человека для развития отношений между ЕС и Россией. Проходящие в данный момент шестимесячные консультации приносят мало пользы, необходимо большее вовлечение в этот процесс гражданского общества и более последовательного подхода со стороны ЕС.
Центр ЕС-Россия – соорганизатор финско-российского гражданского форума, который пройдет в Хельсинки 21-22 июля 2010 года.
Статья Директора Центра Фрейзера Камерона для World Commerce Review “Должен ли ЕС поддерживать модернизацию России?”
Брюссель, 10 июня 2010 – На конференции, организованной Центром ЕС-Россия, представители официальных, академических и деловых кругов из России и Евросоюза обсудили перспективы плана по модернизации России.
Хильде Хардеман, глава отдела политики в отношении России и Северного Измерения в директорате Еврокомиссии, рассказала о прошедшем саммите ЕС-Россия, во время которого его участники обсудили вопросы двустороннего и глобального сотрудничества, а также, как ЕС может помочь России с модернизацией экономики. Она считает, что в первую очередь надо думать о ней, а потом уже о новом Соглашении о Сотрудничестве и Партнерстве между ЕС и Россией. Однако любое соглашение должно основываться на конкретной деятельности: правовом сближении, сотрудничестве в отраслях, основанных на технологиях (например, космическая отрасль), эффективном использовании энергии, взаимном обмене опытом и знаниями, сотрудничестве в борьбе против коррупции, реформировании судебной системы. ЕС выразил желание быть полезным, но Россия должна выполнить основные политические обещания, в том числе касательно утверждения принципов верховенства права и более свободного гражданского общества.
Посол Торбьорн Фройснес, директор и специальный представитель Генерального Секретаря в Совете Европы, отметил, что Совет Европы играет важную роль в воплощении плана изменений, ведущих к реформированию судебной системы и установлению принципов верховенства права в России. Он подчеркнул, что в Европейском суде по правам человека больше всего жалоб рассматривается из России, и в некоторых случаях Россия не только выплатила присужденную пострадавшей стороне компенсацию, но и изменила свое национальное законодательство, дабы избежать повторного рассмотрения дела.
Саша Тамм, руководитель представительства фонда Фридриха Науманна в Москве, считает, что соблюдение принципов верховенства права необходимо России для консолидации власти в долгосрочном периоде, она должна перестать рассчитывать на свои огромные доходы, которые ей приносит энергетическая отрасль. У отношений сотрудничества между Россией и ЕС должна быть основа, несмотря на конфликт интересов и нежелание многих поддерживать принципы верховенства права в том случае, если это не соответствует личным интересам. Он выразил скепсис по поводу того, насколько серьезно Россия относится к сотрудничеству в вопросе модернизации, Саша подчеркнул, что высказывания Медведева касательно обязательств в этой сфере носили маскировочный характер.
«ЕС не должно забывать о Магницком», – заявил на конференции Билл Браудер, глава инвестиционного фонда Hermitage Capital. Сергей Магницкий, 37 летний юрист, в прошлом году скончался в московском СИЗО после окончания кампании по выявлению коррупции среди российских чиновников. Хотя президент Медведев и потребовал провести расследование, ничего не произошло. Браудер, у которого работал этот юрист, заявил, что США рассматривают черный список российских чиновников, причастных к смерти Магницкого и призвал ЕС сделать то же самое. Напомнив про это дело, г-н Браудер поведал о своих сомнениях относительно реалистичности плана по модернизации России, ее защиты от коррупции и отсутствии финансовых стимулов для российских бизнесменов, при наличии которых их деятельность была бы прозрачной и заслуживала уважения.
Яна Дрейер из Европейского центра международной политической экономии, разделила пессимизм г-на Тамма, подчеркнув, что вмешательство России в план по модернизации носило косметический характер. Тем не менее, отметила она, прогресса можно достичь при помощи внесенных на основании Лиссабонского договора изменений, особенно в части способности ЕС обеспечить приток прямых иностранных инвестиций, а также существующих обязательств в отношении рынка энергетики ЕС.
Мария Орджоникидзе, Генеральный секретарь Центра ЕС-Россия, обратила внимание на то, что России необходимо обучать и сохранять новое поколение людей с новаторским мышлением. Несоблюдение принципов верховенства права и характер выносимых судами решений часто приводит к тому, что представители лучших умов думают, что они могли бы быть следующими после Магницкого и Ходорковского, поэтому они уезжают заграницу. По ее мнению, процесс модернизации России подвержен опасности из-за неконтролируемой коррупции, а важнейшим залогом успешного будущего страны является независимость судебной власти.
Фрейзер Кэмерон, директор Центра ЕС-Россия, заявил: «Наряду с тем, что потребность России в модернизации экономики не ставится под сомнение, а Евросоюз демонстрирует свою готовность оказать содействие этому процессу, без сомнения необходимо уделить пристальное внимание серьезным изъянам, которыми обладает верховенство права в России, а также ситуации с гражданскими правами и свободами, чтобы запустить этот сложный и длительный процесс».