• English

EURussiaCentreEU-Russia Centre

ЕС-Россия » Новости Центра ЕС-Россия




Встреча с Майклом Палчем: «Саммит Россия-ЕС: что нового и что впереди?»

16 Дек 2011
Комментариев нет

Встреча с Майклом Палчем
«Саммит Россия-ЕС: что нового и что впереди?»

Среда, 14 декабря

Вступление
Breakfast_Meeting_with_Michael_Pulch_4Открывая встречу, Фрейзер Кэмерон, директор Центра ЕС-Россия, обратил внимание на последствия выборов в Думу. Президент Медведев предположил, что это будет его последний саммит ЕС-Россия и что повестка дня должна включать вопросы торговли и энергетики. Однако, скорей всего, ему придется столкнуться с вопросами относительно злоупотреблений на выборах и жесткой позиции российских властей в отношении демонстрантов.

Саммит
В начале своей речи Майкл Палч подчеркнул, что Россия очень важна для ЕС – как постоянный партнер по Совету Безопасности ООН и как партнер по многим международным проектам, как сосед и как основной поставщик энергоресурсов. Он отметил, что товарооборот возрос с 32% в 2010 году до 27% в 2011. Россия является третьим по величине оборота торговым партнером ЕС после США и Китая. ЕС также один из крупнейших рынков для России. Основой сотрудничества является Партнерство для модернизации, саммит будет способствовать прогрессу в реализации данного Партнерства. Он указал, что заключены 19 схожих соглашений с государствами-членами.

Палч заявил, что вступление России в ВТО изменит «условия игры», так как придаст новый импульс переговорам о новом соглашении между ЕС и Россией. Согласие Москвы принять правила, на которых основана международная система торговли, весьма вероятно окажет благотворное влияние и на другие сферы, включая верховенство закона и управление.

Breakfast_Meeting_with_Michael_Pulch_1Кроме ВТО, саммит будет сфокусирован на вопросах виз и должен разрешить проблемы, связанные с полетами над Сибирью. Ряд договоров, касающихся пересечения границы в Калининградской области, как ожидается, должны быть сегодня подписаны Россией и Польшой в Москве. Кроме того, будет рассмотрена «дорожная карта» по либерализации визового режима, предусматривающая взаимный отказ от виз ЕС и России. Эта карта будет включать ряд технических мер, после выполнения которых обе стороны смогут существенно продвинуться к решению вопроса. Также будет поднята тема мигрантов.

По вопросам, связанным с верховенством закона, г-н Палч отметил, что для России этот вопрос имеет жизненно важное значение, так как от него зависят инвестиции в страну и экспорт. ЕС заинтересована помочь России в борьбе с коррупцией и улучшении судебной системы.

Что касается вопросов энергетики, остается недопонимание, связанное с третьим энергетическим пакетом, однако он не имеет своей целью дискриминацию России или какой-либо другой страны. Совсем недавно прошла очень продуктивная встреча, посвященная энергетике, и впереди, несомненно, дискуссии по доступу на рынок, диверсификации и ядерной безопасности.

Представители ЕС также интересовались взглядами президента Медведева на недавно прошедшие и будущие выборы. Госпожа Эштон сделала заявление по выборам в Думу и президентским выборам.

Выступающий согласился, что консультации по правам человека должны быть реформированы и стать более эффективными. Он с уважением подчеркнул важность таких инициатив, как Форум Гражданского Общества ЕС-Россия, в которых активную роль играет Центр ЕС-Россия. Г-н О’Салливан, глава EEAS, встретится с представителями Форума Гражданского Общества ЕС-Россия для обсуждения этого и других вопросов в контексте саммита ЕС-Россия.

Breakfast_Meeting_with_Michael_Pulch_3Говоря о международной политике, Палч отметил, что существуют зоны, в которых стороны легко находят взаимопонимание (мирный процесс в Средней Азии) и есть сферы, где присутствуют разногласия, (к ним относятся Сирия и Ливия). Необходимо возобновить обсуждение замороженных конфликтов.

В обсуждении г-н Валенсуэла, глава представительства ЕС в России, назвал события, произошедшие на прошлой неделе в Москве, «по-настоящему историческими», но предупредил, что слишком рано судить об их долгосрочном воздействии. Были заданы вопросы о недостаточном инвестировании в российский малый и средний бизнес, общее соседство, решение проблем разного подхода к энергетической политике и установление плана перехода к визовой либерализации.

Директора Центра ЕС-Россия Фрейзера Камерона процитировало бразильское издание Estadao

30 Ноя 2011
Комментариев нет

Директора Центра ЕС-Россия Фрейзера Камерона процитировало бразильское издание Estadao.

Отчет о конференции в Словении, посвященной отношениям России и ЕС 21 ноября 2011 года

24 Ноя 2011
Комментариев нет

18 ноября Евроатлантический Совет Словении и Словенская Торгово-Промышленная Палата провели в Любляне конференцию, посвященную отношениям России и ЕС.

Фрейзер Кэмерон, директор Центра ЕС-Россия, в своем выступлении обрисовал историю отношений ЕС и России. Он начал с периода огромных надежд и ожиданий с обеих сторон в 1990 году, рассказал о Соглашении о партнерстве и сотрудничестве 1994-1997 гг., остановился на недавних попытках заключить новое соглашение о партнерстве и сотрудничестве. Также он обсудил возникшее в 2010 году Партнерство для модернизации и различные мнения, что подразумевается под модернизацией. Он отметил, что членство в ВТО должно улучшить деловой и инвестиционный климат России. Россия примет международные стандарты и правила ВТО в таких сферах, как таможенное регулирование, лицензирование и защита интеллектуальной собственности. Вступление в ВТО и экономические реформы должны помочь сделать российскую экономику более прозрачной и предсказуемой.

В отношениях России и ЕС есть примеры сотрудничества (Иран, миграция, космос, нераспространение ядерного оружия), но есть и расхождения (Ливия, Сирия, Косово, страны – общие соседи). Также проблемы вызывают свойственная России имперская ментальность; недостаточно последовательная позиция ЕС (отсутствие консенсуса между странами – членами); третий энергетический пакет (Россия жалуется на дискриминацию в отношении Газпрома); вопрос безвизового режима; миссии общего пространства безопасности и защиты; Киотский протокол (Россия в действительности не предприняла шагов по борьбе с изменением климата).

Петер Балас, заместитель директора департамента торговли, рассказал о торговых отношениях ЕС и России. В 2010 году ЕС был крупнейшим торговым партнером России, на него приходилось 50% всей внешней торговли. Россия является третьим по величине торговым партнером ЕС после США и Канады, ее доля в 2010 году – 8,6%. Объем торговли с Россией в 2010 году достиг €244 млрд. (в 2009 году €183 млрд.). Торговля увеличилась на треть после падения в 2009 году. ЕС также важнейший инвестор в Россию, доля инвестиций ЕС в общем объеме иностранных инвестиций – 75%.

Россия также начала инвестировать в энергетику некоторых стран – членов ЕС. У России сложный инвестиционный климат из-за постоянно меняющихся правил и отсутствия независимой судебной системы. Петер Балас выразил надежду, что вступление в ВТО после 18 лет переговоров принесет перемены. В последние годы наблюдался рост протекционистских мер, так как Москва увеличила количество антикризисных тарифов в 2008 году и они сохраняются до сих пор. Вступление в ВТО должно дать толчок и формированию зоны свободной торговли от Лиссабона до Владивостока.

Александр Хара, заместитель директора департамента по ВТО, рассказал о последнем раунде переговоров по вступлению в ВТО. Он подчеркнул профессионализм российской команды, политическую волю прийти к соглашению по всему пакету и ключевую роль Швейцарии в переговорах с Грузией.

Никола Бонуччи, глава юридического департамента Организации экономического сотрудничества и развития (OECD) рассказал о процессе вхождения России в OECD. Уже прошло большое количество встреч, однако получение членства теперь зависит только от самой России. Принятие антикоррупционного законодательства имеет важнейшее значение для больше прозрачности и судебной реформы. Применение этого законодательства будет отслеживаться OECD. Вступление России в OECD станет знаком ее открытости международным экономическим стандартам.

Владимир Прошин из российского посольства подчеркнул, что для России является приоритетом заключение нового соглашения, а также партнерство для модернизации (технологии, космос, энергетика и т.д.). Он отметил, что членство России в ВТО расширит сотрудничество России и ЕС.

Кнут Флекенштейн, руководитель делегации Европарламента по России, также отметил важность вступления России в ВТО для отношений ЕС и России. Есть прогресс и в Партнерстве для модернизации. Позиция Европарламента в отношении России стала более конструктивной. Также имеют большое значение изменения в составе польского правительства.

Закрывая конференцию, Антон Беблер, президент Евроатлантического движения, заявил, что выступления участников показали, что существует огромный потенциал для будущего развития отношений между ЕС и Россией. Теперь дело только за политиками.

Директор Центра ЕС-Россия Фрейзер Камерон принял участие в видеомосте Москва – Брюссель – Лондон на тему: “Евразийский союз: направления интеграции”

27 Окт 2011
Комментариев нет

Директор Центра ЕС-Россия Фрейзер Камерон принял участие в видеомосте Москва – Брюссель – Лондон на тему: “Евразийский союз: направления интеграции”.

Видео можно просмотреть здесь >>

Новый сборник Центра ЕС-Россия анализируется в статье Public Service Europe

07 Окт 2011
Комментариев нет

Новый сборник Центра ЕС-Россия анализируется в статье Public Service Europe

Завтрак «ЕС и Россия в Средней Азии – Соперники или Партнеры?»

29 Сен 2011
Комментариев нет

Завтрак
«ЕС и Россия в Средней Азии – Соперники или Партнеры?»

Вторник, 20 сентября

Ален Делетроз, вице-президент Международного Кризисного Центра, начал свое выступление с заявления, что ЕС и Россия могли бы стать партнерами в политике в Средней Азии, однако важнейший игрок региона – Китай, уже начавший плодотворное энергетическое сотрудничество. У ЕС есть общая стратегия, которая, однако, имеет небольшое значение, так как объем этого проекта составляет только 150 млн. евро. Кроме того, государства Средней Азии опасаются планов ЕС по защите прав человека, свобод и эффективного управления. У России есть несколько военных баз в этом регионе, тем не менее, она обеспокоена военным присутствием США в Средней Азии.

Господин Делетроз отметил пять географических особенностей:

  • Природа политических режимов региона: три диктатуры, недавнее подавление инакомыслия в Казастане (хотя Казахастан имеет наиболее демократическую и открытую политическую систему в регионе).
  • Усиливающиеся волнения среди религиозной молодежи, остро ощущающей недостаток каких-либо перспектив.
  • Приграничные конфликты: например приграничные конфликты между Узбекистаном и Кыргызстаном по поводу водных ресурсов … хотя политические элиты обеих сторон были воспитаны в школах КГБ СССР, сотрудничество между ними затруднительно и малоэффективно.
  • Серьезные проблемы с безопасностью: международная преступность.
  • Столкновение интересов мировых игроков в регионе: с трудом скрываемое соперничество между Россией, США и Китаем.

Есть несколько проблем, препятствующих сотрудничеству России и ЕС в Средней Азии:

  • Близость Афганистана: окончание военного присутствия союзников в Афганистане, скорей всего, еще больше дестабилизирует регион и станет причиной возможного прилива сил в исламистские движения. Схожая проблема связана с проницаемостью таджикских границ, позволяющих перемещение исламских экстремистов.
  • В этом контексте господин Делетроз отметил, что Россия, видимо, утрачивает связь с регионом, так как в 2010 году не смогла даже предсказать или понять причины погромов в Кыргызстане.
  • Политическая ситуация в Пакистане и Казахстане, далекая от демократии и базирующаяся на нескольких семьях, которым принадлежит власть. Молодежь в этих странах совершенно бесправна и может примкнуть к какой-нибудь «жасминовой революции»
  • Низкий уровень сотрудничества между этими странами является важным препятствием в эффективном сотрудничестве между ЕС и Россией.

Господин Делетроз отметил, что Россия имеет определенное влияние на некоторые страны, например, на Казахстан, но ее присутствие находится в тени таких игроков как Китай и США. Что касается ЕС, то точно оценить меру ее присутствия и влияния в регионе трудно, так как деятельность ведется ее государствами-членами, в особенности, Германией.

Господин Делетроз заявил, что недостаток интереса к региону со стороны международных организаций может в дальнейшем стать препятствием на пути к его стабилизации. В связи с этим он подчеркнул, что низкая стабильность в регионе сама по себе может стать для России и ЕС стимулом к сотрудничеству. В особенности Россия имеет серьезную заинтересованность в предотвращении «взрыва» в регионе, так как это может привести к появлению в России толп мигрантов. Кроме того, вопрос миграции важен и для ЕС, так как многие из этих мигрантов могут попытаться пересечь границы ЕС.

Другой основой для сотрудничества может быть борьба против наркотраффика – Средняя Азия становится одним из крупнейших поставщиков наркотиков в Евразии.

Отвечая на вопросы, господин Делетроз отметил, что Россия не рассматривает ЕС как угрозу в этом регионе и готова доверять ЕС и сотрудничать с ним. Тем не менее, он указал, что ЕС может и не разделять этого мнения. Слишком много существует нерешенных проблем у ЕС и России, начиная от защиты прав человека в целом, и заканчивая конфликтной обстановкой, включающее недостаток демократического контроля над армией.

Также господин Делетроз подчеркнул, что Китай не будет реагировать негативно на усиление российского присутствия в регионе. Однако неясно, как Китай будет реагировать на усиление европейского присутствия.

В заключение многие участники отметили неадекватность стратегии ЕС в Средней Азии. Их мнение было подтверждено заявлением господина Делетроза, что данная стратегия недостаточна и не учитывает борьбу за такие важнейшие для развития региона сферы, как образование. Представитель Еврокомиссии заявил, что Комиссия делает намного больше в этом регионе, чем обычно сообщается, и что необходимо лучше пропагандировать существующие в регионе многие проекты.

Возможна ли модернизация в России?

01 июля 2011
Комментариев нет

yurgensИгорь Юргенс, директор Института современного развития в Москве и ближайший советник президента Медведева говорил о перспективах российской модернизации на завтраке, организованном Центром ЕС-Россия 29 июня.

Юргенс заявил, что основные игроки российской политики понимают необходимость модернизации. Спор идет больше о скорости и природе модернизации. Консервативный лагерь делает упор на стабильность, а более прогрессивная часть настаивает на реформах.

Медведев убежден в необходимости глубокой модернизации все аспектов жизни российского общества. Без политической свободы эффективное реформирование будет невозможно.

Относительно президентских выборов в марте Юргенс набросал несколько возможных сценариев. Вне зависимости от того, кто станет президентом, необходимость модернизации останется неизменной, так как другой возможности для России сохранить свое место в G8 и G20. Под вопросом остается только теме, скорость, сопротивление заинтересованных сторон и уровень поддержки.

Юргенс заявил, что «ветер перемен» подул в России и движение страны вперед зависит от политических лидеров. Он подчеркнул достижения Медведева в законодательной сфере, реформе налоговой системы, а также его решимость добиться большего политического разнообразия в России.

Отвечая на вопросы он заявил, что было бы ошибкой без обоснования запрещать какие бы то ни было политические партии.

Также было серьезной ошибкой выдвигать законопроект, утверждающий приоритет Российской Конституции над Европейским Судом по Правам Человека в Страсбурге.

Относительно нашумевших дел Ходорковского и Магнитского Юргенс предположил, что Медведев помилует бывшего олигарха. Президент уже приказал провести независимое расследование дела Магнитского.

Юргенс выразил надежду на то, что столько долго длящиеся переговоры по ВТО будут как можно скорее завершены. Крайне важно, чтобы Россия присоединилась к важнейшему институту международной торговли.

Юргенс напомнил собравшимся, что Путин также начинал как либерал и прозападный президент. Однако он почувствовал себя одураченный Джорджем Бушем в связи с расширением НАТО и планами противоракетной обороны. Тем не менее, Путин остался прагматиком и продолжает считать, что у России нет другого будущего, кроме плотного сотрудничества с ЕС.

Слушания Европарламента по предстоящим выборам в России

20 июня 2011
Комментариев нет

fraser-cameron14 июня Комитет по иностранным делам Европейского парламента провел слушания с участием приглашенных экспертов по предстоящим выборам в России.

Заседание проходило под председательством Ханса Свободы, нового докладчика по Соглашению ЕС-Россия. В своем вступительном слове, Кнут Флекенштайн, председатель делегации Европарламента в России, выразил желание парламента увидеть свободный и честный процесс выборов в Думу в декабре.

Лилия Шибанова, глава Ассоциации некоммерческих организаций «Голос» (www.golos.org) описала общую политическую ситуацию как «всё более ухудшающуюся». Она рассказала о том, с какими проблемами столкнулась ассоциация «Голос» при мониторинге; о проблемах новых политических партий, испытывающих трудности в получении регистрации; проблемах, с которыми сталкиваются все наблюдатели за выборами. Важно, чтобы ЕП и ОБСЕ были приглашены для наблюдения за выборами.

Бывший премьер-министр Михаил Касьянов заявил, что на грядущих выборах шансов нет ни у одной партии, кроме Единой России. Официальные и неофициальные требования, препятствующие появлению новых партий – попросту невыполнимы. Правила регистрации постоянно меняются. А нынешняя Дума – пародия на настоящий парламент.

Фрейзер Кэмерон, директор центра ЕС-России, отметил, что демократический мандат имеет большое значение для правительства России при принятии важных решений после следующих выборов. Эту точку зрения разделяют многие российские деятели, такие как Горбачев, Примаков и Кудрин, а также некоторые либералы, связанные с Медведевым. Было бы неправильно, однако, сосредоточиваться исключительно на политике. Нужны системные реформы для того, чтобы в стране появилось уважение к демократическим правам и верховенству закона. Он сослался на недавнее исследование Центра по российским выборам, в котором делается вывод о том, что при нынешней политической системе невозможны свободные выборы. Этот факт осознает большинство россиян, что привело к широкому распространению апатии.

Во время дискуссии господин Сивец выразил мнение, что «в России что-то меняется», с его мнением не согласилась госпожа Шибанова. Господин Макмиллан-Скотт высказал предположение, что Россия столкнулась с «экзистенциальным кризисом» и спросил, имел ли арабский кризис какой-либо резонанс в России. На что господин Касьянов ответил, что у правительства хватает средств, чтобы откупиться от любого инакомыслия. Господин Шульц задался вопросом, что ЕС мог бы сделать в этом случае. Кэмерон сказал, что важно продолжать оказывать давление на всех уровнях, и ЕС, и государств-членов.
ЕС должен в полной мере использовать Партнерство для модернизации для того, чтобы добиваться улучшения ситуации с верховенством закона и гражданским обществом. Отрадно, что слова о Форуме гражданского общества Россия-ЕС прозвучали на саммите ЕС-Россия на прошлой неделе. Кэмерон поблагодарил госпожу Хаутала и господина Шульца за их поддержку в создании форума.

Свобода подытожил, что Европейский парламент будет продолжать следить за ситуацией и оказывать давление, в попытке обеспечить свободные и справедливые выборы, насколько это возможно.

Статья директора Центра ЕС-Россия Фрейзера Камерона опубликована в The Moscow Times

09 июня 2011
Комментариев нет

fraser-cameron The Vegetable Summit

Leaders of the European Union and Russia are meeting Thursday and Friday in Nizhny Novgorod for yet another summit. President Dmitry Medvedev already meets his two EU counterparts, European Council President Herman van Rompuy and European Commission President Jose Manuel Barroso, twice a year at EU-Russia summits, as well as at numerous other international meetings such as the Group of Eight and G20 gatherings. Foreign Minister Sergei Lavrov also meets Catherine Ashton, the EU’s high representative for foreign affairs and security policy, about once a month at various meetings. Thus, it is no surprise that both sides are ready to consider reducing the bilateral summits to once a year, which would be the same frequency as the EU summits with the United States, China or India.

Summits rarely produce breakthroughs, and this one will likely not be an exception to the rule. The dwindling number of journalists who follow these summits will have little to report apart from EU efforts to overturn the Russian ban of vegetable imports from the EU following the E. coli health scare in Germany.

Officially, both sides will review the ongoing negotiations for a new partnership agreement, take note of a progress report on the EU-Russia Partnership for Modernization program and exchange views on a range of foreign policy issues.

Negotiations for a new EU-Russia agreement have been going on for several years with only limited progress. The main problem area is trade. Russia’s membership in the World Trade Organization is regarded as essential to conclude the agreement, but there are still some difficult issues to tackle. Russia is worried about the implications of WTO membership on certain sectors, including aluminum, automobiles and meat. The EU argues that after 17 years of talks, it is time to conclude the negotiations. Brussels wants to see Russia inside the WTO for several reasons, not least of which is to bind Moscow to comply with international rules, including the WTO’s dispute settlement mechanism.

One of Russia’s chief demands is to ease visa rules between EU countries and Russia. First Deputy Prime Minister Igor Shuvalov was in Brussels last week to prepare for the EU-Russia summit and to try to meet EU concerns on visa issues. EU officials say some progress on visa rules has been made, but much more remains to be done. The EU wants to see improvements in the security standards of Russian passports and ID documents. It also wants Russia to take tougher steps to deal with illegal migration. The summit will not agree to any schedule for the lifting of visa restrictions, mainly because most EU member states believe that Russia should not have a privileged position over Ukraine, which has equally close ties to the EU. To deal with EU concerns, a migration dialogue will be initiated at the summit.

There has also been some progress on the Partnership for Modernization, which will be reflected in a joint report. The areas where progress has been made include: the environment; space, including EU involvement in the Soyuz program; Russia’s involvement in Galileo, the EU’s equivalent of GPS; and harmonized rules and standards for industry. But little progress has been made on trade and investment. Despite Medvedev’s and Prime Minister Vladimir Putin’s appeals for more foreign investment in Russia, there are few signs of European companies wishing to take the plunge, above all because of the lack of rule of law in Russia.

Representatives of the newly formed EU-Russia Civil Society Forum will hold their own meeting parallel to the summit. EU officials have agreed to meet with forum representatives, and it is hoped that Russian officials will join them. This would be a signal that Medvedev is committed to strengthening civil society. On human rights, the EU will once again put the verdict against former Yukos CEO Mikhail Khodorkovsky and the death in pretrial detention of lawyer Sergei Magnitsky on the agenda and inquire about the independent review of both cases. The EU will also emphasize the importance of free and fair elections for the State Duma in December.

The foreign policy agenda will discuss ways to improve cooperation on Libya, Syria, the Caucasus, Western Balkans and Belarus. Russia has been critical of Britain and France seeking to expand the United Nations resolution on Libya to include the removal of Moammar Gadhafi. Russia has shown little enthusiasm for following the EU in imposing sanctions on Syria’s leaders. In addition, the EU will probably use the summit to again remind Russia that it hasn’t fulfilled its commitments on Georgia under the Sarkozy-Medvedev six-point agreement.

This will be a routine summit with no big fights and no major agreements signed. Arguably, the two sides could save a huge amount of time and money by holding a video conference or even just exchanging position papers. In an age of government austerity, excessive debt and budget cuts, the public would surely applaud the move, and who would miss that second summit anyway?

Статья директора Центра ЕС-Россия Фрейзера Камерона опубликована в The Moscow Times

Встреча “Сближение России и Польши: участие ЕС”

23 мая 2011
Комментариев нет

Eugeniusz.SmolarЭугениуш Смолар, старший научный сотрудник Польского Центра Международных Дел в Варшаве был приглашен выступить на организованной 13 мая Центром ЕС-Россия встрече.

Смолар отметил, что Россия продолжает считать себя центром силы. Москва всегда предпочитает иметь дело с главными игроками – США, Германией, Францией и т.д. Однако если в отношении многих стран Россия придерживалась в течение долгого времени определенной политики, то отношение к Польше и странам – «новым соседям» часто менялось. Большинство российских интеллектуалов с трудом приняли даже независимость Украины. Россия никогда не понимала смысл существования ЕС и до сих пор считает его загадочным зверем. Россия всегда предпочитала иметь дело с отдельными странами, а не с Союзом, и постоянно использовала энергетику как средство держать эти отношения под контролем.

Трудно определить, какие силы движут польско-российскими отношениями, так как в течение многих лет у России отсутствует четкая стратегия в отношении бывших членов организации Варшавского договора и Польша в меньшей степени пострадала от энергетического шантажа, чем другие страны – члены ЕС.

Остановившись на различных фазах польско-российских отношений, Смолар подчеркнул, что в течение многих лет Россия была единственным соседом, с которым у Польши не сложилось хороших отношений. Основная причина заключается в том, что Польша оказывала поддержку «Оранжевой революции» в Украине и демократическим силам в Белоруссии и Грузии. Эта поддержка была расценена Москвой как антироссийская. В результате «Оранжевой революции» отношения между Россией и Польшей накалились до предела. И впоследствии занятая президентом Бушем позиция не способствовала снятию напряженности.

Пикировка через прессу вскоре перешла в торговые отношения, и в конце концов Польша заблокировала переговоры между ЕС и Россией о вступлении последней в ВТО. Отношения улучшились после саммита ЕС-Россия в Самаре, когда президент Путин понял, что 26 государств – членов ЕС поддерживают Польшу.

Запуск Восточного партнерства также подтолкнул Москву к новым отношениям с Польшей. Москва поняла, что Германия не может быть ее единственным партнером в Европе. В течение периода пребывания у власти Качиньского прогресс был невелик, в частности в связи с тем, что Россия оказала поддержку Грузии во время ее конфликта с Россией в 2008 году.

Однако с окончанием войны в Грузии и избранием Януковича в Украине основные препятствия к сближению Польши и России исчезли. Тема расширения НАТО исчезла из повестки дня. Приход Обамы также имел большое значение для изменений в атмосфере. Все это совпало с ростом торговли между Россией и Польшей более чем на 30%, в связи с чем Польша стала четвертым по величине партнером России. Тем не менее, зафиксирован удивительно низкий объем польских инвестиций в Россию.

Приход правительства Туска/Сикорского был переломным моментом. Они оба стремились к прагматичному подходу к России. Теперь Польша уже не поддерживает Украину по любому поводу. Исторические разногласия также более ли менее разрешены.

Отвечая на вопросы Смолар отметил, что проблемы, созданные размещением американских противоракетных установок, на сегодняшний день почти полностью разрешены. Авиакатастрофа, в которой погиб президент Качиньский, также способствовала сближению Москвы и Варшавы, хотя россияне провели расследование не совсем корректно.

В будущем отношения между Польшей и Россией будут складываться благополучно, если таковы будут и отношения между ЕС и Россией.

Страница 2 из 9«12345»...Последняя »
Карта сайта | Контакты | Ссылки | На главную Copyright 2017 Центр ЕС-Россия