Сбалансированность бюджета РФ к 2015 году должна быть достигнута при цене на нефть 70 долларов за баррель, сообщил министр финансов РФ Алексей Кудрин на пленарном заседании Госдумы во вторник.
“В 2009 году сбалансированность бюджета была достигнута при 98 долларов за баррель. Наша задача – к 2015 году постепенно прийти к сбалансированности бюджета при 70 долларов за баррель. Значит, нам постепенно нужно сокращать расходы, сокращать дефицит. К 2015 году мы это сделаем спокойно, плавно, не отменяя социальных обязательств, индексируя их в рамках инфляции и необходимых социальных программ”, – сказал Кудрин. Он признал, что в настоящее время сохраняется высокая зависимость бюджета от цены на нефть. Источник: Российская газета
В поиске реальных источников для российской модернизации сторонники российского президента Дмитрия Медведева повернулись к Западу и, в частности, к Евросоюзу. Недавно сразу несколько влиятельных экспертов и аналитических центов обнародовали свои идеи и исследования, касающиеся возможности обновления отношений России со своими западными партнерами.
Наиболее провокационная позиция была предложена московским Институтом современного развития (ИНСОР), который, как полагают, является личным аналитическим центром президента Медведева. В ходе презентации на Политическом форуме в Ярославле, проходившем 8-9 сентября (Форум проходит второй раз и создан как платформа для демонстрации международной поддержки медведевской модернизации), ИНСОР заявил о необходимости России войти в НАТО в качестве полноправного члена.
В самом деле, это был бы один из трех «позитивных сценариев» развития отношений России и НАТО: Россия присоединяется к НАТО в качестве полноправного члена; Россия заключает специальное соглашение с НАТО («альянс с Альянсом»); Россия образует с НАТО координационный комитет, который будет способствовать координации действий, связанных с вопросами международной безопасности, таких международных институтов как НАТО, Организация Договора коллективной безопасности, Шанхайская организация сотрудничества и Евросоюз (возможно, под крылом ООН). В настоящий момент, как утверждается в докладе ИНСОРа, необходимо расширять полномочия российской миссии в НАТО и увеличивать число российских дипломатов при различных структурах НАТО. Это, по мнению ИНСОРа, способствовало бы улучшению взаимодействия между Москвой и Брюсселем. Среди других вполне приемлемых шагов, которые могли бы символизировать значительный сдвиг в отношениях России и НАТО, ИНСОР предложил обеим сторонам начать совместное оперативное планирование операций в районе афгано-таджикской границы и совместные учения по миротворческой деятельности в этой области.
Сама идея сближения России и НАТО не отвергается ни президентом, ни очень влиятельным премьер-министром Владимиром Путиным. Тем не менее, Путин кажется более скептически настроенным. В течение продлившейся несколько часов встречи с российскими и иностранными экспертами – членами влиятельного Валдайского международного дискуссионного клуба Путин скептически отозвался о «перегрузке» в американо-российских отношениях, сделав особый упор на вопрос размещения ПРО в Европе – на территории, в отношении которой, по мнению премьера, США постоянно вводят Россию в заблуждение. Также Путин подчеркнул, что он уверен в том, что большая часть высказанного им в знаменитой «мюнхенской речи» остается верным до сих пор.
Глава ИНСОР Игорь Юргенс признал, что настоящая цель доклада – прозондировать решимость президента Медведева двигаться к сотрудничеству с Западом. Большинство экспертов разделяют мнение, что выдвигая столь провокационные предложения окружающие президента Медведева либералы преследуют цель расколоть правящий тандем, спекулируя на наиболее чувствительном вопросе российской политики – какими должны быть отношения с Западом и, в особенности, каково влияние Запада на российскую политическую, социальную, экономическую жизнь.
Другим свидетельством того, что часть российской политической элиты начала движение «в западном направлении», является доклад возглавляемого Сергеем Карагановым Совета по внешней и оборонной политике (СВОП). Доклад был представлен как результат работы, в основном, российских участников упоминавшегося выше Валдайского клуба. Доклад, прежде всего, демонстрирует страх перед почти неизбежным в обозримом будущем упадком России перед лицом демографических проблем, постоянного ухудшающегося качества образования и медицинского обслуживания, деиндустриализации и неэффективных социальных институтов. Единственным спасением в такой ситуации видится интеграция с ЕС и Советом Европы. Это было бы полезно также и для Европы, настаивают авторы доклада: если Россия и ЕС не объединят усилия и не разовьют стратегию совместного развития, «их международное политическое влияние, скорей всего, быстро сойдет на нет». Без этого альянса, сообщается в докладе, Европа превратится в «памятник собственному величию», а Россия рискует превратиться в сырьевой придаток быстро растущей Азии.
Страх перед развивающимся Китаем распространен среди представителей различных направлений российского политического спектра. Но в докладе Совета по внешней и оборонной политике, возможно, впервые прозвучала мысль, что сближение Европы с России могло бы стать противовесом растущему влиянию Китая в мире. СВОП настаивает, что Россия и Европа, в основном, сталкиваются с одними и теми же цивилизационными вызовами: риском потерять технологическое лидерство, нелегальной иммиграцией, терроризом, столкновение цивилизаций и т.д. Две стороны также должны отказаться от накопленных столетиями предрассудков в отношении друг друга, так же как и предрассудков, возникших в последние два десятилетия. Со стороны России это, прежде всего, «иллюзии, что интеграция с Западом возможна без серьезных внутренних реформ». Со стороны ЕС – «надежды на то, что Россия может развиваться, просто знакомясь с западными нормами и соглашаясь с положением младшего партнера». В докладе утверждается, что процесс интеграции между ЕС и Россией базируется на различных «дорожных картах» и уже несколько лет находится в стагнации. Обе стороны потерпели неудачу в поисках компромиссного видения «общих пространств».
Важнейшим вопросом для Москвы остается проблема безвизового режима с ЕС. Президент Дмитрий Медведев неоднократно заявлял, переход к безвизовым отношения – это главный приоритет в отношениях с ЕС. Недавно российский министр иностранных дел Сергей Лавров выразил сожаление, что ЕС затягивает переговоры по отмене виз, и предупредил, что подобные проволочки уже повредили двусторонним отношениям. Лавров также отметил, что страхи Евросоюза в отношении нелегальной иммиграции из России не на чем не основаны и что ЕС должен принять политическое решение как можно скорее.
Любой прорыв в отношениях между ЕС и Россией станет поддержкой для президента и его модернизационного плана. Для расплывчатой и слабой «модернизационной коалиции» большой поддержкой стало бы укрепление связей и взаимодействия с Западом на всех уровнях, это удержало бы Россию на пути реформирования. Основная проблема – это недостаток времени для такого прорыва. Меньше, чем через год, российская правящая элита должна сделать выбор между Медведевым и Путиным – кто из них станет кандидатом в президенты в 2012 году. Конечно, этот выбор, в основном, будет сделан самими Путиным и Медведевым в результате их тайных переговоров. Но для таких переговоров каждый их них должен иметь сильные аргументы в собственную поддержку. Хорошие или улучшающиеся отношения с Европой могут стать в таких переговорах важным козырем.