• English

EURussiaCentreEU-Russia Centre

ЕС-Россия » 2010 » Сентябрь » 13




Действительно ли Россия намерена вступать во Всемирную торговую организацию?

13 Сен 2010
Комментариев нет

Чуть больше года назад казалось, что стремление России вступить во Всемирную торговую организацию вот-вот осуществится. Глава комиссии ЕС по торговле Кэтрин Эштон провела тогда, в начале июня, весьма продуктивную встречу в Санкт-Петербурге с министром экономического развития России Эльвирой Набиуллиной.

Они договорились о взаимном гибком подходе к приблизительно десятку остававшихся нерешёнными вопросов двусторонних отношений. К ним относились российские экспортные пошлины, особенно на лес, уровень железнодорожных тарифов для товаров, идущих транзитом через Россию, и ограничение Россией импорта мяса, молока и продуктов растениеводства.

Вскоре после того Россия провела столь же конструктивную встречу с США, и все очень надеялись, что основные двусторонние переговоры с ЕС и Америкой будут вскоре завершены и что приблизительно 50 оставшихся пунктов смогут быть доработаны на заключительном этапе многосторонних переговоров. Тогда баронесса Эштон заявила: «Сейчас у нас имеется общее понимание того, какие расхождения во взглядах необходимо преодолеть. Мы договорились, что вступление в ВТО должно быть завершено до конца этого года».

Ранее премьер-министр Владимир Путин подтвердил, что Россия по-прежнему привержена идее вступления в ВТО, несмотря на экономический спад. Но спустя всего пять дней он охладил этот оптимизм и шокировал переговорщиков Европейского Союза, объявив приостановку переговоров по ВТО и указав, что для Москвы важнее региональная интеграция. Эта интеграция должна была принять форму таможенного союза между Россией, Казахстаном и Белоруссией, чьё окончательное оформление было намечено на начало 2012 года.

Перенёсшись на год вперёд, мы видим аналогично противоречащие друг другу шаги Москвы. Вскоре после того как президент Дмитрий Медведев добился поддержки быстрого вступления России в ВТО со стороны США, премьер-министр Путин снова подлил масла в огонь. На этот раз он заявил о возможности повышения импортных пошлин на иностранные автомобили как способе убеждения иностранных производителей делать свои машины в России. Такой шаг противоречил бы обязательствам по ВТО, в частности, обязательству России вдвое сократить тарифы на ввоз автомобилей с нынешних 30% до 15% на первые семь лет своего членства. Но, как сообщается, премьер-министр России говорит: «Ведь мы же не члены ВТО, поэтому можем себе это позволить».

Этот потенциальный шаг немедленно вызвал твёрдую реакцию Европейской комиссии, которая играет одну из ключевых ролей в переговорах о вступлении в ВТО. Один её представитель отметил, что высказывания премьер-министра никак не влияют на переговоры о вступлении как таковые и что ЕС продолжает поддерживать вступление. «Комиссия, вместе с США, усиленно работает над разрешением остающихся технических вопросов, чтобы вступление могло произойти как можно скорее», – заявил он.

Однако, добавил он, «Комиссия считает, что текущие импортные пошлины на автомобили и так уже слишком высоки. Повышения, сделанные в 2008-2009 годах, должны быть отменены. Они не соответствуют обязательству России по борьбе с протекционизмом в рамках «двадцатки». Россия для вступления в ВТО подписала с ЕС и другими членами ВТО двусторонние протоколы об обязательствах в отношении доступа товаров на рынки. Россия никогда не ставила под сомнение действительность таких протоколов. Кроме того, высшие руководители России неоднократно выражали стремление к как можно более скорому вступлению в ВТО. Поэтому любые тарифы, не соответствующие таким двусторонним протоколам, могут действовать только до вступления России в ВТО».

Г-н Путин попробовал в прошлом году обвинить ЕС в затягивании переговоров – что решительно отвергается Евросоюзом – и выставить это в качестве причины переориентации с ВТО на таможенный союз с двумя соседними странами. В противовес этому в Брюсселе преобладает ощущение, что премьер-министр не считает экономику России готовой к сокращению тарифов и введению мер либерализации, и эта точка зрения поддерживается фактом введения за последний год ряда протекционистских мер.

Недавние высказывания премьер-министра в отношении импортных пошлин на автомобили идут в том же русле и противоречат общей практике ВТО постепенного сокращения пошлин накануне вступления в целях облегчения перемен.

Торможение, применяемое г-ном Путиным к переговорам по ВТО, заставляет кое-кого в ЕС поинтересоваться, насколько серьёзно относится правительство к поставленной им последней по времени цели завершить переговоры к концу года. Российские и европейские должностные лица сейчас занимаются особыми условиями многочисленных технических текстов, лежащих на столе переговоров. Но просто продолжить с того места, где остановились в прошлом году, было невозможно, потому что сотни страниц мер, введённых таможенным союзом за это время, изменили существующее национальное законодательство. По одной оценке, эти изменения сказываются приблизительно на двух третях того пакета, который рабочая группа ВТО положила на стол переговоров.

ЕС остаётся твёрдым сторонником членства России в ВТО. Это привело бы к большей связности и ясности условий доступа товаров и услуг, применения правил по правам интеллектуальной собственности, стандартов лицензирования и ветеринарно-санитарных стандартов и пограничных процедур. Это укрепило бы и развило прочные торговые отношения, поскольку ЕС является с большим отрывом самым крупным торговым партнёром и инвестором России, а Россия – третьим после США и Китая партнёром Европейского Союза.

Однако в Брюсселе очень распространено мнение, что переговоры тормозятся из-за отсутствия в России единой центральной политической установки на то, что членство в ВТО является главной целью и что для её достижения необходимо предпринимать все возможные усилия. Вместо этого ЕС получает противоречивые сигналы, осложняющие завершение переговоров к концу года.

Карта сайта | Контакты | Ссылки | На главную Copyright 2017 Центр ЕС-Россия