• English

EURussiaCentreEU-Russia Centre

ЕС-Россия » Публикации » Еженедельная колонка » Козырь Медведева




Георгий Бовт

Козырь Медведева

21 Сен 2010 — Георгий Бовт, Независимый журналист
Комментариев нет

В поиске реальных источников для российской модернизации сторонники российского президента Дмитрия Медведева повернулись к Западу и, в частности, к Евросоюзу. Недавно сразу несколько влиятельных экспертов и аналитических центов обнародовали свои идеи и исследования, касающиеся возможности обновления отношений России со своими западными партнерами.

Наиболее провокационная позиция была предложена московским Институтом современного развития (ИНСОР), который, как полагают, является личным аналитическим центром президента Медведева. В ходе презентации на Политическом форуме в Ярославле, проходившем 8-9 сентября (Форум проходит второй раз и создан как платформа для демонстрации международной поддержки медведевской модернизации), ИНСОР заявил о необходимости России войти в НАТО в качестве полноправного члена.

В самом деле, это был бы один из трех «позитивных сценариев» развития отношений России и НАТО: Россия присоединяется к НАТО в качестве полноправного члена; Россия заключает специальное соглашение с НАТО («альянс с Альянсом»); Россия образует с НАТО координационный комитет, который будет способствовать координации действий, связанных с вопросами международной безопасности, таких международных институтов как НАТО, Организация Договора коллективной безопасности, Шанхайская организация сотрудничества и Евросоюз (возможно, под крылом ООН). В настоящий момент, как утверждается в докладе ИНСОРа, необходимо расширять полномочия российской миссии в НАТО и увеличивать число российских дипломатов при различных структурах НАТО. Это, по мнению ИНСОРа, способствовало бы улучшению взаимодействия между Москвой и Брюсселем.

Среди других вполне приемлемых шагов, которые могли бы символизировать значительный сдвиг в отношениях России и НАТО, ИНСОР предложил обеим сторонам начать совместное оперативное планирование операций в районе афгано-таджикской границы и совместные учения по миротворческой деятельности в этой области.

Сама идея сближения России и НАТО не отвергается ни президентом, ни очень влиятельным премьер-министром Владимиром Путиным. Тем не менее, Путин кажется более скептически настроенным. В течение продлившейся несколько часов встречи с российскими и иностранными экспертами – членами влиятельного Валдайского международного дискуссионного клуба Путин скептически отозвался о «перегрузке» в американо-российских отношениях, сделав особый упор на вопрос размещения ПРО в Европе – на территории, в отношении которой, по мнению премьера, США постоянно вводят Россию в заблуждение. Также Путин подчеркнул, что он уверен в том, что большая часть высказанного им в знаменитой «мюнхенской речи» остается верным до сих пор.

Глава ИНСОР Игорь Юргенс признал, что настоящая цель доклада – прозондировать решимость президента Медведева двигаться к сотрудничеству с Западом. Большинство экспертов разделяют мнение, что выдвигая столь провокационные предложения окружающие президента Медведева либералы преследуют цель расколоть правящий тандем, спекулируя на наиболее чувствительном вопросе российской политики – какими должны быть отношения с Западом и, в особенности, каково влияние Запада на российскую политическую, социальную, экономическую жизнь.

Другим свидетельством того, что часть российской политической элиты начала движение «в западном направлении», является доклад возглавляемого Сергеем Карагановым Совета по внешней и оборонной политике (СВОП). Доклад был представлен как результат работы, в основном, российских участников упоминавшегося выше Валдайского клуба. Доклад, прежде всего, демонстрирует страх перед почти неизбежным в обозримом будущем упадком России перед лицом демографических проблем, постоянного ухудшающегося качества образования и медицинского обслуживания, деиндустриализации и неэффективных социальных институтов. Единственным спасением в такой ситуации видится интеграция с ЕС и Советом Европы. Это было бы полезно также и для Европы, настаивают авторы доклада: если Россия и ЕС не объединят усилия и не разовьют стратегию совместного развития, «их международное политическое влияние, скорей всего, быстро сойдет на нет». Без этого альянса, сообщается в докладе, Европа превратится в «памятник собственному величию», а Россия рискует превратиться в сырьевой придаток быстро растущей Азии.

Страх перед развивающимся Китаем распространен среди представителей различных направлений российского политического спектра. Но в докладе Совета по внешней и оборонной политике, возможно, впервые прозвучала мысль, что сближение Европы с России могло бы стать противовесом растущему влиянию Китая в мире. СВОП настаивает, что Россия и Европа, в основном, сталкиваются с одними и теми же цивилизационными вызовами: риском потерять технологическое лидерство, нелегальной иммиграцией, терроризом, столкновение цивилизаций и т.д. Две стороны также должны отказаться от накопленных столетиями предрассудков в отношении друг друга, так же как и предрассудков, возникших в последние два десятилетия. Со стороны России это, прежде всего, «иллюзии, что интеграция с Западом возможна без серьезных внутренних реформ». Со стороны ЕС – «надежды на то, что Россия может развиваться, просто знакомясь с западными нормами и соглашаясь с положением младшего партнера». В докладе утверждается, что процесс интеграции между ЕС и Россией базируется на различных «дорожных картах» и уже несколько лет находится в стагнации. Обе стороны потерпели неудачу в поисках компромиссного видения «общих пространств».

Важнейшим вопросом для Москвы остается проблема безвизового режима с ЕС. Президент Дмитрий Медведев неоднократно заявлял, переход к безвизовым отношения – это главный приоритет в отношениях с ЕС. Недавно российский министр иностранных дел Сергей Лавров выразил сожаление, что ЕС затягивает переговоры по отмене виз, и предупредил, что подобные проволочки уже повредили двусторонним отношениям. Лавров также отметил, что страхи Евросоюза в отношении нелегальной иммиграции из России не на чем не основаны и что ЕС должен принять политическое решение как можно скорее.

Любой прорыв в отношениях между ЕС и Россией станет поддержкой для президента и его модернизационного плана. Для расплывчатой и слабой «модернизационной коалиции» большой поддержкой стало бы укрепление связей и взаимодействия с Западом на всех уровнях, это удержало бы Россию на пути реформирования. Основная проблема – это недостаток времени для такого прорыва. Меньше, чем через год, российская правящая элита должна сделать выбор между Медведевым и Путиным – кто из них станет кандидатом в президенты в 2012 году. Конечно, этот выбор, в основном, будет сделан самими Путиным и Медведевым в результате их тайных переговоров. Но для таких переговоров каждый их них должен иметь сильные аргументы в собственную поддержку. Хорошие или улучшающиеся отношения с Европой могут стать в таких переговорах важным козырем.

Ваш комментарий

Карта сайта | Контакты | Ссылки | На главную Copyright 2017 Центр ЕС-Россия