• English

EURussiaCentreEU-Russia Centre

ЕС-Россия » Публикации » ТВ-обзоры

Евгения Весанто

В беспокойстве о ПРО

27 июня 2011 — Евгения Весанто, Директор информационного центра ЕС-Россия
Комментариев нет

ПРО
Центральным событием в отношениях Россия-ЕС стал саммит «Большой восьмерки» в Довиле. Но еще задолго до саммита было понятно, что для России важнейшей темой саммита станет размещение американской ПРО в Европе. В начале мая центральные российские телеканалы рассказали о требованиях России Соединенным Штатам дать юридические гарантии того, что американская система ПРО, развертываемая в Европе, не будет направлена против российских стратегических ядерных сил. Поводом к этому послужило соглашение между США и Румынией о размещении на военной базе в городе Девеселу ракет-перехватчиков средней дальности. Встреча совета Россия – НАТО не внесла ясности: как восприняла этот «ультиматум» НАТО российское телевидение не сообщало. Канал ТВЦ взял интервью у начальника Генерального штаба Вооруженных сил России Николая Макарова, заявившего, что: «Планы размещения элементов противоракетной обороны в Румынии нарушают российско-американские договоренности» (ТВЦ, События, 04.05.2011). Ничего не сообщалось и о реакции НАТО на послание президента Медведева к государствам-членам совета “Россия-НАТО” с изложением позиций России по вопросам противоракетной обороны.

Тему ПРО российское телевидение развивало и рассказывая о саммите в Довиле. И вновь не слова о реакции других участников саммита. Говоря об итогах саммита большинство телеканалов тему ПРО уже стыдливо обходили стороной. Саммит был провозглашен успешным. Особо подчеркивалось, что Запад крайне нуждается в помощи России в урегулировании ситуации в Ливии: «страны “Восьмерки”, по сути, признали: позиция России по Ливии делает ее фактически единственным посредником, способным остановить кровопролитие в этой стране. Есть информация, что президент США Барак Обама обратился к Президенту Медведеву с личной просьбой уговорить Муаммара Каддафи уйти в отставку. В итоговой декларации саммита лидеры согласились, что прекратить кровопролитие в Ливии возможно лишь политическими мерами, на чем изначально настаивала Россия» (1 Канал, Время, 27.05.2011).

Арест бывшего командующего армией боснийских сербов Ратко Младича
Большинство телеканалов говорили об аресте Р. Младича с возмущением. Большинство тележурналистов, комментируя это событие, подчеркивало, что Гаагским трибуналом преследуются исключительно сербы: «Сербам всегда давали максимальные сроки, а, например, командующий армией боснийских мусульман Расин Делич был осужден всего на три года, при том, что у сербов и хорватов он получил прозвище “боснийский мясник”. Созданный им карательный отряд с чудовищной жестокостью вырезал мирное население. Умер “мясник” дома, в своей постели» (Россия, Вести, 26.05.2011). За выдачу Младича российское телевидение порицало и Сербию: «Следующим требованием европейцев к Сербии будет признание Косово - больше отдавать уже некого и нечего. Младича, скорее всего, отдадут в Гаагский трибунал. Безотносительно того, в чем сегодня его обвиняют помогавшие уничтожению Югославии гуманисты из Европы, имя Младича, спасшего от резни сербов Боснии останется в истории европейской политики, карающей сегодня каждого, кто осмелится отстаивать интересы своей страны и своего народа без согласия неких международных коалиций» (1 Канал, Воскресное время, 29.05.2011)

Обвинения в адрес Д. Стросс-Кана
В первые дни после того, как стало известно произошедшее в нью-йоркском отеле, российское телевидение ограничивалось чисто информационными сообщениями, избегая оценок. Однако через некоторое время многие российские журналисты заговорили о заинтересованности президента Франции Н. Саркози в устранении Д. Стросс-Кана с политической сцены: «Не покидает ощущение, что происходящее кем-то заранее срежиссировано. Во Франции, например, сторонники соцпартии, от которой Стросс-Кан планировал выдвигаться кандидатом в президенты, часто называют происходящее провокацией, организованной окружением Николя Саркози. В конце апреля глава МВФ сам себе напророчил проблемы из-за желания нынешнего президента остаться на второй срок» (1 Канал, Воскресное время, 22.05.2011). Журналист канала НТВ усмотрел аналогию между скандалом вокруг Стросс-Кана и преследованием российского олигарха М. Прохорова в Куршавеле: «К слову, можно вспомнить еще один скандал на так называемой сексуальной почве, историю с задержанием Михаила Прохорова в Куршавеле. Тогда Николя Саркози был министром внутренних дел. А дело происходило за 4 месяца до президентских выборов 2007-го, когда французское общество раздражало вольное поведение русских во Франции. Прохорову в итоге принесли извинения, отпустили, но осадок у одних и политические дивиденды у других остались. Близкий круг Саркози мало кто знает, а особенно в лицо» (НТВ, Сегодня, 22.05.2011)

А известный телеаналитик Алексей Пушков (канал ТВЦ) сравнил Стросс-Кана и Муаммара Каддафи: «Стросс-Кан и Муаммар Каддафи совершенно разные люди и совершенно разные политики. И обвиняют их в совершенно разных преступлениях. Но, как ни странно, их объединяет одно: их обоих сочли виновными в США безо всякого суда и следствия, и к обоим приняты меры. Тем самым нам хотят дать понять: улики не имеют значения, доказательства не имеют значения, если вас сочли преступником в Америке, вы автоматически становитесь преступником» (ТВЦ, Постcкриптум, 21.05.2011).

Отношения России и Евросоюза
Об экономических отношениях между ЕС и Россией в мае российское телевидение говорило, в основном, в контексте энергетики. Журналисты охотно противопоставляли проекты «Набукко» и «Южный поток». Так, в начале месяца канал «Россия» сообщил: «Строительство газопровода “Набукко” может подорожать в 1,5-2 раза. С 8 до 15 млрд. евро. Не все страны консорциума готовы на дополнительные траты, из-за чего решение о строительстве может быть отложено на 2012 год. “Набукко” – главный конкурент “Южного потока”. Бизнес-план российского проекта будет представлен Еврокомиссии уже этим летом. И если “Южный поток” будет запущен раньше, то необходимость в “Набукко” просто отпадет. Маршруты дублируют друг друга. При этом европейский газопровод по мощности вдвое уступает проекту “Газпрома”» (Россия, Вести, 07.05.2011). В конце месяца эту тему подхватил Первый канал, давший поднять зрителям, что бесперспективность «Набукко» понятна уже и в Брюсселе и что Евросоюз сам отдает предпочтение «Южному потоку»: «В Брюсселе сегодня вечером успешно представили проект “Южный поток”. Российские специалисты рассказали инвесторам и депутатам Европарламента об основных технических и экономических характеристиках газопровода, строительство которого запланировано на 2013 год. Сдача в эксплуатацию первой нитки предполагается в конце 2015. После презентации министр энергетики Сергей Шматко подтвердил намерения России и Еврокомиссии создать совместный консультативный совет по газу. Его работа будет направлена на выработку общего видения топливной ситуации в Европе. В свою очередь еврокомиссар по энергетики Гюнтер Эттинген заявил, что ЕС намерен поддерживать “Южный поток” в административном порядке, и необоснованных преград его реализации не будет» (1 Канал, Новости, 25.05.2011)

В мае российские телеканалы традиционно говорили о том, что праздник Победы не отмечается в странах Балтии. Следует отметить, что в этом году журналисты в таких репортажах избегали резких оценок, фиксируя внимание телезрителей на отношении к празднику «простых людей»: «Ну в отличии от официальных властей, рядовые жители Литвы, Эстонии, Латвии несут цветы на воинские кладбища, идут к солдатским монументам, чтобы поклониться памяти тех, кто освобождал прибалтийскую землю от фашизма» (Россия, Вести, 09.05.2011)

Только канал Рен рассказал своим зрителям о том, что осужденный ученый Игорь Сутягин выиграл у России дело в Европейском суде по правам человека. Также только этот телеканал поставил репортаж о том, что Европейский Союз призвал российские власти привлечь к ответственности виновных в гибели в тюрьме юриста фонда Hermitage Capital Сергея Магнитского. Настоящей сенсацией в России стало сообщение канала НТВ о решении Европейского суда по правам человека по жалобе защиты М. Ходорковского (российские телеканалы традиционно скупо освещают этот процесс).

События в странах ЕС
В мае из событий в странах ЕС российские телеканалы более всего заинтересовали экономические проблемы стран – членов ЕС и колебания евро. Ряд телекомментаторов, ссылаясь на европейские СМИ, говорило о возможности выхода ряда стран (в первую очередь Греции из еврозоны): «В европейской политике мало случайностей. Да и авторитетные немецкие издания, как правило, несколько раз проверяют факты перед публикацией. Так что даже если за новостью о том, что Греция вдруг затосковала по национальной валюте, последует новое опровержение, мысль о том, что еврозона не так прочна, как хотелось бы ее участникам, в умах брюссельских дипломатов уже поселилась» (Россия, Вести, 07.05.2011)

Также в мае много репортажей на центральных каналах было посвящено землетрясению в Испании, процессу над Иваном Демьянюком в Германии, проблемам с авиасообщением в связи с извержением вулкана в Исландии. Кроме того, российских телезрителей продолжали информировать о судебных преследованиях премьера Италии С. Берлускони, а также о дискуссиях в Евросоюзе относительно будущего европейской атомной энергетики.

Евгения Весанто

Евросоюз сдулся?

19 мая 2011 — Евгения Весанто, Директор информационного центра ЕС-Россия
Комментариев нет

Два важных для России внешнеполитических события – встреча президентов России и Польши и визит российского премьера в Швецию и Данию – широко освещались российским телевидением и подвигли телеаналитиков вновь оценить состояние отношений между Россией и Евросоюзом.

Визовый вопрос
В начале апреля на канале ТВЦ прошел большой репортаж, посвященный сделанному в последний день марта заявлению посла Бельгии в Москве Ги Труверуа, разъяснившему позицию Евросоюза по вопросу отмены виз для россиян. Посол объяснил невозможность отмены виз в ближайшее время опасностью неконтролируемого притока мигрантов с Кавказа. Журналист канала ТВЦ с опасениями Ги Труверуа не согласился: «Северный Кавказ лишь предлог, ведь упразднение виз не означает отмену паспортного контроля. Без проверки нежелательных мигрантов не пустят даже на порог Евросоюза. Так что, скорее всего, Западная Европа просто не хочет видеть в России равного себе и будет максимально затягивать отмену визового режима. Даже в том случае, если наша страна в одностороннем порядке откроет границы для граждан Евросоюза» (ТВЦ, «В центре событий», 03.04.2011). Видимо, премьер-министр России В. Путин, в свою очередь, не согласился с телеканалом ТВЦ – канал «Россия» в конце месяца сообщил, что «шведские туристы смогут приезжать в Санкт-Петербург на пароме, и для этого им не понадобится российская виза. Об этом сегодня заявил Владимир Путин, который побывал с визитом в Стокгольме. На совместной пресс-конференции со своим шведским коллегой российский премьер выразил надежду на то, что решение в одностороннем порядке отменить визовый режим подтолкнет Стокгольм, а возможно, и весь Евросоюз к ответным шагам» (Россия, «Вести», 27.04.2011). Также премьер настаивал, что и для Евросоюза, и для России необходимо создание единой экономической зоны от Лиссабона до Дальнего Востока.

События, связанные с наплывом мигрантов в Италию, также заставили российское телевидение высказать серьезные сомнения в достижимости в ближайшее время плана о создании безвизовой зоны между Россией и ЕС, столь активно продвигаемого Кремлем в последнее время.

Сообщения о спорах между Италией, Францией и Германией о судьбе тысяч мигрантов, прибывших на итальянский остров Лампедуза из Туниса, вначале были восприняты некоторыми российскими комментаторами с некоторым злорадством. Несмотря на то, что главы Италии и Франции в конце концов пришли к соглашению, по мнению российских телеаналитиков, Евросоюз столкнулся с проблемой, которую еврочиновники не смогли предусмотреть: «Сколько бы ни улыбались друг другу Николя Саркози и Сильвио Берлускони, вряд ли договоренности заработают быстро и наступит мир. Создавая единую Европу, чиновники придумали правила на все случаи жизни, но как оказалось, в 21 веке здесь все чаще как в джунглях – закон один: начинаются проблемы – каждый сам за себя» (Россия, «Вести», 26.04.2011). Телеканал ТВЦ высказал предположение, что отсутствие согласия между государствами-членами Евросоюза серьезно осложнит сотрудничество между ЕС и Россией: «все эти страсти с эмигрантами не так далеки от России, как может показаться. По подписанным межгосударственным документам мы строим с Евросоюзом единое экономическое пространство, пространство в области и правопорядка, и правосудия. Единое пространство по отражению внешних угроз и общее научное и культурное пространство. И вот вдруг выясняется, что тот, с кем мы строим это прекрасное будущее, не очень крепко стоит на ногах» (ТВЦ, «В центре событий», 17.04.2011).

Годовщина трагедии под Смоленском
Встрече президентов России и Польше в Катыни было посвящено множество репортажей на всех центральных каналах. Следует отметить, что в течение года после крушения самолета под Смоленском, в котором погиб президент Польши, российское телевидение, как будто, двигалось по кругу. В первые месяцы после трагедии российские тележурналисты много говорили о том, что эта беда сблизила Россию и Польшу, заставила их сделать шаг навстречу друг другу. В апреле 2011 года по всем телеканалам прошли сюжеты, посвященные траурным мероприятиям в Смоленске, и многие репортажи были достаточно критичны в отношении Польши: «Год назад под Смоленском погиб президент Польши Лех Качиньский и сопровождающие его лица, члены правительства и члены его администрации. Тогда казалось, что на волне общей скорби, которая объединила оба народа, возможен прорыв и что наконец-то мы сможем отбросить все наши исторические предрассудки и начать строить новый формат российско-польских отношений. Но вот опять в Польше разворачивается настоящая антироссийская история. В адрес нашей страны звучат упреки и обвинения с требованием покаяться в самых разных исторических преступлениях» (1 Канал, «Судите сами», 14.04.2011). В программе «Судите сами», в ходе которой участники и обсуждали как раз перспективы российско-польских отношений, преобладающую среди российских тележурналистов оценку позиции Польши в отношении России озвучил декан Высшей школы телевидения Виталий Третьяков: «Поляки никогда не откажутся от своих абсурдных претензий к России. … Российские интересы существуют сами по себе. Российские политики существуют не для того, чтобы обслуживать интересы Польши, защищайте их сами» (1 Канал, «Судите сами», 14.04.2011).

Кроме того, все телеканалы муссировали скандал вокруг «таблички», установленной на месте катастрофы польской общественной организацией и демонтированной российскими властями. Официальная версия исчезновения таблички была связана с тем, что текст на ней был только на польском. Первый канал и «Россия», рассказывая о встрече президентов России и Польши в Смоленске, подчеркивали, что все разногласия, в том числе связанные с табличкой, исчезли – на ее месте установлена аналогичная, но с текстом на двух языках: «Табличку заменили на другую, нейтрального содержания и на двух языках, но в Польше все это стало поводом для скандала. Однако теперь, кажется, разногласия улажены. В этом месте все же появится совместный мемориал памяти погибших» (1 Канал, «Время», 11.04.2011) Альтернативная версия была высказана только каналом Рен: «Во время перевода часть текста загадочным образом исчезла. Причем очень значимая для поляков часть. В старой табличке, вот вы ее видите, было написано, что польская делегация ехала на место советского геноцида поляков. … В новом, двуязычном варианте полетной надписи эти слова отсутствуют. Дело в том, что вот уже много лет Польша требует от России официально признать расстрел в Катыни геноцидом. В этом случае родственники погибших смогут претендовать на компенсации от России как жертвы холокоста от Германии. Наша страна долгое время заявляла, что поляков вообще расстреляли немцы, а не НКВД. Отпираться прекратили при Горбачеве, но платить за прошлое преступление, похоже, никто не собирается» (Рен, «Новости 24 с Михаилом Осокиным», 11.04.2011).

События в странах Евросоюза
Разумеется, российское телевидение не осталось равнодушным к свадьбе британского принца Уильяма и Кейт Миддлтон. Грандиозность церемонии произвела такое впечатление на некоторых телекомментаторов, что они полусерьезно рассуждали о возможности реставрации в России монархии (причем в качестве претендента на царский трон рассматривался принц Гарри).

Активно обсуждался на российском телевидении и введенный во Франции запрет на ношение паранджи. Как правило, журналисты избегали оценок, но отмечали, что такой запрет свидетельствует о провале политики мультикультуризма: «Лидеры европейских стран едва ли не единодушно признают, что мирного сосуществования различных культур, а точнее религий не получилось. Что дальше, ведь в Европу стремятся все новые выходцы из мусульманских стран. Правозащитники уверены: дальше последует экстремизм, причем с обеих сторон» (Рен, Неделя с Марианной Максимовской, 16.04.2011).

В апреле российское телевидение внимательно следило и за судебным процессом над итальянским премьером Сильвио Берлускони. В основном, события подавались зрителям в юмористическом ключе. Исключение составил только канал ТВЦ: «Эксперты уверены, что в постельных играх итальянской политики явно активизировался давний зарубежный игрок. В евро-атлантическом обкоме давно недовольны идеологически неправильными выходками Берлускони. Он с явной неохотой принял участие в гуманитарных бомбардировках Ливии и даже обещал закрыть военные базы страны, если общее руководство операцией не возьмет на себя НАТО. С тираном Каддафи прилюдно братался и даже руку целовал. С российскими лидерами дружит. … Берлускони уже давно пытались отстранить от власти, сначала с помощью финансовых скандалов, но Сильвио выиграл все суды, потом с помощью выборов, но “тефлоновый политик”, как его называют на родине, очень быстро вернулся к власти. Теперь, не исключают эксперты, похоже, решили использовать вечное оружие – сексуальный скандал» (ТВЦ, «В центре событий», 10.04.2011).

Российское телевидение следило за экономической ситуацией в Евросоюзе (в частности, в контексте финансовой помощи Португалии), однако ограничивалось чисто информационными сообщениями без анализа возможного воздействия на экономику России.

В апреле резко выросло количество сюжетов, посвященных событиям в странах Балтии. На всех телеканалах прошли репортажи, посвященные уходу из жизни Василия Кононова – ветерана, которого власти Латвии обвиняли в расстреле мирных жителей: «Василий Кононов – Ветеран Великой Отечественной был вынужден бороться с несправедливыми обвинениями властей Латвии, которые квалифицировали его солдатский долг как военное преступление» (Россия, «Вести», 05.04.2011). Также в начале апреля ряд телеканалов с возмущением рассказывал о некой «технологии создания латышей», продвигаемой министерством культуры Латвии. В преддверии Дня Победы российское телевидение рассказывало о табличках на кладбище Таллинна, на которых о советских солдатах упоминается как об оккупантах.

Однако в конце месяца на Первом канале было показано подробное интервью с президентом Латвии Валдисом Затлерсом. Известнейший российский журналист Владимир Познер выяснял отношение Латвии ко многим болезненным для россиян вопросам российско-латышских отношений. Кроме того, в апреле российское телевидение показало интервью с мэром Риги – этническим русским Нилом Ушаковым – и вполне доброжелательно освещало открытие представительства столицы Латвии в Москве.

Внимание российского телевидения привлек также процесс в финском городе Вантаа: «Достаточно сказать, что один из подсудимых – подельник Доку Умарова, главный редактор экстремистского сайта “Кавказ-Центр”. Но судят его не за портал террористов, а за то, что организовал незаконный поток мигрантов из Чечни. Это для финнов оказалось заметнее» (Россия, «Вести», 15.04.2011).

Резюме
Российское телевидение больше не поддерживает в своей аудитории уверенность в сближении с Евросоюзом со всеми сопровождающими этот процесс преференциями для россиян (такими, например, как отмена виз). В комментариях все чаще сквозит мысль, что проблемы Евросоюза (в частности, с мигрантами) заставляют его сконцентрироваться на внутренней политике в ущерб внешней.

Евгения Весанто

В контексте Ливии

15 Апр 2011 — Евгения Весанто, Директор информационного центра ЕС-Россия
Комментариев нет

Мартовские события в этой африканской стране постоянно находились в центре внимания российского телевидения, заставляя тележурналистов заново оценивать историю отношений России с Западом (бомбардировки Ливии, в первую очередь, напомнили им удары НАТО по Югославии) и сместить акценты в оценках лидеров ЕС.

События в Ливии
События в Ливии в течение всего месяца были главными сюжетами новостей всех центральных российских телеканалов. В начале месяца российские журналисты (как, впрочем, и их западные коллеги) явно страдали от нехватки информации о том, что в реальности происходит в этой стране и вынуждены были, в основном, анализировать официальные заявления, сделанные представителями ЕС, США и НАТО. Во всех репортажах подчеркивалось, что Россия резко против каких-либо силовых действий в отношении Триполи: «Россия, осуждая действия Триполи, продолжает настаивать на необходимости политического разрешения кризиса» (Первый канал, «Время», 10.03.2011).

В первой половине марта российские журналисты пристально следили за позицией Франции; ее лидера Николя Саркози многие российские комментаторы рассматривали как своего рода локомотив, подталкивающий Запад к вмешательству в дела Ливии: «Что же до ЕС и НАТО, то демарш Саркози застал всех врасплох, признают в Брюсселе, и спешат добавить: это – суверенное решение Франции, а не позиция Европы» (Первый канал, «Время», 10.03.2011). Почти все журналисты, комментируя признание Францией ливийской оппозиции в качестве законного представителя этой страны, подчеркивали вероломность Н. Саркози – ранее, по их мнению, демонстративно поддерживавшего ливийского лидера М. Каддафи. Большинство российских журналистов высказали предположение, что позиция стран ЕС по Ливии находится в прямой зависимости от их экономических интересов, а Франция просто менее других скрывает это: «На Западе вовсю идет поиск и заморозка активов, принадлежащих ливийскому режиму. В Лондоне их видно за версту – вот здание на Оксфорд-стрит, а это бизнес-центр напротив Банка Англии. На протяжении последних лет Ливийское управление по инвестициям активно скупало лондонскую недвижимость. Это стало возможным благодаря политике британских властей. В 2004 году премьер-министр Великобритании Тони Блэр заключил с Муаммаром Каддафи знаменитую “сделку в пустыне”. В обмен на международную реабилитацию Каддафи тогда допустил к месторождениям нефти британские компании» (Россия, «Вести», 02.03.2011).

Постоянно отмечало российское телевидение и отсутствие у Запада единого мнения о том, какие меры необходимо принять в отношении Ливии. Видимо, мнение телекомментаторов базировалось на оценке ситуации, данной в эфире телеканала «Россия» представителем России при НАТО Д. Рогозиным: «Турция вообще не хочет категорически влезать в этот конфликт, поскольку не хочет терять свое особое место посредника между западом и мусульманским миром. Германия настаивает на том, чтобы любое действие со стороны НАТО было санкционировано Советом безопасности ООН, и не желает влезать какие бы то ни было новые войны, Афганистана всем достаточно. А что касается Франции и Британии, то многие злые языки среди натовцев говорят о том, что просто здесь больше риторики». (Россия, «Вести», 12.03.2011)

Комментаторы канала ТВЦ, как правило, более резко настроенного в отношении Запада, утверждали, что за мерами, принимаемыми в отношении Ливии, стоят США: «В среду так называемый Международный уголовный суд заявил, что открывает дело по расследованию обвинений Каддафи в преступлениях против человечности. Та скорость, с которой генеральный прокурор суда Луис Морено-Окампо принял решение о начале расследования, просто беспрецедентна, удивляется британская газета Financial Times. Однако мы готовы объяснить уважаемой газете причины такой феноменальной скорости. Дело в том, что суд в Гааге – это филиал администрации Соединенных Штатов. И это ни для кого не секрет, не считая, возможно, наивных журналистов из Financial Times. Оттуда и поступило указание срочно открывать дело» (ТВЦ, «Постскриптум», 05.03.2011). Во второй половине месяца (после начала ракетных ударов) эту точку зрения неожиданно разделил ранее достаточно осторожный в оценках Первый канал: «Так называемые точечные авиаудары становятся главным орудием мирового гуманизма – на примере Ливии ярко проявились все человеколюбивые устремления и лауреата Нобелевской премии мира Барака Обамы, и известного миротворца Николя Саркози. Эксперты говорят о том, что жертвы от бомбардировок намного превысят число жертв гражданской войны в Ливии» (Первый канал, «Время», 20.03.2011).

Во второй половине марта на российских телеканалах журналисты стали прямо говорить о том, что причина бомбардировок Ливии – желание Запада получить контроль над ливийскими нефтяными месторождениями: «Отказ Каддафи от заключенных с Францией соглашений о поставках в Ливию современного оружия и нежелание приватизировать свою нефтяную индустрию – вот что может стоять за столь скоропостижной войной» (Первый канал, «Время», 20.03.2011). В некоторых репортажах журналисты высказывали предположение, что Н. Саркози, чей рейтинг постоянно падает по сравнению с рейтингом его основной соперницы – националистки Мари Ле Пен, был просто вынужден занять столь решительную позицию в отношении Ливии.

На российском телевидении в конце марта постоянно появлялись репортажи о многочисленных беженцах из Северной Африки, хлынувших в страны ЕС. Журналисты критиковали неспособность Евросоюза помочь беженцам: «Италия оказалась не в состоянии защитить своих граждан и помочь тем, кто приехал сюда в надежде на новую жизнь» (Первый канал, «Время», 31.03.2011).

Возможно, причину столь болезненного отношения российского телевидения к военной операции в отношении страны, по сути, не особенно близкой России, выразил в интервью каналу ТВЦ первый заместитель председателя комитета Госдумы РФ по международным делам РФ Л. Калашников: «Завтра у нас на Кавказе какой-нибудь свободный Имарат объявит себя единственно легитимным правительством, какая-нибудь услужливая Франция его признает и что, можно бомбить при полной поддержке прогрессивного мирового сообщества» (ТВЦ, «Постскриптум», 26.03.2011).

Экономические отношения России и ЕС
В марте российское телевидение много говорило об укреплении экономических связей между Россией и странами ЕС. В начале месяца по центральным телеканалам прошли репортажи о встрече президента России с главой французского нефтегазового концерна Total Кристофом де Маржери, а также о том, что концерн приобрел 12% российской компании “Новатэк”.

В тот же день – 3 марта – российское телевидение транслировало сделанное в Киеве заявление первого заместителя председателя правительства РФ Игоря Шувалова. Говоря об обсуждении вопроса о возможном участии Украины в Таможенном союзе, И. Шувалов упомянул о том, что с 1 января будущего года начнутся переговоры о создании зоны свободной торговли с Европейским союзом.

Явным подтверждением укрепления экономических отношений между Россией и ЕС, по мнению российского телевидения, являются совместные проекты в сфере энергетики. В первую очередь, имеется в виду проект строительства газопровода «Южный поток». Результаты визитов премьера В. Путина в Сербию и Словению убедили российских тележурналистов в том, что этот проект непременно будет реализован.

Визы и ПРО
Столь волновавшие в течение предыдущих месяцев российское телевидение вопросы введения безвизового режима и участия России в европейской ПРО редко упоминались в марте. О возможности введения безвизового режима с ЕС (а также с США, как предложил российский президент на встрече с вице-президентом США Дж. Байденом) почти не говорилось. И только на канале Ren TV прошло очень короткое сообщение о том, что «безвизовые поездки в Европу для наших туристов пока остаются мечтой: ЕС против из-за проблем на Северном Кавказе – об этом заявил посол Бельгии в Москве Ги Труверуа» (Ren TV, “24″, 31.03.2011).

О создании европейской ПРО в марте говорили в контексте встречи президента Д. Медведева с министром обороны США Робертом Гейтсом. Все телеканалы ограничились цитированием заявления Р. Гейтса, что США видит в России партнера по ПРО.

События в странах ЕС
В марте российское телевидение много рассказывало о том, какие перемены атомной энергетике Евросоюза сулят события на японской АЭС «Фукусима-1». По мнению канала «Россия», трагедия в Японии оказала огромное воздействие на внутреннюю политику ряда европейских стран: «Власти Германии и Франции терпят поражение на региональных выборах. На юго-западе ФРГ большинство получили “зеленые” и социал-демократы. И это эхо “Фукусимы”. После японской катастрофы популярны призывы о радикальном отказе от ядерной энергетики, а правительство Меркель предлагает не отказ, а лишь осторожность. Левые одержали победу на выборах в местные советы во Франции. Правда, здесь причины совсем другие – социально-экономические, но итог один – региональные выборы с федеральным подтекстом проигрывают не кто-либо, а нынешние законодатели европейской политической моды» (Россия, «Вести+», 28.03.2011).

Необычайно пристальное внимание российские тележурналисты уделили переходу Евросоюза на топливо с добавлением биоэтанола. По двум наиболее популярным российским каналам прошли репортажи, в которых рассказывалось, как жители ЕС бойкотируют новое топливо, считая его вредным для машин и неэкологичным: «Новый бензин называют экологически чистым. Немецкие защитники природы считают это рекламным ходом: вот какой ценой в Германии уменьшают количество вредных выхлопов. Это горящие леса в Индонезии, их выжигают, чтобы превратить в поля и засеять культурами, из которых потом и сделают биоэтанол» (Первый канал, «Время», 09.03.2011).

Рассказывая о нападении косовского албанца на американских военных в аэропорту Франкфурта, комментатор канала «Россия» подчеркнул, что «немцам этот случай кажется отличным поводом еще раз напомнить властям и Евросоюзу, к чему привело открытие границ и признание Косова. Последствия европейского гостеприимства каждый день в криминальных сводках. … Когда-то так же легко в Европу пустили Румынию – Италия знает, чем это закончилось – сюда начали переезжать целыми деревнями. Сегодня каждое второе преступление на Апеннинах – убийства, кражи, изнасилования, – приходится на долю румын» (Россия, «Вести», 03.03.2011).

Также в марте российское телевидение рассказывало о разоблачении литовской полицией преступной группы, в состав которой входил младший сын первого президента самопровозглашённой Чеченской Республики Ичкерия Джохара Дудаева; о судебных процессах в отношении итальянского премьера Сильвио Берлускони и экс-президента Франции Ж. Ширака; о сложной экономической ситуации в Португалии; о результатах конкурса на строительство российского культурно-духовного центра в Париже; о разоблачении в Европе самой крупной в мире международной сети по распространению детской порнографии. ]

Резюме
Бомбардировки Ливии резко изменили оценки российского телевидения в отношении лидеров ЕС, в особенности Франции. На смену довольно давно культивировавшемуся подчеркнуто нейтральному и спокойному тону пришли обвинения в агрессии. Такая риторика российского телевидения странно диссонирует с официальной позицией России – активно не протестовавшей против мер в отношении Ливии.

Евгения Весанто

Смена курса

17 марта 2011 — Евгения Весанто, Директор информационного центра ЕС-Россия
Комментариев нет

В феврале произошло несколько крайне важных для отношений России и Евросоюза встреч на высшем уровне: встреча членов правительств Евросоюза и России в Брюсселе, визит президента Д. Медведева в Италию, визит короля Испании в Россию. Эти давно спланированные и выверенные встречи происходили во внезапно изменившемся мире, потребовавшем от ЕС и России взглянуть друг на друга по-другому. Российское телевидение в течение всего месяца пыталось нащупать новые подходы в оценке отношений России-ЕС, которые объяснили бы российскому обывателю, должны ли Россия и ЕС сближаться друг с другом или продолжать противостояние.

Перспективы общеевропейской ПРО
Начало действия российско-американского договора о сокращении наступательных вооружений было названо многими российскими тележурналистами «знаковым событием», «окончательным устранении наследия “холодной войны”». В течение многих лет, начиная со времен СССР, говоря о самых различных форматах взаимоотношений России-НАТО российское телевидение подавало эти отношения либо как противостояние, либо как сосуществование с ножом под подушкой. Отзвуки такого подхода продолжали звучать и в февральских репортажах о судьбе европейской ПРО. Ранее Россия упорно противостояла планам НАТО разместить элементы ПРО в Чехии и Польше, далее предлагала НАТО воспользоваться своей радиолокационной станцией в Габале, а затем президент Д. Медведев выдвинул план создания совместной общеевропейской ПРО, с которым, очевидно, было увязано и подписание договора о сокращении наступательных вооружений. Многие россияне (особенно старшего поколения) подозрительно относятся к каким-либо контактам и договоренностям с НАТО. Возможно, для того, чтобы четче обозначить для них российскую позицию, практически во всех репортажах подчеркивалось, что, если НАТО попытается обмануть Россию и отстранить ее от формирования общеевропейской ПРО, договор может быть пересмотрен: «Успех реализации договора во многом, конечно, зависит и от того, чем закончатся переговоры по созданию общей, европейской системы ПРО. Россия к этому готова, но вот готово ли к этому НАТО? Альянс вроде бы провозглашает желание сотрудничать, но фактически предлагает создание двух отдельных систем – российской и европейской. Что, конечно, не устраивает Москву» (Россия, Вести, 06.02.2011).

Достаточно знаковым выглядит и выбор президентом Д. Медведевым кандидатуры для должности спецпредставителя Президента России в переговорах по ПРО. Дмитрий Рогозин в течение долгого времени является представителем России при НАТО, а, с другой стороны, известен своими националистическими взглядами.

Контакты между Россией и ЕС
Важнейшим внешнеполитическим событиям февраля – межправительственной встрече в Брюсселе и визите президента Медведева в Италию – предшествовал ряд двусторонних контактов между высокопоставленными чиновниками и парламентариями России и стран – членов ЕС. Российское телевидение показывало через репортажи о таких контактах позицию России по важнейшим внешнеполитическим вопросам. Так, например, рассказывая о беседе главы российского МИД С. Лаврова с его литовским коллегой, журналисты уделили основное внимание озвученной министром позиции России по кризису в Египте, а также по вопросу санкций, которые вводят против Белоруссии Евросоюз и США В репортаже об участии в заседании Государственного антинаркотического комитета депутата Европарламента Пино Арлакки подчеркивалось совместное решение России и Евросоюза разработать совместный план по борьбе с афганским наркотрафиком.

О состоявшемся в феврале визите в Лондон главы российского МИДа С. Лаврова российское телевидение говорило крайне скупо. Перед визитом между Россией и Британией разгорелся скандал, связанный с отказом во въезде в Россию журналисту британской газеты The Guardian Люку Хардингу. Об этом инциденте рассказал только относительно либеральный канал Ren TV. Также только Ren TV сообщил о том, «двадцать два депутата Британского парламента от всех основных политических партий страны призвали правительство ввести санкции на въезд и на арест активов тех чиновников, которых считают причастными к смерти юриста фонда Hermitage Capital» (Ren TV, “24″, 14.02.2011). Эти неприятные для России обстоятельства, а также более чем скромные результаты визита Лаврова (ряд журналистов печатных СМИ прямо назвал его «бесполезным»), привели к тому, что большинство российских телеканалов обошли его молчанием.

Визит президента России в Италию
Как обычно, визиту президента центральными телеканалами было посвящено множество репортажей. Наибольшее внимание журналисты уделяли развитию культурного обмена между Россией и Италией. О политических и экономических результатах визита говорилось меньше, но также в превосходной степени. Во всех репортажах подчеркивалось, что у России и Италии отсутствуют какие-либо разногласия, что Италия поддерживает инициативы России в создании общеевропейской ПРО и безвизовой зоны Россия-ЕС.

Журналисты также сообщали о множестве новых совместных экономических проектов, соглашения о которых были подписаны в ходе визита президента России: меморандум между итальянской ENI и “Газпромом” (в частности, о совместной разработке месторождения в Ливии), “Внешэкономбанком” и итальянскими финансовыми структурами. Интересно, что во многих репортажах, рассказывающих об экономическом сотрудничестве между Италией и Россией, содержались намеки на то, что стабильность евро и европейской экономики зависит, в том числе, и от России, и в Евросоюзе это сознают: «Взаимоотношения Россия – НАТО, безвизовый режим – это тоже успевают обсудить президенты перед началом церемонии инаугурации года, ведь именно Италия еще несколько лет назад первой завела разговор об облегчении визового режима с Россией. Дмитрий Медведев к итальянским и европейским проблема также внимателен – стабильность евро волнует не только Евросоюз» (Россия, Вести, 16.02.2011).

В период пребывания президента России в Италии на центральных телеканалах не было репортажей о выступлениях в Риме против премьер-министра Италии С. Берлускони.

Визит Путина в Брюссель
Февральские события в Ливии стали неожиданностью и для России, и для ЕС и, видимо, внесли определенные изменения в повестку дня межправительственной встречи Россия-ЕС, прошедшей в феврале в Брюссель. Если положиться на широко распространенное и в России, и за рубежом мнение о том, что центральное телевидение всегда отражает внешнеполитическую позицию Кремля, то можно предположить, что эта позиция довольно противоречива.

События в Ливии, разгоревшиеся как раз перед встречей в Брюсселе, Кремль, безусловно, воспринял как внезапно пришедший козырь. Об этом довольно прямо говорили и тележурналисты: «Позиция Европы последние 15 лет была такой же: да, понятно, кто есть Каддафи, но он исправно поставляет энергоресурсы. А вот теперь, после того как в Ливии по сути началась гражданская война, Евросоюзу видимо придётся пересмотреть оценки российских газопроводов – Северного и Южного потока. Ведь долгое время в Европе некоторые политики то сомневались в России как в надежном партнере, то говорили о необходимой диверсификации – разве можно так зависеть от Москвы. А когда их предупреждали о нестабильности в Северной Африке, они лишь отмахивались» (Россия, Вести, 22.02.2011). Разумеется, сам премьер-министр такое заявить не мог бы, но, очевидно, в данном случае важно было донести эту мысль не до Брюсселя, а до простых россиян, намекнув на скорый рост их благосостояния благодаря ситуации в Ливии: «Владимир Путин считает, что фоне политического хаоса на Ближнем Востоке осуществляемые Россией бизнес-проекты могут стать важной частью европейской системы энергетической безопасности» (Первый канал, Новости, 24.02.2011).

Рассказывая о визите российской делегации во главе с В. Путиным в Брюссель, журналисты старались придерживаться нейтрального тона, даже когда речь шла о вопросах, вызывающих жесткое неприятие у России – например, о Третьем энергетическом пакете. Зачастую журналисты давали понять телезрителям, что заявления главы Еврокомиссии о том, что все страны и компании должны учитывать требования Третьего энергетического пакета – не более чем работа на публику: «Идея энергоальянса России и ЕС вновь на повестке дня. Но камень преткновения – так называемый третий энергопакет ЕС. Не буду утомлять наших зрителей техническими деталями, но в среду глава Еврокомиссии Баррозу упрямился, упрямился, но сказал, что компромиссные решения могут быть найдены» (Россия, Вести, 26.02.2011). Канал ТВЦ пошел еще дальше, предположив, что Евросоюз сбивают с толку и подталкивают к экономическому краху США: «Ну а пока волнения на Ближнем Востоке фактически ставят крест на стабильности Европы. Ведь в то время, пока цены на энергоносители в США падают, цена ближневосточной нефти и газа, которые потребляет в основном Европа, растет. Европейская индустрия теряет свою конкурентоспособность. Очевидно, кому это, прежде всего, выгодно» (ТВЦ, В центре событий, 27.02.2011).

Не менее оптимистично были настроены российские журналисты и в отношении прогресса в вопросе введения безвизового режима между ЕС и Россией: «Очередной шаг вперед был сделан и в вопросе о безвизовом режиме между Россией и Евросоюзом. Баррозу объяснил, что для начала европейцы должны сформулировать свою позицию. А Владимир Путин напомнил, что визовый вопрос волнует не только россиян» (Первый канал, Время, 24.02.2011).

Сюжеты о принятой за несколько дней до начала визита российской делегации в Брюссель резолюции Европарламента по ситуации с соблюдением законов в России, в которой упоминалось второе дело Михаила Ходорковского, аресты оппозиционеров, гибель в тюрьме Сергея Магнитского и убийства журналистов, прошли только на канале Ren TV.

Визит короля Испании в Россию
Рассказывая об открытии перекрестного года России и Испании, журналисты, также как и в репортажах из Италии, подчеркивали, что между Испанией и Россией нет разногласий, а сотрудничество между странами расширяется с каждым годом. Правда, журналисты вынуждены были признать, что экономическое сотрудничество, в основном, выражается в покупке россиянами недвижимости в Испании, однако выразили уверенность, что эта ситуация скоро изменится: «Все зарегистрированные в Мадриде компании с участием российского капитала (их 300) занимаются торговым посредничеством. И речь, как правило, идет о продаже частной недвижимости. Потому 140 совместных крупных высокотехнологичных проектов, в которые только в этом году страны готовы вложить 38 миллионов долларов, должны исправить ситуацию. Официальное согласие дает Испания и на участие в Сколково» (Россия, Вести, 25.02.2011).

События в ЕС
В феврале российское телевидение показало сразу несколько репортажей о кризисе политики мультикультуризма в странах ЕС. Тележурналисты рассказывали зрителям, что главы Франции, Германии, Великобритании вынуждены признать, что доктрина толерантности и терпимости привела их страны в тупик – «в каждой из этих стран растет недовольство отчуждением и агрессией со стороны приезжих» (Первый канал, Время, 13.02.2011). Проблемам Западной Европы противопоставлялась ситуация в России: «Не все понимают историческое преимущество нашей страны, историческую способность русского народа мирно соединить в России разные национальности, их культуру и уклад. Сегодня этому есть две угрозы: доставшееся в наследство от большевиков самоопределение вплоть до отделения и воинственный национализм обиженных жизнью людей. Совершенно иная картина в благополучной Европе – активно ввозившие в конце XX века иммигрантов из бывших колоний сегодня большинство западноевропейских стран столкнулись с полным нежеланием ассимилироваться и принимать европейские нормы со стороны уже даже детей и внуков ранее приехавших» (Первый канал, Время, 13.02.2011). Подобные заявления тележурналистов явно являлись вариациями на тему выступления президента Д. Медведева, осудившего попытки Западной Европы ассимилировать приехавших: «В Европе стало модно говорить о крахе политики мультикультурализма, – лучше, чтобы все иные культуры развивались только в русле традиций и ценностей ведущего этноса. Я считаю, что для нашей страны это было бы весьма существенным упрощением» (Ren TV, “24″, 11.02.2011).

Также в феврале российское телевидение рассказывало о волнениях в Греции, акции протеста работников судебной системы во Франции, выступлениях молодежи в Бельгии, а также о скандале вокруг отставки министра обороны Германии, которого уличили в плагиате при подготовке докторской диссертации.

Резюме
Возможно, что под влиянием событий в Ливии и роста цен на энергоносители Россия стала избавляться от комплекса неполноценности в отношении Европы. На смену ему приходит все более активная пропаганда «пути России» – занимающей более продуманную (в сравнении с Евросоюзом) экономическую, внешнюю и национальную политику.

Евгения Весанто

Под знаком Катыни

17 Фев 2011 — Евгения Весанто, Директор информационного центра ЕС-Россия
Комментариев нет

Россия стремится к установлению стабильных и спокойных отношений с Евросоюзом, в особенности, в сфере экономики. Такой подход находит отражение и в репортажах российского телевидения: в них подчеркивается, что Россия строит свои отношения с Евросоюзом на основе взаимовыгодного диалога и постоянно идет навстречу Евросоюзу, а ЕС, в свою очередь, также все больше осознает важность и пользу хороших отношений с Россией. Любое недопонимание и недружественные шаги (с точки зрения России) тех или иных представителей Евросоюза или каких-либо входящих в него стран российское телевидение объясняет действием таинственных антироссийских сил, всячески стремящихся разрушить сложившийся наконец консенсус.

Расследование катастрофы в Катыни
Обнародование Межгосударственным авиационным комитетом результатов расследования обстоятельств крушения под Смоленском в апреле 2010 года самолета президента Польши Качиньского стало центральной темой в блоках новостей российского телевидения, посвященных отношениям с ЕС и входящими в него странами. В необычайно длинных репортажах всех центральных каналов постоянно подчеркивалась главная мысль: «Эксперты признанной в мире организации готовы на любом международном уровне отстаивать свои выводы о том, что у пилотов были все возможности избежать трагедии. Их предупреждали об опасности, но предупреждения были проигнорированы» (Первый канал, Время, 12.01.2011). Комментируя заключение МАК, журналисты подчеркивали, что эта организация является международной и совершенно независимой (хотя ее штаб-квартира и находится в Москве), а ее оценки безоговорочно признаются всем миром. Какая бы то ни было, даже косвенная вина российской стороны яростно отрицалась. Однако уже в первых репортажах об обнародовании решения МАК журналисты предполагали, что Польша может не согласиться с этим заключением: «Теперь Польше оценивать выводы комитета. Хватит ли у ее руководства мужества согласиться: в гибели польского президента виновны польские пилоты. И те, кто их готовил. Если хватит – то точно не у всех» (Первый канал, Время, 12.01.2011).

Разразившийся в Польше после презентации итогового документа МАК скандал также тщательно освещался российским телевидением. В репортажах воспроизводились записи переговоров российских диспетчеров между собой и с польским экипажем (эти записи МАК обнародовал через несколько дней после главного заключения). В репортажах российского телевидения их преподносили как доказательство того, что российские диспетчеры точно следовали принятым в международной практике правилам. Недоверие польских политиков к результатам расследования МАК российские журналисты объясняли политической борьбой внутри Польши, подчеркивая, что здравомыслящие люди (в первую очередь премьер-министр Дональд Туск) признают справедливость выводов МАК: «Сегодня, пожалуй, впервые Туск сказал то, о чем говорила вся Польша уже давно, о чем писали местные журналисты: оппозиция откровенно использует трагедию под Смоленском в своих политических целях. Туск, конечно, не упомянул об этом, но все и так знают: осенью в Польше выборы в парламент. И трагедия погибшего самолета превращается в предмет спекуляций. Премьер раскритиковал политиков, которые используют антироссийскую риторику и политизируют расследование, а также тех, кто выдвигал версии о теракте в отношении президентского ТУ-154. Цель этих политиков – не узнать правду, а получить врага на международной арене» (Россия, Вести, 19.01.2011). Между тем, о сути претензий польской стороны к докладу МАК говорилось мало. Только канал Ren TV попытался разобраться, что же не устраивает польских политиков в выводах МАК. В репортаже этого канала упоминалось, что ряд польских политиков утверждает, что «до сих пор непонятно, где затерялась запись показаний радаров аэропорта “Северный”, которые могли бы внести разъяснения. Звучат также утверждения, что самолет вели российские диспетчеры, но Москва не хочет разбираться в степени их вины» (Ren TV, “24″, 12.01.2011)

Несмотря на яростное отрицание какой-либо вины российской стороны, пронизывающее все репортажи о расследовании трагедии под Смоленском, российские журналисты постоянно подчеркивали, что даже разные точки зрения на выводы МАК не смогут повлиять на развитие отношений между Россией и Польшей: «Некоторые политики в Польше считают, что катастрофа под Смоленском должна привести к “холодной войне” с Россией. Но правительство не позволило втянуть себя в такой ход событий. Это слова премьера Польши Дональда Туска, прозвучавшие в парламенте страны. В польском Сейме в рядах оппозиции, действительно немало тех, кто не побрезговал попыткой заработать политический капитал на трагедии, говоря чуть ли не о заговоре против президента Польши. Они, по словам Туска, лишь осложняли поиск правды» (Первый канал, Ночные новости, 19.01.2011)

Экономика ЕС
Экономическая ситуация в ЕС оставалась в центре внимания российского телевидения весь январь. Причина такого интереса, видимо, двояка: с одной стороны, Россия испытывает определенную зависимость от экономической ситуации в ЕС, с другой, существует потребность убеждать телезрителей, что экономическая ситуация в России более стабильна, чем в других странах. Эта двойственность накладывает некоторый отпечаток на репортажи российского телевидения об экономики ЕС: с одной стороны, журналисты охотно рассказывают о проблемах отдельных стран, с другой, дают понять, что ЕС сможет их преодолеть.

В январе в центре внимание было снижение курса евро: «Европейская валюта начала новый год серьезным снижением. Сегодня за евро дают чуть более 1,3 доллара. Несмотря на убеждение лидеров ЕС, биржи не верят в спасение терпящих бедствие стран, таких, как Греция или Ирландия» (Россия, Вести, 03.01.2011). Во многих репортажах подчеркивалось, что любые проблемы в еврозоне теперь затронут и Эстонию, вошедшую в зону евро с Нового года первой из стран бывшего СССР: «Референдума о присоединении к зоне евро в Эстонии не проводили, но согласно соцопросам, сторонников и противников перехода на евро было примерно поровну. “За” были те, кому казалось: быть заодно с Европой удобнее, для Эстонии это, возможно, новые рабочие места и новые инвесторы. Против – те, кто понимал: долги в Еврозоне тоже общие. Европе плохо и отчисления на антикризисные программы могут быть колоссальными» (Россия, Вести, 03.01.2011)

Во второй половине января российское телевидение заговорило о возможности нового общемирового экономического кризиса, ссылаясь при этом на мнение Дж. Сороса: «Еще один общемировой экономический кризис неминуем. Сложно как-то по-другому интерпретировать новые заявления Джорджа Сороса. Он не исключает, что антикризисная политика ЕС окончится крахом евро, а евро, соответственно, потянет за собой мировую экономику» (Россия, Вести+, 19.01.2011). Намеки на грядущие экономические проблемы Евросоюза были и в репортажах о форуме в Давосе. Журналисты подчеркивали, что ЕС медленнее, чем другие страны (в первую очередь Россия) выходит из кризиса: «Спад теперь завершен. Каким будет подъем? По оценкам экспертов, у разных стран – разным. Самый бурный у нас, у БРИК. Много скромнее у США и совсем скромный у Евросоюза» (Россия, Вести, 29.01.2011). Из этих показателей журналист канала «Россия» делает следующий вывод: «Евросоюз, где в кризис многие тем более предпочли пересидеть в национальных квартирах, количественно ЕС все больше и больше уступает тому же Китаю, рискуя превратиться в эдакую большую Швейцарию, место милейшее для встреч, комфортнейшее для пенсии, но если и влияющее на мировые дела, то только опосредованно» (Россия, Вести, 29.01.2011). Во многих репортажах о форуме в Давосе сквозила убежденность, что помочь ЕС выйти на новый уровень экономического развития может развитие экономических связей с Россией (в частности, инвестиции в российскую экономику). Примером такого сотрудничества, по мнению российского телевидения, является заключенная в январе сделка между ВР и Роснефтью: «Россия и Британия нашли друг друга. Здесь у нас нефть, а у Роберта Дадли – бесценный ныне опыт, приобретенный, когда он от имени “ВР” руководил процессом очистки Мексиканского залива» (Россия, Вести, 15.01.2011)

Отношения России и Евросоюза
На большинстве центральных телеканалов в январе прошли репортажи о пресс-конференции министра иностранных дел С. Лаврова, в ходе которой он подвел дипломатические итоги 2010 года. Министр заявил, что важнейшим вопросом в отношениях ЕС и России является скорейшее введение безвизового режима. Также министр «называл некорректными заявления, прозвучавшие в начале января в Европарламенте по поводу нового приговора Михаилу Ходорковскому и Платону Лебедеву» (НТВ, Сегодня, 13.01.2011). Между тем, подробности сделанных в Европарламенте заявлений были обнародованы только на канале Ren TV: «Европейцы грозят санкциями российским чиновникам, которые причастны к новому приговору Михаилу Ходорковскому и Платону Лебедеву. Как сообщается, всерьез рассматривается вопрос о создании целого списка. Эта инициатива депутатов Европарламента. А руководство Евросоюза дало понять, что Москве не следует рассчитывать на стратегическое партнерство без независимого суда. В ответ глава Думы Борис Грызлов подверг критике европарламентариев за то, что, по его словам, они выступили раньше времени, так как судебные процедуры не завершены, и предусмотрено обжалование» (Ren TV, “24″, 11.01.2011). Другие каналы обошли эту тему молчанием, хотя и рассказывали о санкциях, которые Европарламент хочет ввести в отношении президента Белоруссии Лукашенко и его приближенных.

Все телеканалы в январе комментировали сделанное президентом Медведевым заявление о том, что Россия ожидает от НАТО ответа на свои предложения по выстраиванию европейской противоракетной обороны и, если договориться не удастся, будет вынуждена принимать решения по размещению своих ядерных ракет. Позицией президента были проникнуты и комментарии к ратификации Думой российско-американского договора о сокращении стратегических наступательных вооружений: «Москва оставляет за собой право выйти из договора, если США или любая другая страна НАТО будут развертывать противоракеты, угрожающие национальной безопасности России» (Россия, Вести, 14.01.2011)

Журналисты подчеркивали, что и внутри НАТО не существует единого мнения о стратегии отношений с Россией. Сделку между Россией и Францией по строительству вертолётоносцев “Мистраль” ряд комментаторов трактовал как своего рода раскол внутри НАТО: «Франция хотела получить этот контракт, и она его получила, несмотря на недовольство коллег по НАТО и открытый протест стран Балтии и Грузии. Теперь все это позади. Для России в этой сделке многое впервые: первая масштабная покупка вооружений за рубежом, первая сделка со страной – членом Североатлантического альянса» (Первый канал, Время, 24.01.2011).

Много репортажей в январе было посвящено строительству российского духовно-культурного центр в Париже, а также запрету введенному Россией на поставку мяса из Германии в связи с «диоксиновым скандалом».

Евросоюз и россияне
В январе резко возросло количество репортажей, рассказывающих о различных столкновениях граждан России и различных структур входящих в ЕС стран. В первую очередь, это были репортажи о борьбе матерей-россиянок, проживающих на территории ЕС, за право опеки над собственными детьми. В январе телезрителям рассказали о проблемах Светланы Вахитовой и Натальи Захаровой во Франции и Риммы Салонен в Финляндии. Во всех репортажах подчеркивается бесчеловечность и надуманность причин, по которым мать разлучают с ребенком. Вот как прокомментировали отказ французского суда вернуть российской гражданке Светлане Вахитовой её 11-летнего сына: «Женщина четвертый год борется за право жить вместе со своим ребенком. Его отобрали у Светланы под предлогом, что мать якобы слишком любит сына и это не позволяет ему нормально развиваться» (Первый канал, Время, 05.01.2011).

Напротив, о безуспешных попытках экс-мэра Москвы Ю. Лужкова получить вид на жительство в Латвии российское телевидение рассказывало с иронией – многие журналисты подчеркивали, что вид на жительство нужен мэру в первую очередь для свободного передвижения по Шенгенской зоне.

События в странах ЕС
В январе российское телевидение рассказывало о введенном в Италии запрете на производство пластиковых пакетов, наводнениях в Центральной Европе, скандалах вокруг премьера Италии Сильвио Берлускони, признании бывшего премьер-министра Великобритании Тони Блэра, что он проигнорировал предупреждение бывшего генпрокурора страны о незаконности вторжения в Ирак без санкции ООН.

Особый интерес российское телевидение стало испытывать к европейским националистам. Во многом такие сюжеты обусловлены аналогичными проблемами в России, что ярко продемонстрировали декабрьские выступления на Манежной площади в Москве. Российские тележурналисты, рассказывая о схожих проблемах в Евросоюзе, с одной стороны, подчеркивают, что проблема сосуществования различных культур остро стоит и в ЕС, с другой, дают понять, что отказ от политики толерантности вполне оправдан: «Более полувека националисты считались в Европе маргиналами. Повсюду действовали официальные и неофициальные табу на их деятельность. Однако в последнее время им удалось прорвать политическую блокаду. Они отреклись от фашистских корней, забыли об антисемитизме и полностью переключились на борьбу с исламизацией. Прошедшим летом антиисламские лозунги позволили голландской партии свободы получить 16% голосов на парламентских выборах. Теперь без ее участия правительство не сможет проводить нужные ему законопроекты» (ТВЦ, Постскриптум, 15.01.2011)

Резюме
Репортажи о расследовании катастрофы под Смоленском типичны для нового тренда в подаче российским телевидением информации об отношениях России и Евросоюза. Российское телевидение пытается убедить своих телезрителей, что Россия всегда права, но такие уверения подчас выглядят как оправдания. Практически сошли на нет отрицательные коннотации в отношении ЕС или отдельных европейских политиков: Россия явно избегает любой возможности обидеть кого бы то ни было в ЕС. Возможно, причина этого – все большее осознание российской элиты, что Россия намного больше зависит от ЕС, чем ЕС от России.

Евгения Весанто

О ЕС мы говорим только хорошее…

25 Янв 2011 — Евгения Весанто, Директор информационного центра ЕС-Россия
Комментариев нет

В конце года отношения с ЕС были в центре внимания российского телевидения – как по объективным причинам, в связи с большим количеством встреч российского правящего тандема с высокопоставленными представителями Евросоюза и входящих в него стран, так, возможно, и по директиве Кремля. О возможности распространения в декабре инструкций по освещению отношений ЕС-России говорит тот факт, что ряд репортажей о важнейших событиях в этой сфере был удивительно похож между собой.

Саммит ОБСЕ в Астане

Все российские телеканалы подробно рассказали о прошедшем в начале декабря в Казахстане саммите Организации по безопасности и сотрудничеству в Европе. Во всех репортажах прежде всего подчеркивались проблемы ОБСЕ: «Этот саммит – попытка вернуть былой авторитет Организации по безопасности и сотрудничеству в Европе. Отчего пострадал этот авторитет, известно. Неустанные попытки некоторых западных стран манипулировать ее решениями в своих интересах и отсутствие четких механизмов предотвращения конфликтов» (Первый канал, Время, 01.12.2010). В качестве яркого примера беспомощности ОБСЕ российские телекомментаторы приводили агрессию Грузии против Южной Осетии и Абхазии. Тележурналисты объясняли зрителям, что Россия представила в Астане «четкие и продуктивные» предложения по выводу ОБСЕ из кризиса – прежде всего, проект устава организации, а также два постоянно всплывающих в контактах с представителями Евросоюза предложения – о создании договора о европейской безопасности и безвизовом пространстве: «Дмитрий Медведев, встречавшийся в рамках саммита с несколькими своими коллегами, уверен – задачи Организации во многом перекликаются с его инициативой о создании нового юридически обязывающего договора о европейской безопасности. По словам Президента России, демократическое пространство от океана до океана невозможно и без свободы передвижения» (Первый канал, Время, 01.12.2010).

Встречи на высшем уровне
В декабре президент Медведев и премьер Путин, как и в ноябре, часто общались с руководителями Евросоюза и первыми лицами входящих в Евросоюз стран. Важнейшим внешнеполитическим событием декабря стал саммит Россия-ЕС. Встречи президента Медведева перед саммитом освещались российским телевидением в особенно благостном ключе. Особенно это было заметно по репортажам, повествующим о визите президента России в Польшу, так как первая встреча российского президента в декабре была с президентом Италии – а с С. Берлускони правящий тандем достиг полного взаимопонимания уже давно. Поэтому в декабре на российских телеканалах Медведев и Берлускони буднично согласились друг с другом о необходимости реформирования ОБСЕ, формирования безвизового пространства и создания нового договора о европейской безопасности. Обычно, рассказывая о российско-итальянских отношениях, тележурналисты ссылаются на близкие дружеские отношения, сложившиеся между лидерами России и Италии. Так было и на этот раз. Исключение составил только канал ТВЦ, который попросил прокомментировать российско-итальянскую идиллию политолога Андрея Казанцева, заявившего: «Евробюрократы считают плохим увеличение зависимости Европы от российских энергопоставок. В Италии считается наоборот: диверсификация и уменьшение итальянской зависимости от ливийских поставок. А вторая причина – стратегическая. Она связана с тем, что интересы России и Италии в хорошем смысле нигде не пересекаются. У Италии интересов на востоке нет. Интересы Италии сосредоточены в Средиземноморье. Поэтому она воспринимает Россию просто как дополнительную возможность» (ТВЦ, 25 час, 03.12.2010)

В отличие от Италии, отношения с Польшей в течение всего постсоветского времени колебались от «более ли менее терпимых» до откровенно конфронтационных. Многие российские телекомментаторы ранее отзывались о Польше как о «европейской Америке», ставя ей в вину руководство антироссийским лобби в Евросоюзе сегодня и множество грехов в прошлом, начиная с поддержки Лжедмитрия. Именно поэтому так удивительно прозвучали декабрьские рассказы российских телеканалов о российско-польских отношениях – о «новой странице в отношениях», об урегулировании старых разногласий, включая расстрел польских офицеров в Катыни и катастрофу в той же Катыни самолета польского президента в 2010 году: «Польский кинорежиссер Анджей Вайда награжден российским орденом Дружбы и сегодня получил его из рук Дмитрия Медведева. Президент особо отметил, что фильмы Вайды помогают нашим двум странам, не забывая о трудностях прошлого, строить отношения и двигаться в будущее. Этим настроением пронизан весь официальный визит главы России в Польшу» (Первый канал, Ночные новости, 06.12.2010). Сговорчивость России, ее готовность забыть былые взаимные обвинения (непосредственно перед визитом российского президента польским представителям была передана большая партия документов по «катынскому делу») получили объяснение уже после саммита: «Очень важно отметить, что этот визит Медведева в Варшаву и подписание целого пакета двусторонних документов состоялись перед саммитом Россия-Евросоюз. Это очень тонкий политический сигнал европейцам о готовности к интеграции. Да и Польше гораздо выгоднее быть не буфером, а связующим звеном между ЕС и Россией» (Первый канал, Время, 12.12.2010). Однако время от времени российские телекомментаторы возвращались к привычному неодобрению в отношении Польши: «При всех теплых словах, которые были сказаны в Варшаве, польская сторона сделала вид, что не услышала призыв Медведева начать разговор о судьбе десятков тысяч военнопленных красноармейцев, которые погибли в польских лагерях, так что если говорить о готовности разбираться со сложными страницами нашей совместной истории, то наше сближение с Польшей пока улица с односторонним движением» (ТВЦ, Постскриптум, 11.12.2010), «МИД России в четверг отреагировал на результаты переговоров польского президента Коморовского с президентом Обамой в Вашингтоне словами: “Похоже, сработал старый НАТОвский рефлекс наращивания силы в ущерб безопасности других государств. И странно, что это происходит после позитивных итогов саммита Совета Россия – НАТО и декларации Альянса, что Россия не рассматривается в качестве противника”. Речь идет о том, что по итогам польско-американской встречи в Вашингтоне стало известно о планах размещения подразделения американских ВВС на авиабазе в городе Ласк» (ТВЦ, 25 час, 09.12.2010). С возмущением комментировали на российских телеканалах заявление брата погибшего президента Качиньского о том, что из России были привезены (и с почестями похоронены в Вавельском замке) останки не его брата, а другого человека: «Владимир ЖАРИХИН, замдиректора института стран СНГ: Многим у нас казалось, что будет такой поступательный процесс улучшения отношений. К сожалению, я думаю, это будет не так. Потому что слишком много сил и в Польше, и за границами Польши, и, будем прямо говорить, за океаном заинтересованы в том, чтобы Польша оставалась неким оборонительным редутом, неким барьером между Россией и Западной Европой. И когда после вот этих всех событий, после заявления российских руководителей началось такое бурное сближение России и Польши, я думаю, эти силы испугались» (ТВЦ, Постскриптум, 25.12.2010).

В репортажах о встрече Дмитрия Медведева с исполняющим обязанности бельгийского премьера Ивом Летермом упор, в основном, делался на энергетическое сотрудничество между ЕС и Россией – в присутствии Медведева и Летерма был подписан договор об аренде «Газпромом» подземных хранилищ газа недалеко от Брюсселя.

Доброжелательного тона пытались придерживаться российские каналы и в репортажах о переговорах российского и латышского президентов. Однако тележурналистов подводила привычка разоблачать Латвию как защитницу фашистов и преследовательницу русскоязычных. Так, например, неожиданный вывод сделал журналист канала «Россия», повествовавший о визите латвийского президента: «Накануне вместе с женой, которая сама 3 года работала в комиссии по реабилитации, Затлерс отправился в Подмосковье на спецобъект “Коммунарка”. Осенью 1941-го палачи сталинского НКВД расстреляли здесь одних только латышских генералов 8, а еще посла вчера еще независимой Латвии в СССР, а еще – вчерашнего премьер-министра Латвии и мэра Риги. Но кто готовил этих палачей? Опять же латыши. На этом фото Иоаким Вацетис – командир красных латышских стрелков, которые сохранили власть Ленина и в октябре 1917-го, и в дни левоэсеровского мятежа 1918 года. Это они, как хозяева в Кремле. И главное, были настолько многочисленны в ЧК, что ее заседания периодически велись не по-русски, а по-латышски. Именно красные латыши и “доводили до ума” в России ГУЛАГ» (Россия, Вести, 25.12.2010)

О встречах президента Медведева и премьера Путина с премьер-министром Франции Франсуа Фийоном сообщалось доброжелательно, но кратко. Рассказывая о встречах премьера Путина с его финским коллегой Мари Кивиниеми и президентом Финляндии Тарьей Халонен, журналисты наибольшее внимание уделяли успешному развитию российско-финских экономических отношений и необходимости скорейшего введения безвизового режима Россия-ЕС.

Саммит Россия-Евросоюз
Видимо, Кремль возлагал на саммит в Брюсселе особые надежды, так как в течение 2 недель перед саммитом российское телевидение усердно транслировало россиянам и миру, что Россия изо всех сил стремится к взаимопониманию с Западом. Выше мы уже говорили о телепримирении с Польшей. Также за несколько дней до начала саммита центральные телеканалы без какого-либо информационного повода транслировали заявление главы Министерства юстиции, заявившего, что Россия исполняет и будет исполнять решения Европейского суда по правам человека, поскольку к этому ее обязывает членство в Совете Европы – «При этом министр отметил, что российская система правосудия должна учитывать опыт европейских коллег, чтобы поднять качество своей работы до мирового уровня» (Первый канал, Новости, 03.12.2010)

Восторженный тон российское телевидение сохраняло в отношении саммита до конца месяца – саммит с первого дня окрестили «настоящим прорывом»: во-первых, из-за получения долгожданного согласия ЕС на вступление России в ВТО, во-вторых, из-за крайне успешных, по мнению России, переговоров о безвизовом пространстве: «Россия и Евросоюз официально оформили завершение двусторонних переговоров по присоединению нашей страны к Всемирной Торговой Организации. Отдельным большим вопросом в ходе саммита стала и проблема отмены визового режима между Россией и странами Евросоюза – впервые за все время саммитов Россия-Европа была сформулирована конкретная последовательность шагов и со стороны ЕС, и со стороны России для того, чтобы жители самой большой европейской державы – Российской Федерации – ездили по континенту без виз» (Россия, Вести, 07.12.2010), «По оценке экспертов, усилия сторон по формированию единого экономического, юридического, научного и культурного пространства между Россией и Евросоюзом станут важным шагом к созданию Большой Европы» (Первый канал, Время, 07.12.2010). Канал «Россия» также отметил, что столь удачный саммит значительно приблизил подписание соглашения о партнерстве и сотрудничестве между ЕС и Россией: «основные усилия дипломатов и политиков сейчас сосредоточены на принятии нового базового соглашения между Россией и ЕС. Сейчас отношения регулируются скорее добрым словом, чем юридическим документом. За два года прошло уже 12 раундов переговоров и, судя по всему, гонг, а за ним и подписание, становятся все ближе» (Вести Россия (Москва), 07.12.2010)

О том, что представители ЕС поднимали в ходе саммитов вопросы безопасности российских журналистов и правозащитников, сообщил только канал ТВЦ, отметивший: «Взять, к примеру, правосудие и свободу слова в России. На саммитах с лидерами ЕС порою кажется, что эта тема гораздо более волнует европейцев, чем делегацию из Москвы» (ТВЦ, В центре событий, 12.12.2010)

Скандалы и разоблачения
Не обошлось в декабре в репортажах об отношениях Россия-ЕС без скандальных разоблачений. С наибольшим интересом российские тележурналисты отнеслись к появившемуся на сайте Wikileaks секретном документе НАТО, свидетельствующем о планах НАТО по защите стран Балтии от России. По мнению российских тележурналистов, «слишком велика разница между тем, что Запад говорит, и между тем, что он делает и думает на самом деле» (Россия, Вести+, 10.12.2010).
Несколько более сдержанны они были в оценках очередной шпионской истории с участием россиянки – задержании в Велкобритании Екатерины Затуливетер – главным образом, вероятно, потому, что о деятельности этой девушки и предъявленных ею обвинениях было очень мало известно. Канал «Россия» намекнул своим зрителям, что, возможно, причиной проблем помощницы депутата британского парламента стал тот факт, что в 2008 году она подготовила доклад, в котором критиковала позицию США по отношению к конфликту в Южной Осетии. С ним был не согласен Первый канал: «Многие эксперты подчеркивают – это чисто демонстративный шаг и желание британской стороны очистить парламент от так называемых лишних людей. Любопытно, что в эту категорию сейчас попадают в основном выходцы из бывшего Союза» (Первый канал, Время, 06.12.2010). Об обмене высланными дипломатами между Москвой и Лондоном, произошедшем во второй половине месяца, российские телеканалы сообщали скупо.

События в странах ЕС
В декабре внимание российского телевидения привлекли волнения в Риме, связанные с требованием оппозицией отставки президента Берлускони. Несмотря на постоянное подчеркивание дружбы и взаимопонимания в прошедших чуть ранее сюжетах о встрече российского и итальянского президентов, в репортажах о столкновениях в Риме, российское телевидение поддерживало, скорее, оппозицию: «В эти выходные оппозиция вывела на улицы сотни тысяч людей, чтобы доказать – перемен хочет вся Италия. По Берлускони звонили в колокол, носили по улицам его чучело. В списке претензий за два года накопилось немало. В Неаполе по-прежнему мусор по колено, на юге – бедность и мафия, а по дворцу Берлускони спокойно разгуливают женщины легкого поведения и несовершеннолетние девушки. Сексуальные скандалы депутатов и население раздражают больше всего» (Россия, Вести, 13.12.2010)

Из внутренних событий ЕС, не имеющих прямого отношения к России, чаще всего российское телевидение комментировало представление на заседании ПАСЕ доклада по изучению обстоятельств торговли человеческими органами в конце 90-х годов в Косово. Россия в свое время резко выступала против предоставления независимости Косово и, как утверждают комментаторы, обнародованные в докладе ужасающие факты подтверждают правильность ее позиции.

С нескрываемым злорадством российское телевидение прокомментировало решение Германии и Франции не пускать в Шенгенскую зону Болгарию и Румынию: «В зону евро Румыния с Болгарией пока не входят. В Шенген их не пускают. Ради того, чтобы называться Евросоюзом, они утратили значительную часть экономической самостоятельности; взамен пока не приобрели почти ничего» (Россия, Вести, 22.12.2010), «Скандальное заявление Франции и Германии фактически разделило Евросоюз на полноценных и неполноценных стран участниц. Тем, кому доверять можно, и тем, кому доверять ни в коем случае нельзя. … Запад привык видеть в своих восточных соседях не столько Европу, сколько внешний пояс Европы. Объект колонизации. Примерно так, как в свое время Испания и Португалия смотрели на Америку и ее коренных жителей. Так что, второсортность Румынии и Болгарии, и не только их, в Евросоюзе не более, чем отражение векового западноевропейского порядка вещей, смысл которого – по полной использовать восточных соседей, для чего отказывая им в равноправии» (ТВЦ, В центре событий, 26.12.2010).

Также российское телевидение в декабре рассказывало об экономических проблемах Португалии и Испании, взрыве террориста-смертника в Швеции, военной реформе в Германии.

Резюме

В декабре российское телевидение в целом старалось придерживаться доброжелательной тональности в репортажах о ЕС и отношениях России-ЕС, убеждая российских телезрителей, что отношения России и ЕС заметно улучшились.

Евгения Весанто

В сближении

15 Дек 2010 — Евгения Весанто, Директор информационного центра ЕС-Россия
Комментариев нет

В ноябре российское телевидение довольно много рассказывало о различных событиях в отдельных странах ЕС, что связано с активностью российских президента и премьера в сфере налаживания отношений со странами этого региона.

Экономическая ситуация в ЕС
В ноябре российское телевидение продолжало внимательно следить за экономической ситуацией в ЕС, описывая ее, как правило, как катастрофическую: «Еврозона на грани выживания. А если рухнет евро, не устоит и весь Евросоюз. В этом признался президент ЕС Херман ван Ромпей. Как вернуть валюте стабильность, сегодня решали в Брюсселе главы Минфинов. У Европы новая головная боль. Ирландия может повторить судьбу Греции и оказаться на пороге дефолта. Однако Дублин упорно отказывается принять помощь ЕС, не желая брать на себя строгие бюджетные ограничения. Провалом завершилось и принятие бюджета ЕС на будущий год» (Россия, Вести, 16.11.2010). По мнению ряда телеобозревателей, основную тяжесть по вытаскиванию ЕС из кризиса взяла на себя Германия, за что она расплачивается нарастающей политической нестабильностью: «Должна ли Германия оплачивать долги аутсайдеров Евросоюза? В данном случае Ирландии. Дискуссия на эту тему в немецком Бундестаге напоминала весенние дебаты по Греции, но в новой тональности, потому что за лето вырос дефицит социальных фондов, и еще ощутимее стала необходимость непопулярных мер. Оппозиция видит в Ангеле Меркель легкую мишень» (Россия, Вести, 24.11.2010). Особое внимание телевидение уделило дискуссиям в Европарламенте о путях выхода из кризиса. В конфликте между британским и германским депутатами российский телеобозреватель увидел «отголосок их {Великобритании и Германии} исторического соперничества в Европе, хотя Великобритания с ее скромным, 7 миллиардов фунтов, вкладом в общий котел не может претендовать на лидерство» (Россия, Вести+, 25.11.2010)

Канал ТВЦ продолжал, как и в предыдущие месяцы, настаивать, что «модель социальной, а, по сути, социалистической Европы приказала долго жить» (ТВЦ, В центре событий, 14.11.2010). По мнению ТВЦ, «все больше жителей объединенной Европы высказываются за возвращение национальной валюты призывают к полному политическому и экономическому суверенитету, не желая брать на себя груз чужих проблем. Наверное, это нужно понимать тем, кто сейчас отчаянно рвется в единую Европу» (ТВЦ, В центре событий, 14.11.2010).

События в странах ЕС
В ноябре на всех центральных российских каналах прошли репортажи, посвященные помолвке британского принца Уильяма и Кейт Миддлтон, однако наибольшее внимание российское телевидение уделило социальным волнениям в странах ЕС. В начале месяца телеканалы рассказывали о протестах в Германии против захоронения радиоактивных отходов. Комментируя эти выступления, канал «Россия» подчеркнул, что «уровень радиации – это политический фактор, обратно пропорциональный рейтингу правящей партии» (Россия, Вести+, 08.11.2010). Также российское телевидение показало репортажи о выступлениях в Британии и во Франции.

С огромным возмущением была воспринята российскими тележурналистами информация о том, сейм Латвии отказался отправить в отставку главу латвийского МИД Гиртса Валдиса Кристовскиса, оказавшегося месяц назад в центре скандала. Прессе оказалась доступна его переписка с живущим в США латышом, в которой министр выражал русофобские взгляды. Решение сейма не отправлять главу МИД в отставку было воспринято российским телевидением как доказательство того, что в Латвии по-прежнему распространены русофобские настроения: «Своих – то есть тех, кто русских в Латвии по-прежнему называет оккупантами, у министра-русофоба оказалось больше» (Россия, Вести, 09.11.2010)

Интерес всех каналов вызвала информация об аресте в Бельгии членов некой террористической группировки, некоторые из которых имели российские паспорта. Комментируя аресты, журналист канала «Россия» заявил, что «есть все основания считать, что эти граждане подбирали боевиков для Северного Кавказа» (Россия, Вести+, 24.11.2010).

Значительно более скептически российское телевидение стало относиться к президенту Франции Николя Саркози. В ноябре, рассказывая о формировании нового кабинета министров, канал «Россия» отметил, что «Саркози убрал министров-оппонентов, фактически превратив правительство в свой предвыборный штаб» (Россия, Вести, 15.11.2010). Тем не менее, действия французских властей против нашествия румынских цыган, российские комментаторы одобрили, подкрепив одобрение сюжетами, рассказывающими о цыганских поселениях Румынии.

Рассказывая о британо-французском договоре о сотрудничестве в оборонной сфере, тележурналисты ограничились исключительно официальной информацией.

Отношения России и ЕС
В ноябре произошло важнейшее для российско-польских отношений событие – Государственная Дума приняла постановление по трагедии в Катыни, признав, что польские офицеры были расстреляны по личному указанию Сталина. Ряд телекомментаторов заявил, что теперь, когда долгожданное постановление принято, необходимо, чтобы польский сейм принял аналогичное постановление по умершим в 20-х гг. на территории Польши 86 тысячам красноармейцам. Кроме того, многие телекомментаторы выразили опасение, что России придется выплачивать огромные суммы по искам родственников погибших.

Все российские телеканалы рассказали о решении Европарламента ввести санкции в отношении чиновников, причастных к делу Сергея Магнитского – умершего в СИЗО юриста компании Hermitage, а также сообщили о гневной реакции на это российского МИД, однако от собственных комментариев воздержались.

Все телеканалы сообщили о получении пакетов с взрывчаткой посольством России в Греции, однако всегда подчеркивалось, что это выходка местных анархистов и не имеет отношения к российско-греческим отношениям.

В ноябре после пары месяцев затишья российское телевидение вновь стало обсуждать тему так называемых «детей из смешанных семей». Много репортажей было посвящено Светлане Вахитовой, сын которой был изъят французскими социальными службами, несмотря на то, что он, как и его мать, является российским гражданином. Также рассказывали о случаях изъятия детей у матерей-россиянок в Финляндии и Португалии. В ноябре российское телевидение подчеркивало, что зачастую проблемы возникают не в результате развода родителей – когда встает вопрос о стране дальнейшего проживания ребенка. Напротив, как подчеркнул Первый канал, «все истории совершенно разные, но общее в них одно – так называемая европейская ювенальная юстиция, которая занимается проблемами детей, считает, по всей видимости, нашу страну страной третьего сорта, а полная бесправность наших граждан в Европе только облегчает задачу оставить детей под опекой еврогуманистов» (Время Первый канал (Москва), 28.11.2010). Как первый шаг для выхода из этой ситуации российские обозреватели расценили создание комиссии для решения споров о детях до суда, о чем было заявлено в ходе встречи в Париже руководителя администрации президента России С. Нарышкина с его французским коллегой Клодом Геаном.

Саммит Совета Россия-НАТО
Огромный интерес к встрече в Лиссабоне российское телевидение испытывало с заявления о ней президента Медведева в Довиле. Перед саммитом на разных телеканалах прошли сюжеты, посвященные истории взаимоотношений России и НАТО, в которых вслед за президентом Медведевым подчеркивалось, что «развитие отношений России и НАТО позволило укрепить мировую систему безопасности» (Первый канал, Время, 03.11.2010). Подчеркивалось, что главной темой переговоров должно стать создание системы противоракетной обороны в Европе.

Однако в оценках саммита российские телеканалы были не так единодушны. Первый канал оценил итоги саммита положительно, приняв за основу мнение постоянного представителя РФ при НАТО Д. Рогозина: «Запад стал понимать, что нет ни одной проблемы в Евроатлантическом регионе, которую бы можно было решить без участия России, а тем более, против нее. И по сути дела, данный саммит – это признание фактора России в европейских и мировых делах» (Первый канал, Время, 20.11.2010). Впрочем, уже на следующий день тележурналист Первого канала, комментируя саммит, отметил: «Противоракетный зонтик над Европой может сыграть и дурную шутку с его создателями, если принимать необдуманные решения лишь для того, чтобы поскорее начать создание системы. В этом случае под угрозой окажется баланс сил, который складывался десятилетиями» (Первый канал, Время, 21.11.2010)

Канал «Россия» также вначале воспринял принятые на саммите решения оптимистически, особо подчеркнув, что России опередила в сотрудничестве с НАТО Украину и Грузию, давно добивавшихся интеграции в эту организацию. Однако некоторый скепсис позволил себе и этот телеканал: «почему так сдержанны этим вечером и самые романтичные либералы, и самые прожженные консерваторы? Похоже, потому, что всем нам так и непонятно, а НАТО – это теперь кто? И Евро-ПРО чья?» (Россия, Вести, 20.11.2010)

Телеобозреватель канала ТВЦ А. Пушков пошел дальше, предположив, что предложение о совместной системе ПРО не более чем отвлекающий маневр стран НАТО: «По данным западной прессы, месяц назад по Франции в Довиле на встрече канцлера Германии Меркель, президента Франции Саркози и президента России Медведева, наши западные партнеры прощупывали, насколько Москва готова отступиться от Приднестровья. И для начала вывести оттуда своих миротворцев. В обмен Москве было предложено создать еще один, консультационный орган – Совет Россия – ЕС. При том, что один совет уже есть – Совет Россия – НАТО» (ТВЦ, Постскриптум, 20.11.2010).

Канал НТВ высказал свое предположение – что НАТО приглашает Россию в этот проект из-за нехватки средств на его осуществление: «Известно, что на строительство системы, интеграцию ее компонентов в уже существующие элементы ПРО, по самым приблизительным подсчетам, может быть потрачено около 200 миллионов евро. В течение 10 лет. Правда, эти затраты будут распределены между 28 членами альянса, но денег-то особо нет» (НТВ, Сегодня, 21.11.2010)

Встречи на высшем уровне
Ноябрь был богат на встречи президента Д. Медведева и премьера В. Путина с главами государств – членов ЕС. Особое внимание российское телевидение уделило встрече президентов России и Финляндии. В репортажах всех телеканалов об этом событии подчеркивалось, что между Россией и Финляндией сложились практически идеальные отношения. Встречам премьера с его венгерским и чешским коллегами российское телевидение посвятило только короткие информационные сообщения. Напротив, о визите премьера в Болгарию рассказывали в подробных репортажах, в которых журналисты наперебой выражали радость по поводу согласия Болгарии участвовать в проекте «Южный поток», что, по мнению ряда обозревателей, явилось доказательством возвращения Болгарии к «особым» отношениям с Россией: «как показали последние пара лет, политическое решение о включении Болгарии в западную орбиту еще не означало, что и ментальность немедленно станет западной. И сегодняшний необычный визит в Софию Владимира Путина подтверждает, что обзаведясь зонтиком НАТО и подушкой ЕС нет ничего плохого и в том, чтобы иной раз укутаться в старый добрый русский плед» (Россия, Вести, 13.11.2010)

Большое внимание российским телевидением было уделено и встречам с лидерами ЕС в рамках саммита «Большой двадцатки в Сеуле». Обозреватели подчеркивали, что в ходе саммита Россия и ЕС совместно дали отпор попыткам США и Китая искусственно занижать курсы их национальных валют. Первый канал отметил также, что встреча в ходе саммита президента России и британского премьера Кэмерона стала толчком к потеплению отношений между Россией и Великобританией. Это, по мнению Первого канала, подтверждает и прошедшая через несколько дней после саммита встреча главы Министерства юстиции России с его британским коллегой.

Подробно рассказывало российское телевидение о визите премьера Путина в Германию. Российское телевидение комментировало статью В. Путина в Suddeuche Zeitung и его выступления в ходе визита с удивительным высокомерием по отношению к ЕС. По мнению Первого канала, предложенный Путиным европейцам план интеграции России и ЕС является единственным путем спасения для погрязшего в проблемах ЕС: «Владимир Путин говорил с европейцами о создании Единого экономического пространства от Лиссабона до Владивостока. Только так европейский континент сможет сохранить свою конкурентоспособность в будущем. Но неблизкий путь к такой цели должен начинаться с мелких шагов – например, со скорейшей отмены визового режима между Россией и ЕС» (Первый канал, Время, 28.11.2010). Канал «Россия» подчеркнул, что особенно выгоден такой альянс Германии – которая, по мнению «России», обескровлена вытягиванием других стран ЕС и экономического кризиса: «В течение последних двух кризисных лет ведущая страна Евросоюза окружена толпой просителей. И то, что Россия сама предлагает немцам возможность заработать, делает взаимное общение особенно приятным» (Россия, Вести, 26.11.2010)

Резюме
Россия активно стремится к выстраиванию прочных экономических отношений с ЕС, и этот факт находит отражение в стилистике репортажей о ЕС российского телевидения. Вслед за первыми лицами государства российские тележурналисты отвергают даже возможность критики российской внутренней политики со стороны ЕС. Возможно, что именно этим объясняются постоянные рассказы о проблемах ЕС, оставляющих у российского телезрителя впечатление, что ЕС – территория, измученная экономическим кризисом и подвергающаяся постоянным криминальным нашествиям– не имеет права в какой-либо форме поучать Россию.

Евгения Весанто

Надежды и разочарования

29 Ноя 2010 — Евгения Весанто, Директор информационного центра ЕС-Россия
Комментариев нет

Аудитория российских телеканалов в период: 01.05.2010-23.10.2010 (данные TNS Россия)

Среди зрителей старше 18 лет
Первый канал – 18%
«Россия» – 16,8%
НТВ – 16%
РЕН ТВ – 4,5%
ТВЦ – 3,4%

Надежды и разочарования
В октябре после нескольких месяцев падения интереса к будущему отношений между Россией и ЕС российское телевидение вдруг стало горячо убеждать своих зрителей, что эти отношения сдвинулись с мертвой точки и российские болельщики смогут без виз ездить в ЕС на футбольные матчи (видимо, это представляется конечной целью переговоров о безвизовом режиме). Российское телевидение в октябре смело смотрело в будущее отношений между ЕС и Россией и видело только одну угрозу этому лучезарному завтра – интриги США.

Отношения России и ЕС
Месяц начался с важного внешнеполитического события – визита президента Д. Медведева на Кипр. Отношение к Кипру в России последние 20 лет было несколько двойственным: с одной стороны, это популярнейшее место отдыха россиян, с другой, крупнейшая оффшорная зона, где многие российские бизнесмены предпочитали хранить свои деньги. Теперь, как сообщило российское телевидение, ситуация изменилась – власти Кипра будут помогать российским налоговым органам отслеживать происхождение инвестированных на Кипре капиталов. Также сообщалось, что «Президент Кипра заявил о полной поддержке России в ее стремлении к безвизовому режиму с ЕС, а так же к заключению общеевропейского договора о безопасности» (Первый канал, Время, 07.10.2010).

Поддержку безвизовому режиму также, по мнению российского телевидения, выражает и канцлер Германии А. Меркель, у которой в октябре взял интервью телеканал НТВ. Говоря о возможности введения такого режима, А. Меркель заявила:«Я понимаю многих российских граждан, которые хотели бы легче ездить в страны Европейского союза, и именно в этом направлении мы будем двигаться. Тем не менее, есть определенные вопросы, которые мы, к сожалению, вынуждены ставить. Мы опасаемся угроз со стороны преступного мира и террористов. Об этом мы должны договариваться» (НТВ, Сегодня, 03.10.2010). С ней согласился и посетивший в октябре Россию президент Германии Кристиан Вульф. Телеканал «Россия» процитировал его слова: «Я считаю, что здесь возможно достигнуть решения. Европейский Союз как раз разрабатывает оперативные шаги, которые необходимо предпринять, если предпосылки будут для этого выполнены» (Россия, Вести, 16.10.2010).

Приметой улучшения отношений между ЕС и Россией российское телевидение считает и рост объема инвестиций в Россию из стран ЕС. Эта информация прозвучала в репортажах о прошедшем в начале октября инвестиционном форуме «Россия зовет». Тележурналисты в этих репортажах подчеркивали устойчивость экономического положения России, делающее инвестиции в нее крайне эффективными – особенно на фоне плачевной экономической ситуации в ряде стран ЕС: «Если на Западе многие правительства сейчас решают, как свернуть антикризисные программы и при этом не подорвать основ экономического роста, то у России возможности намного шире» (Первый канал, Время, 05.10.2010).

По всем российским телеканалам прошли репортажи с траурных мероприятий из Катыни, где полгода назад в авиакатастрофе погибли 96 представителей польской политической элиты. Все репортажи включали в себя выступления супруг президентов России и Польши, участвовавших в мероприятиях. Тележурналисты подчеркивали, что Россия сделала все от нее зависящее для расследования обстоятельств трагедии и достойного поминовения погибших, и такое поведение России серьезно изменило отношение к ней со стороны Польши.

Серьезно, по мнению российского телевидения, изменилось отношение стран ЕС и к проекту «Южный поток». В начале октября, рассказывая о встрече премьер-министров России и Италии С. Берлускони и В. Путина, канал «Россия» отметил, что «премьеры не могли не вспомнить о турбулентных водах мировой политики и экономики, и в частности, о водах Черного моря, под которыми должен пройти новый газопровод “Южный поток”. России в данном вопросе есть что Европе предложить, а Италии – что конкретно в Европейском союзе пролоббировать» (Россия, Вести, 09.10.2010). Позднее телевидение сообщило о намерении Румынии присоединиться к проекту. Апофеозом энергосближения между ЕС и Россией стала поездка вице-премьера Игоря Сечина в Варшаву, в ходе которой были подписаны соглашения об энергетическом сотрудничестве. Российское телевидение цитировало заявление премьера В. Путина, отметившего, что это «важный результат не только для нас в двустороннем плане, но и для всей европейской энергетики, имея в виду, что продлены контракты на прокачку нашего газа, на транзит российского газа европейским потребителям через польскую территорию до 2045 года, то есть на тридцать пять лет вперед. Это, конечно, такая серьезная стабилизирующая мера» (Первый канал, Время, 29.10.2010).

Возможно, постоянное подчеркивание поддержки безвизового режима и энергетических планов России, оказываемое главами ряда стран ЕС, было своеобразной подготовкой российских телезрителей к рассказу о саммите в Довиле. Кроме того, перед саммитом российское телевидение выражало уверенность, что саммит серьезно повлияет и на перспективы активно лоббируемого Россией проекта договора о европейской безопасности. Правда, российские телеобозреватели предсказывали, что этим планам могут серьезно помешать США: «На повестке дня вопросы сотрудничества в области экономики и безопасности. Другими словами, как сделать Россию ближе к Европе, не пользуясь рамками уже существующих структур – Евросоюза и НАТО. Этот последний факт уже вызвал недовольство американской дипломатии» (Россия, Вести+, 19.10.2010)

Некоторый диссонанс в радужную картину внесла информация о решении шведского суда наложить арест на здание торгпредства России в Стокгольме по иску немецкого бизнесмена, которому российские власти не компенсировали потерю инвестиций в России. Правда, эта новость прошла только на канале Ren TV.

Саммит в Довиле
Итоги саммита в Довиле были восприняты большинством российских телеобозревателей крайне позитивно. Они подчеркивали, что встречи в таком формате не проводились уже несколько лет и тот факт, что Франция, Германия и Россия вернулись к обсуждению европейских проблем «втроем» говорит о том, что сделан важный шаг вперед в решении всех стоящих между Россией и ЕС вопросов: «практика подобных встреч была прервана на несколько лет, и с 2005 года, вот так, втроем, лидеры Германии, России и Франции встречались лишь накоротке в рамках саммитов “двадцатки” или “восьмерки”, что объяснялось и разразившимся мировым финансовым кризисом – вроде как, было не до подобных встреч – и возрастающим авторитетом России в мире. Мол, партнеры из Германии и Франции не хотели раздражать американскую администрацию Джорджа Буша подобными контактами» (Первый канал, Время, 24.10.2010).

Говоря об итогах саммита, российское телевидение подчеркивало переход от слов к делу: «Тему отмены виз в Довиле обсуждали уже не просто как предложение Москвы, а как задачу, которую Европа будет решать. Саркози и Меркель, в свою очередь, обещали поработать с соседями по ЕС» (Россия, Вести недели, 24.10.2010). Эту эйфорию не разделял только телеканал ТВЦ. К заявлению президента Франции о том, что Россия и ЕС придут к безвизовому режиму через 10-15 лет, с воодушевлением воспринятому другими российскими телеканалами, на ТВЦ отнеслись с откровенным скепсисом. Ведущий программы ТВЦ «Постскриптум» А. Пушков прямо заявил, что «ЕС пока готов к обсуждению этих вопросов, но не к реальным шагам» (ТВЦ, Постскриптум, 23.10.2010). Это мнение разделил и председатель комитета по международным делам Госдумы К. Косачев, заявившей в другой программе ТВЦ «25 час», что «при всем уважении к Меркель и Саркози, у них совершенно точно не было мандата на то, чтобы с Президентом Медведевым принимать какие-то окончательные решения» (ТВЦ, 25 час, 19.10.2010).

К встрече президента Д. Медведева с участниками выездного заседания Мюнхенской конференции по вопросам политики безопасности, в ходе которой также обсуждался проект договора о европейской безопасности, российское телевидение отнеслось с некоторой опаской. Причиной стало участие во встрече американского политолога З. Бжезинского, которого многие российские телеобозреватели традиционно рассматривают как одного из главных врагов России. Прошедшая сразу после прозвучавшего в Довиле приглашения посетить саммит НАТО в Лиссабоне встреча заставила некоторых российских журналистов говорить о том, что Россию пытаются обвести вокруг пальца: «Бжезинского, самого горячего сторонника всемирной американской гегемонии, ищущего новые способы сохранить и укрепить эту гегемонию, волнуют так называемые “имперские амбиции России”. Сближение с НАТО, по его расчетам, лишит внешнюю политику России самостоятельности. И подчинит ее стране с самыми мощными имперскими амбициями в мире – Соединенным Штатам. Чтобы Россия не защищала более ни Абхазию, ни Южную Осетию, ни Приднестровье. Чтобы согласилась поставить свои вооруженные силы и, возможно, даже ядерный потенциал, который по-прежнему беспокоит Америку, под контроль НАТО» (ТВЦ, Постскриптум, 23.10.2010).

События в странах ЕС
В октябре российские телеканалы продолжали много рассказывать о волнениях во Франции, тщательно избегая оценок ситуации. Исключение составил только канал ТВЦ, пригласивший прокомментировать ситуацию француженку Карин Клеман, антиглобалистку, руководящую российским институтом «Коллективное действие». Она заявила, что «люди во Франции очень долго терпели всякие либеральные реформы, проводимые Саркози, снижение налога на богатых, и куча коррупционных скандалов во Франции, и поэтому накопилось в последнее время большое недовольство» (ТВЦ, 25 час, 22.10.2010).

Интересно прокомментировал канал ТВЦ и предложение глав Германии и Франции лишать права голоса страны ЕС, систематически нарушающие бюджетную дисциплину: «В 2008 году создали закрытый клуб, о котором знали далеко не все члены правительств стран-участниц, даже Франции и Германии. А главными заговорщиками выступили комитет ЕС по экономике и финансам, Еврокомиссия, европейский Центробанк и глава ассамблеи министров финансов Еврозоны. Во избежание паники участники клуба назвали себя группой, которой нет. Ей поручалось спасти Евровалюту в случае дефолта одной из стран Еврозоны. Заседания проходили под прикрытием различных саммитов и зачастую в неурочное время. … эта группа вырабатывает, что называется, план “В”, на случай полного провала евро. И даже триллионные вливания в терпящие бедствие страны Европы,похоже, не много сегодня помогают. А многие эксперты и вовсе уверены, что эти вливания лишь отодвинули грустную развязку. И судьба евро выглядит с каждым днем все печальнее» (ТВЦ, В центре событий, 03.10.2010).

Традиционно российское телевидение проявляет большой интерес к политической жизни на постсоветском пространстве. Комментируя прошедшие в октябре в Латвии выборы, российские телеобозреватели подчеркивали, что «по мнению большинства избирателей, находившийся у власти в течение двух десятилетий узкий круг национальных партий фактически привел республику к экономическому банкротству, и вся политическая энергия уходила на внутренние распри и постоянное разыгрывание «русской карты»» (НТВ, Сегодня, 02.10.2010)

Также в центре внимания российского телевидения в октябре было предотвращение террористической угрозы в Германии и экологической катастрофой в Венгрии.

Резюме
Российское телевидение в октябре старалось поддержать представление о том, что отношения между ЕС и Россией развиваются поступательно и гармонично. Существенно снизилась критика в отношении стран ЕС, нелицеприятные высказывания позволял себе только канал ТВЦ.

Евгения Весанто

Россия переживает за цыган

20 Окт 2010 — Евгения Весанто, Директор информационного центра ЕС-Россия
Комментариев нет

Форум в Ярославле
В сентябре центральным событием в отношениях ЕС-Россия стал политический форум в Ярославле, собравший крупнейших западных и российских политиков и политологов. Наибольшее внимание, естественно, было привлечено к речи президента Д. Медведева, посвященной модернизации. Давая краткий дайджест выступления президента, журналисты Первого канала и канала «Россия» делали упор на то, что, по мнению президента, Россия двигается в верном направлении, однако ей иногда мешают: «Спокойно двигаться получается не всегда, особенно, когда дело касается уже не внутренней российской политики. Европейская безопасность – сколько мощных институтов работают на построение ее архитектуры. Но конструкция получается уж очень неэффективная. По крайней мере два года назад ее прочности не хватило, чтобы остановить грузинские войска» (Первый канал, Новости, 10.09.2010). Комментируя речь президента, журналисты подчеркивали необходимость заключения нового договора о европейской безопасности, активно лоббируемого Кремлем: «События на Южном Кавказе – агрессия Грузии против Южной Осетии 2 года назад – доказали, что Европе необходим новый договор о безопасности. С инициативой его создания тогда выступил российский президент, ведь ни одна из существующих структур не сработала» (Россия, Вести, 10.09.2010).

Упреки некоторых политологов в отношении отхода России от идеалов демократии тележурналисты с легкостью отвергли: «Как же без вопроса о демократизации? Президент предлагает оперировать цифрами: демократия у нас 2 десятилетия, до этого – тысяча лет другой истории. Россия – очень интересный пример того, как может развиваться демократия в стране с мощными авторитарными тенденциями» (Первый канал, Новости, 10.09.2010), «Но опасность сворачивания свобод, конечно, есть. Причём происходит зачастую это в странах, позиционирующих себя в мире оплотами демократии» (Россия, Вести, 10.09.2010)

Практически во всех сюжетах, посвященных форуму, было показано выступление премьер-министра Италии Сильвио Берлускони, рассказавшего о модернизационном опыте Италии, ее борьбе с коррупцией.

Рассказывая о выступлении президента в Ярославле, журналисты всегда приводили и мнения по аналогичным вопросам премьера Путина, высказанные им несколькими днями ранее в ходе заседания политического клуба «Валдай» (встреча премьера с иностранными политологами и журналистами). Телезрителям показывали ответы премьера на несколько вопросов – в основном, связанных с экономикой. Ответы премьера гармонировали с выступлением президента в части уверенности, что политическое и экономическое развитие страны идет поступательно и гармонично.

Интересно отметить, что на следующий день после репортажей о форуме в Ярославле, телеканал «Россия» показал большой сюжет, посвященный заявлению лорда Джорджа Робертсона, бывшего генерального секретаря НАТО, ныне члена совета директоров совместной российско-британской компании «ТНК-BP». Выступая на форуме, лорд предположил, что в перспективе Россия может стать членом НАТО. Журналисты телеканала «Россия» опросили ряд российских политиков, напомнивших лорду Робертсону, что у России есть свой альянс – Организация договора о коллективной безопасности, а также свой внешнеполитический тотем – проект нового договора о европейской безопасности.

Межэтнические проблемы в Евросоюзе
Наибольший интерес в сентябре у российского телевидения вызвало обострение межэтнических отношений в странах ЕС. К явным признакам кризиса в этой области российское телевидение отнесло появление книги Тило Саррацина «Германия отменяется». Сюжеты о скандале, вызванном выходом книги, автор которой утверждает, что традиционной Германии угрожают полчища эмигрантов-мусульман, не желающих учить язык и перенимать германскую культуру, неоднократно прошли по всем российским телеканалам. Тема межэтнических проблем анализировалась также в многочисленных сюжетах, посвященных решению французского правительства выдворять из страны румынских и болгарских цыган. В большинстве своем журналисты осторожно осуждали решение Николя Саркози: «Претензии к Франции, в общем, кажутся справедливы. Ведь когда речь шла о вступлении Румынии в ЕС, французские и немецкие политики должны были подумать и о проблемах, которые могут быть с этим связаны. Но в тот момент они, видимо, показались несущественными в сравнении с перспективой приобретения нового рынка сбыта и дешевой рабочей силы» (Россия, Вести, 30.09.2010). Ряд журналистов полагает, что громкие протесты еврокомиссара по вопросам юстиции и правам европейских граждан Вивиан Рединг не совсем искренни: «2 года назад это удалось относительно тихо сделать Италии, но Франция депортирует быстро, много и жестко настолько, что стражи прав человека в ЕС и в международных организациях не могут воспринимать это спокойно» (ТВЦ, 25 час, 14.09.2010). Все телеканалы отметили, что такие явления характерны и для других европейских стран – цыган пытаются выселять из Финляндии, Дании, Швеции, Венгрии. Ряд телеканалов, вслед за еврокомиссаром, углядел параллели с Третьим Рейхом: «Это можно было бы назвать отдельными случаями в отдельных странах, если бы не финансовый кризис, не конфликт ЕС, если бы все это в другие исторические эпохи человечество уже не проходило» (Россия, Вести+, 03.09.2010).

Как результат межэтнических трений в Евросоюзе российские обозреватели рассматривали успех на парламентских выборах партии «Демократы Швеции», несколько разойдясь в оценке программы этой партии: «Основания необходимости сократить иммиграцию из мусульманских стран на 90% и запретить воссоединение семей иммигрантов, были поддержаны и очень наглядным предвыборным роликом. В нем пожилая шведка, едва передвигаясь, идет получать свою пенсию, однако ее отталкивает толпа мусульман в хиджабах, которые спешат получить пособие по безработице. Итог непродуманной, но зато очень политкорректной иммиграционной политики шведских властей – почти 6% голосов отданных партии демократов» (ТВЦ, В центре событий, 26.09.2010), «Ранее “Демократы Швеции” призывали соотечественников не рожать детей от иностранцев, теперь два главных пункта их программы – ограничить до минимума иммиграцию и распустить Европейский союз. В Швеции иммигранты составляют почти 20 процентов населения, и резонанс от победы националистов в стране огромный» (Ren TV, Неделя, 25.09.2010).

Интересный комментарии по поводу межэтнических отношений в Евросоюзе сделал на канале ТВЦ известный российский политолог Федор Лукьянов. Он высказал предположение, что ЕС и Россия сталкиваются с одной и той же проблемой – проникновением в их традиционный мир иной цивилизации. По его мнению, осознание схожести стоящих перед ЕС и Россией проблем должно подтолкнуть их друг к другу: «это начинает толкать к тому, что вопрос виз уже по-другому обсуждается. Ведь, если послушать, уже, по-моему, 6 или 7 руководителей стран различных европейских идею поддержали. Стеной стоит Еврокомиссия, пока что, но это вопрос времени. Так что я думаю, что здесь как раз будет какой-то прогресс. А что касается граждан других стран – Африки, Азии – они могут ждать ухудшения ситуации для себя, потому что вообще настроения в Европе, что надо как-то закрываться, они, по-моему, начинают нарастать» (ТВЦ, 25 час, 16.09.2010

Экстрадиция Ахмеда Закаева
Вопрос – выдаст или нет Польша «эмиссара чеченских сепаратистов» Ахмеда Закаева – занимал все центральные каналы российского телевидения. Произошедшее в последний год улучшение российско-польских отношений заставляло тележурналистов надеяться, что наиболее известный на Западе представитель сепаратистов все-таки будет выдан России. Скептически смотрел на такую возможность канал ТВЦ, который усмотрел в поддержке Закаева сложную внешнеполитическую игру: «защитников у Закаева действительно много, даже слишком много. И дело во время этой защиты отнюдь не в правах человек, демократических свободах и прочей гуманитарной надстройки, здесь базис. Великобритания никогда не отказывалась от своих геополитических интересов на Кавказе. Приведу лишь один малоизвестный пример. Незадолго перед революцией 17-го года была составлена, естественно, англичанами по своему усмотрению, реестровая роспись владельцев нефтяных участков Чечни. Англичане составили эти документы, а копии до сих пор хранятся в архивах страны и не просто хранятся. При случае всегда хватает желающих вспомнить, кому принадлежит чеченская нефть» (ТВЦ, 25 час, 18.09.2010)

В репортажах, посвященных этой истории, подчеркивалось, что Закаев причастен к террористической деятельности и убийствам мирных граждан: «Бывший актер грозненского драмтеатра в 1996 году в рядах боевиков исполнял вовсе не опереточную роль полевого командира. По данным российского следствия, Закаев причастен к похищению людей, организации вооруженного мятежа. Кроме того, это в Европе он переоделся в гражданское платье. А в Чечне предпочитал камуфляжную форму и участие в незаконных вооруженных формированиях. Любопытно, что расходы в британских судах за Закаева оплачивал фонд Бориса Березовского» (Россия, Вести недели, 19.09.2010). Только канал Ren TV процитировал заявление самого Закаева: «Сам Закаев всегда утверждал, что на нем нет крови российских военнослужащих и что гнев Москвы вызвала его активная политическая деятельность в различных европейских структурах» (Ren TV, Неделя, 18.09.2010).

Реакция российских телеканалов на отказ в выдаче Закаева была сдержанной, каналы ограничились информационными сообщениями.

Внутренние события ЕС
Среди внутренних событий стран ЕС внимание российского телевидения больше всего привлекли манифестации французов против проекта повышения пенсионного возраста, инициатором которого является президент Франции Н. Саркози. Российские тележурналисты были достаточно осторожны в оценках по этому вопросу – возможно, в связи с тем, что для России проблема старения нации также крайне актуальна: «Для президента Саркози эта реформа может стать роковой. Рейтинг его популярности сейчас – 32 процента. Ниже не было ни у одного главы Франции. Предстоящее увеличение пенсионного ценза доверия граждан ему не добавит, хотя все понимают: реформа неизбежна» (Первый канал, Время, 07.09.2010). Канал Ren TV, считающийся оппозиционным, единственный отметил, что «манифестация несогласных с политикой властей прошла спокойно, полицейские никого не били и не разгоняли. Кстати, пенсионный возраст увеличивают и в других странах, а не только во Франции» (Ren TV, “24″, 07.09.2010)

В сентябре российское телевидение по сравнению с предыдущими месяцами мало комментировало экономическую ситуацию в странах ЕС. Только Ren TV рассказал в коротком репортаже о решении создать в ЕС наднациональный финансовый регулятор. Цель создания такого органа, по мнению Ren TV – отслеживание экономической ситуации, «чтобы финансовая политика отдельных стран не грозила кризисом европейской валюте в целом, как это случилось с Грецией». Между тем, на канале ТВЦ в эти же дни прошло несколько сюжетов, посвященных проблемам с евро. Тележурналисты рассказывали зрителям о нестабильности евро, о подорожании, которому неизменно способствует вступление страны в еврозону, а также о том, что жители некоторых страны «Старой Европы» (например, Германии и Нидерландов) мечтают о возвращении национальных валют: «Жители стран центральной Европы определенно не довольны политикой Евросоюза. Еще бы, своими налогами отвечать за долги Греции, с замиранием сердца следить за колебанием курса евро. Они требуют срочно найти решение этих проблем. И оно, кажется, уже найдено. Нужно срочно вернуться к национальной валюте. В Голландии это гульден. Он не только стабильнее, чем евро, но и красивее» (ТВЦ, В центре событий, 26.09.2010)

Также в сентябре российские телеканалы показали сюжеты о скандальном выступлении премьера Италии Сильвио Берлускони, посоветовавшего молодым итальянкам «выбирать себе женихов постарше и побогаче» (Первый канал, Новости, 14.09.2010); о протестах жителей германского Штутгарта против планов реконструкции городского вокзала; предотвращении атаки террористов на европейские города; обсуждении планов германской армии полностью перейти на службу по контракту.

Резюме
На российском телевидении нарастает новая волна скептицизма в отношении Евросоюза. В репортажах, посвященных событиям в странах Евросоюза, постоянно подчеркивается отсутствие согласия в Евросоюзе. Практически исчезли упоминания о партнерстве во имя модернизации, возможности облегчения визового режима между ЕС и Россией. Акцент делается на скандалах и проблемах как отдельных стан ЕС, так и Союза в целом. Этому противопоставляется Россия с ее, по мнению отечественных тележурналистов, конструктивными и разумными предложениями в сфере сотрудничества и международной безопасности.

Евгения Весанто

За дымом ЕС не видно

20 Сен 2010 — Евгения Весанто, Директор информационного центра ЕС-Россия
Комментариев нет

В августе сюжетов, посвященных событиям вне России, на российском телевидении было мало, так как внимание тележурналистов весь месяц было приковано к борьбе с лесными пожарами. Тем не менее, наиболее значимые события в ЕС не остались без внимания российских тележурналистов.

Борьба со стихийными бедствиями
В сюжетах, посвященных борьбе с пожарами в Центральной России, время от времени подчеркивалось, что ряд стран ЕС (Франция, Германия, Италия, Болгария) оказали помощь российскому Министерству чрезвычайных ситуаций.

Российское телевидение рассказало зрителям, что президент Франции Николя Саркози обратился в Евросоюз с предложением создать специальные общеевропейские силы быстрого реагирования на стихийные бедствия, и что это идею поддержал глава российского министерства чрезвычайных ситуаций Сергей Шойгу. Как пояснил канал ТВЦ, эту идею тормозит Брюссель: «Многие недовольны европейскими властями в Брюсселе, которые никак не организуют предложенные, в частности, Францией, Общеевропейские силы быстрого реагирования на подобные стихийные бедствия» (ТВЦ, События, 23.08.2010)

Ситуация в Греции
В августе российское телевидение вновь вернулось к отслеживанию ситуации в Греции, где возобновились забастовки и демонстрации. Российские корреспонденты воздерживались от комментариев, однако подчеркивали, что волнения в Греции отражаются на туристическом бизнесе страны (Греция популярна среди российских туристов): «Стачка, которая началась еще неделю назад и проходила сравнительно мирно, накануне переросла в столкновения водителей с полицией. Страсти накалены, потому что без топлива оказались аэропорты, больницы, электростанции и отели, где туристам перестали завозить еду. Люди спешно сдают путевки» (Россия, Вести, 01.08.2010)

Позднее российское телевидение рассказало телезрителям, что Словакия отказалась участвовать в выделении помощи Греции. Комментируя решения словацкого парламента не участвовать в 110-миллиардном пакете помощи грекам, журналист дал понять, что это свидетельствует о неподчинении отдельных стран ЕС принятым в Брюсселе решениям: «Словакия сохраняет свои 4,5 миллиарда евро. Но при первом же удобном случае – скорее всего, в сентябре на следующем саммите Евросоюза – ей, конечно, постараются напомнить, что солидарность дороже денег. Греции все равно будут помогать. Правда, теперь словацкую долю придется раскидать на остальные 15 стран Еврозоны. В Брюсселе надеются, что с перерасчетом проблем не возникнет, точно так же, как совсем недавно надеялись на то, что их не будет и со Словакией» (Россия, Вести, 13.08.2010)

Саркози и цыгане
Большой интерес у российского телевидения вызвали действия президента Франции Николя Саркози по выдворению из Франции нелегальных мигрантов (в основном, цыган). Действия французского президента не вызвали сочувствия у российского телевидения (несмотря на то, что в России проблема нелегальной миграции стоит не менее остро). Одни журналисты сочли, что таким образом Саркози набирает очки перед грядущими выборами: «К осени МВД пообещало очистить Францию от всех нелегалов. Таким жестким Николя Саркози Франция уже видела. Как раз в 2005-м во время знаменитой “войны предместий”. Его очень сильно критиковали, обвиняли в расизме, ксенофобии. А как при этом рос его рейтинг перед выборами… Сегодня стране и правда нужна новая иммиграционная политика. Но вновь повышая голос, президент, похоже, думает о другом. Сильно теряющему поддержку населения Саркози очень нужны баллы» (Россия, Вести, 02.08.2010). Другие усмотрели в миграционной политике Саркози общеевропейскую тенденцию отвлекать таким образом население от экономических проблем: «Проблема миграции, нелегальной или полулегальной, как в случае с цыганами, во всей Европе действительно остра. Но в преддверии уже, кажется, необратимого обрушения мировой экономики все новые политики, и не только во Франции, начинают заигрывать с правонационалистическими инстинктами обозленного отсутствием работы населения. Точно такие же симптомы наблюдались в Европе и в разгар Великой депрессии» (Россия, Вести+, 17.08.2010)

Румынский шпион
Довольно много сюжетов в августе было посвящено аресту румынского дипломата, который был обвинен российскими спецслужбами в шпионаже. Комментируя арест, журналист канала «Россия» отметил: «Румынская разведка задачи глобального масштаба теперь не решает. В России ее может интересовать только одна тема. Бухарест открыто выражает недовольство присутствием наших миротворцев в Приднестровье. А документ Габриел Греку пытался получить как раз военный. Но не исключено, что он работал по заданию третьей стороны, как когда-то работала Секуритате по заданиям КГБ СССР» (Россия, Вести, 17.08.2010)

Встреча на высшем уровне
Все российские телеканалы рассказали о встрече президента Медведева с главой правительства Люксембурга Жан-Клодом Юнкером. Рассказывая о встрече с Юнкером, корреспондент подчеркнул, что Люксембург многим обязан России: «Не будь Российской империи, Люксембург в девятнадцатом веке превратился бы в провинцию одного из своих больших соседей. Россия тогда стала гарантом независимости Великого герцогства, а монархи двух государств породнились» (Россия, Вести+, 24.08.2010). Телезрителей также уверили, что вопрос безвизового режима между ЕС и Россией будет поддержан Люксембургом: «Вопрос о безвизовом режиме между Россией и Евросоюзом должен быть решен в ближайшее время. Об этом шла речь в ходе сегодняшней встречи Дмитрия Медведева с премьер-министром Люксембурга Жан-Клодом Юнкером. Президент выразил надежду, что российские инвестиции в экономику Люксембурга возрастут» (ТВЦ, События, 24.08.2010)

Другие события в странах ЕС
В последний день августа российское телевидение напомнило телезрителям, что исполнилось 20 лет со дня подписания договора, который юридически положил начало объединению Германии, заодно отметив, что СССР не смог извлечь никаких преимуществ из этого события: «Большие вопросы, например, вызывает то, почему в обмен на согласие отпустить ГДР Советский Союз не получил гарантий нерасширения НАТО» (Россия, Вести, 31.08.2010)

Все телеканалы показали сюжеты о трагедии в германском Майнце, где в университетской клинике в результате халатности погибли двое младенцев.

Можно сказать, что для российского телевидения стал традицией интерес к событиям в Польше. В августе канал Ren TV подготовил сюжет к тридцатилетию создания свободного профсоюза «Солидарность», задавшись вопросом: «Почему польская оппозиция тогда могла добиться таких успехов? Почему их митинги собирали десятки тысяч людей? А в России, например, оппозиция сейчас не может получить массовую поддержку?» (Ren TV, “24″ – информационная программа, 31.08.2010)

Канал «Россия» рассказал о скандале в польской армии: военные, несущие службу в Афганистане, ради забавы взрывали пустые дома. Кроме того, на некоторых телеканалах прошли репортажи о выступлениях протестующих против установления в центре Варшавы деревянного креста в память о погибшем президенте Лехе Качиньском.

Резюме
Несмотря на то, что в августе интерес к событиям в странах ЕС у российского телевидения был минимальным, приоритеты отбора новостей для освещения, тем не менее, остались прежними: это все, относящееся к проблеме безвизового режима, экономическая ситуация в ЕС, а также различные скандалы и катастрофы.

Страница 1 из 3123»
Карта сайта | Контакты | Ссылки | На главную Copyright 2017 Центр ЕС-Россия