29 Янв 2010
— Россия
Комментариев нет
Интервью с председателем Конституционного суда РФ Валерием Зорькиным.
Российская газета: Валерий Дмитриевич, как вы полагаете, ратификация 14-го протокола к Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод, упрощающего процесс рассмотрения жалоб в Страсбургском суде, и внесение президентом в Госдуму законопроекта о судах общей юрисдикции – это явления взаимосвязанные?
Валерий Зорькин: Вне всякого сомнения. Ратификация обязательно должна была сопровождаться модернизацией судов общей юрисдикции. Без такой модернизации Страсбург выступал бы не экстраординарной субсидиарной инстанцией наднационального характера, а в значительной степени заменял бы собой высшие национальные судебные инстанции.
РГ: Избежать этого поможет создание апелляционной инстанции и реформирование института надзора?
Зорькин: Да, потому что эти нововведения приведут к большей эффективности национальной судебной защиты. Полновесная апелляционная инстанция дает гражданину право на рассмотрение его дела во второй инстанции по тем же правилам, что и в первой – в полном, а не в усеченном виде. Должно быть обязательно две инстанции как минимум. Это принцип европейского правосудия, частью которого является российская судебная система. А третья инстанция должна быть или кассацией, или надзором. Тогда у граждан есть уверенность в незыблемости решения суда. Как может человек планировать свое будущее, если правоотношения, в которых он находится, постоянно меняются? Сегодня суд признал, что он прав, потом – что не прав. Так же нельзя. На мой взгляд, пересмотр дела в надзорной инстанции по одним и тем же основаниям возможен только однажды. Нельзя дважды войти в одну и ту же реку. Понимаете, это противоречит принципам правосудия. Это очень серьезная проблема, которая должна быть решена в разумные сроки переходного периода.
Источник: Российская газета