05 Окт 2010
— Россия
Комментариев нет
Россия настойчиво призывает ЕС отменить существующий между сторонами визовый режим. В проекте отсутствует только одно — дата возможного подписания. И, судя по всему, появится она нескоро. В Брюсселе указывают: прежде чем требовать от Европы перехода на безвизовый режим, российским властям следует обеспечить в собственной стране хотя бы подобие той свободы передвижения, которая уже существует в ЕС, как для своих граждан, так и для иностранцев. В том числе — россиян.
Отмена визового режима с ЕС стала для российской дипломатии едва ли не главным внешнеполитическим проектом. Летом, отчаявшись добиться от европейцев внятного ответа на вопрос, когда это может произойти, российские власти пошли на крайнюю меру. На июньском саммите Россия—ЕС в Ростове-на-Дону глава Евросоюза Херман ван Ромпей и руководитель Еврокомиссии Жозе Мануэл Баррозу были очень удивлены, когда им вручили российский проект соглашения об отмене виз. Еврочиновники приняли документ без энтузиазма, никак не прокомментировав. И позже признавались, что этот ход Москвы оказался для них неожиданным и малоприятным. С 1 июня российские дипломаты при каждом удобном случае задают партнерам один и тот же вопрос: ну и когда же вы созреете для отмены виз? “Европейцы одновременно и удивились, и расстроились из-за нашей инициативы,— говорит источник в МИД РФ.— Они теперь в положении оправдывающихся”.
С тех пор как Москва ошарашила Брюссель своей инициативой, прошло четыре месяца. И ни один европейский чиновник ни разу публично не объяснил, что мешает принять российское предложение. Зато неофициально в ЕС охотно рассуждают на эту тему. По словам источников в Еврокомиссии, на этом пути существуют политические препятствия. К ним относится распространенная в ЕС точка зрения о том, что визовые преференции первыми должны получить страны постсоветского пространства, стремящиеся к сближению с ЕС и входящие в программу “Восточное партнерство”.
У Москвы также есть влиятельные заступники в ЕС. Идею безвизового режима с ней, говорят источники в Брюсселе, одобряют Италия, Испания, Франция и Греция. Правда, они видят в этом собственную выгоду.
Источник: Коммерсантъ