• English

EURussiaCentreEU-Russia Centre

ЕС-Россия » Новости Центра ЕС-Россия » Генеральный секретарь Центра ЕС-Россия Мария Орджоникидзе выступает на Круглом столе: Отношения ЕС и России




Генеральный секретарь Центра ЕС-Россия Мария Орджоникидзе выступает на Круглом столе: Отношения ЕС и России

28 Апр 2011
Комментариев нет

15 апреля 2011
NDI / Круглый стол Генриха Белля
Обсуждение: отношения ЕС и России
Выступление Марии Орджоникидзе
Брюссель, 13 апреля 2011

Maria_Ordzhonikidze
Обзор
В связи с происходящими в арабских странах волнениями и катастрофой в Японии мы наблюдаем значительное снижение интереса стран ЕС к России. Россия не создает острых проблем для ЕС, а её плохая репутация в области прав человека, свободы СМИ и независимости судебной системы стала делом привычным. Большинство политиков ЕС рассматривает Россию как региональный центр с амбициями глобального масштаба. Однако, очевидно, что Россия имеет большие внутренние проблемы, включая крайнюю необходимость в модернизации.

Срок действия основного документа, регулирующего отношения России и ЕС, – Соглашения о партнерстве и сотрудничестве 1997 года (СПС) – истек почти четыре года назад, однако, с тех пор был достигнут лишь незначительный прогресс в переговорах по новому соглашению. Большинство экспертов сходятся во мнении, что России необходимо вступить в ВТО (что является важным вопросом для урегулирования торговых аспектов нового соглашения) для того, чтобы сделать шаги в этом направлении.

ВТО против Таможенного союза
На протяжении последних 17 лет Россия продолжает посылать противоречивые сигналы о своих намерениях в отношении ВТО: грубо говоря, политики из лагеря «модернизаторов» считают, что Россия должна следовать по пути Китая и взять на себя обязательства членства.

Другой лагерь, чьи взгляды озвучивает премьер-министр России, не стремится к принятию новых обязательств. И действительно, Путин недавно поручил правительству не выполнять ранее принятые обязательства по торговле – так как «мы не получили ничего взамен, и все, от чего мы отказались, не приносит нам ничего». Существует сильное лобби российских крупных предпринимателей, которые вступили в сговор с властями в отношении вступления в ВТО, поскольку это будет означать дополнительные требования и в конечном итоге приведет к более жесткой конкуренции, к которой они не готовы.

В то же время, Россия активно работает над созданием Таможенного союза с Белоруссией и Казахстаном, который она видит альтернативой ВТО. Россия стремится запугать другие государства СНГ, и Кыргызстан недавно объявил о своей готовности присоединиться к союзу.

Путин также приезжал в Украину и пытался убедить президента Украины Януковича присоединиться к Таможенному союзу. Россия действует очень успешно в своих попытках улучшенить политические и экономические отношения с Украиной. (В 2010 году объем российско-украинской торговли вырос на 62% по сравнению с 2009 годом. В 2010 году Украина стала пятым по величине торговым партнером России после Китая, Нидерландов, Германии и Италии. В 1-й квартал 2011 года она стала третьей после Китая и Германии). ЕС, кажется, заметил эти изменения, и объявил, что готов содействовать созданию определенных условий для Украины, если она начнет проводить политику более тесных связей с ЕС, а также возобновит переговоры по визовому режиму.

Отношения ЕС и России после Лиссабона
Изменилось ли что-то с тех пор, как вступил в должность Верховный представитель ЕС? Ходят слухи, что Эштон установила хорошие отношения с Лавровым. Однако это не привело к каким-либо существенным изменениям в отношениях России и ЕС. Российское телевидение и другие СМИ, контролируемые государством, крайне редко упоминают Верховного представителя. Россия традиционно имеет дело с крупными игроками – Германией, Италией, Францией, которые, так совпало, еще и зависят от её огромных энергетических ресурсов и рынков сбыта. Слова этих лидеров цитируют российские государственные СМИ по таким вопросам, как членство в ВТО, энергетике и либерализация визового режима. Многие утверждают, что Россия по-прежнему пытается сталкивать крупные государства-члены ЕС друг с другом, делая вид, что не существует единой политики и норм ЕС.

Визовый вопрос
Упрощение визового режима является на сегодняшний день наиболее широко освещаемым аспектом отношений ЕС и России. Несмотря на оптимистические заявления с обеих сторон, никаких реальных действий в этом направлении предпринято не было, так что никакой либерализации так и не произошло. Для среднего гражданина России получить визу в европейские государства становится все труднее и труднее. Есть множество причин отсутствия прогресса. Среди основных опасений ЕС – то, что Россия слишком медленно решает проблемы пограничного контроля, ситуация на Кавказе по-прежнему крайне нестабильна, механизмы выдачи загранпаспортов для россиян до сих пор не привели в соответствие с требованиями ЕС, и тот факт, что существует огромное количество людей с российскими паспортами, проживающих на территории Абхазии и Южной Осетии.

Эти вопросы совершенно не находят отражения в заявлениях российских политиков. Вместо этого они умело используют отсутствие прогресса в этом направлении, чтобы продемонстрировать внутренней аудитории как «Европа на самом деле относится к нам». Многие рассматривают это как чисто политические игры со стороны российских властей. В действительности, это личные интересы отдельных людей во власти, которые ответственны за внешнюю политику России. И ни один из представителей российской власти или бизнеса не испытывает никаких проблем с получением Шенгенской визы для себя или своих семей. Поэтому, к сожалению, тот факт, что 5-7 миллионов россиян, которые могут выезжать за рубеж, не могут свободно въезжать в ЕС, становится просто еще одним инструментом внутренней антизападной пропаганды.

Энергетика – ключевой вопрос для будущего отношений с Россией
Ситуация на энергетических рынках, кажется, меняет поведение и стиль общения России в отношении ЕС в лучшую сторону. В 2008 году глобальный кризис и резкое падение цен на нефть дали миру основания надеяться, что “Россия вернулась” в демократический лагерь и действительно готова к модернизации, привлечению иностранных инвесторов и улучшению инвестиционного климата. Однако, благодаря арабской революции, и особенно кризису в Ливии, цены на нефть в настоящее время растут стремительными темпами. Это хорошие новости для российских правящих элит, так как они ставят на сдерживание необходимости осуществления реальных экономических реформ, а такая ситуация позволяет поддержать статус-кво благодаря огромным прибылям от запасов нефти и газа.

Смену интонации в диалоге с ЕС также можно проследить по одному из недавних эпизодов – это обмен нелицеприятными репликами между Путиным и Баррозо по поводу третьей энергетической программы и попыток России обойти европейские правила, чтобы получить льготы для Газпрома.

Действительно, Россия потеряла значительную долю энергетического рынка ЕС после скандалов, связанных с поставками газа в Украину, а затем и в Белоруссию. С тех пор она пыталась восстановить свои позиции в качестве основного поставщика в страны ЕС. Сегодня этому способствует революция в Ливии, но до сих пор ни одна другая страна ЕС, кроме Италии, не согласилась на предложения России по увеличению своих поставок. Сразу после японской катастрофы Россия предложила ЕС увеличить объемы поставок газа для того, чтобы Европа могла иметь возможность перенаправить больше газа в Японию и компенсировать недостаток энергии, вырабатывавшейся на АЭС. Даже только эта ситуация уже может привести к увеличению поставок российского газа в ЕС на 14%. Хорошей новостью для России является также то, что она выиграет в любом случае, вне зависимости от того, будет ли увеличен объем поставок в Европу. По прогнозам, цена на газ вырастет на 15%.

Прогресс в диалоге между гражданским обществом России и ЕС
Этот год был отмечен значительным прорывом в связи с началом работы Форума гражданского общества ЕС и России 28 марта в Праге. Российские власти обеспокоены этим, что подтвердилось многочисленными попытками так называемых ПНКО – проправительственных некоммерческих организаций проникнуть на форум, а также недавними высказываниями Суркова. Заместитель руководителя Администрации Президента осудил те российские общественные организации, которые получают, как он выразился, «серые гранты из-за рубежа» и сказал, что они действуют против интересов российского народа. Очевидно, по его мнению, молодежное движение «Наши» и другие богатые кремлевские ПНКО напротив, действуют в интересах россиян. Они используются в качестве дымовой завесы со стороны властей, чтобы замаскировать реальные проблемы и заботы гражданского общества в России.

Это, однако, является той областью, где Центр ЕС-Россия, в частности, видит наибольший потенциал для конструктивного развития отношений ЕС и России. Мы твердо верим, что те, кто сидят в Кремле и в Белом доме, на данный момент не являются основными факторами в будущем развитии отношений ЕС и России. Диалог должен присутствовать и распространяться на все уровни нашего общества, он должен развиваться вне зависимости от наших властей. Только это, в конечном счете, способно укрепить доверие и сделать оба региона ближе друг к другу в понимании демократических и гуманитарных ценностей.

Ваш комментарий

Карта сайта | Контакты | Ссылки | На главную Copyright 2017 Центр ЕС-Россия