В течение августа на российском телевидении сюжеты о лесных пожарах в России соседствовали с репортажами об аналогичных проблемах в Португалии. Значит ли это, что реакция политиков и общества на это стихийное бедствие была одинакова в этих двух странах? Нет.
В Греции два года назад лесные пожары привели к отставке правительства консерваторов. Может что-то подобное произойти в России, хотя бы на региональном уровне – хотя бы в каких-то из тех дюжины областей, где служба спасения оказалась не готова к пожарам? Определенно, нет.
До сих пор только один чиновник, начальник управления лесного хозяйства по Московской области и Москве, уволен по требованию президента Медведева, который вышел из себя, узнав, что этот чиновник не стал прерывать свой трехнедельный отпуск заграницей, несмотря на пожары, бушующие на подведомственной ему территории. Тем временем, мэр Москвы Юрий Лужков, отдыхавший в австрийском Тироле в то время, как его город задыхался от смога, вызванного горящими торфяниками, благополучно сохранил свою должность, после того как поспешил засвидетельствовать свою лояльность премьер-министру Путину.
Несколько высокопоставленных военных (среди которых генерал-лейтенант) были отправлены в отставку президентом Медведевым, когда рядом с Коломной сгорела военная база из-за того, что в российской армии отсутствуют пожарные подразделения (приказ о сокращении пожарных подразделений был издан в ноябре прошлого года и рассматривался как часть реформ, предпринимаемых министром обороны Анатолием Сердюковым).
К сожалению, российское правительство, как и вся «властная вертикаль», оказалось не готово к природной катастрофе, которая была и предсказуема, и предотвратима. Идея мобилизовать на борьбу с огнем армию пришла к российской власти слишком поздно, только в конце июля, после того как огонь охватил почти всю европейскую часть России. Но даже тогда, как свидетельствуют официальные данные, на борьбу с огнем было брошено только 10 тысяч солдат. Министр обороны издал приказ о переброске водоснабжающей техники с Северного Кавказа в Москву только после того, как в течение недели смог душил миллионы москвичей.
Россия обладает только четырьмя самолетами-амфибиями, сконструированными для тушения пожаров с воздуха. Снимки, стремительно распространяющихся по стране пожаров, были получены с американских, а не российских, спутников. В соответствии с Лесным кодексом, который партия «Единая Россия» протолкнула в Думе в 2007 году, централизованная национальная система борьбы с пожарами была уничтожена. Противопожарные функции были переданы местным властям, но без финансирования.
Блоггер из Тверской области top_lap описал прискорбное состояние российской противопожарной инфраструктуры в открытом письме премьеру Путину. В деревне, где живет блоггер, отсутствует даже колокол, с помощью которого можно было бы оповестить о пожаре; пожарный пруд засыпан, а пожарная машина исчезла. Это типично для тысяч городов и деревень страны.
Пожары и смог этого лета продемонстрировали ужасающую неспособность лидеров страны действовать быстро и эффективно в экстремальных условиях, не говоря уж об их полнейшей неспособности мобилизовать дополнительные ресурсы и людей и координировать свою деятельность и действия неправительственных и волонтерских организаций. В стране, которая когда-то могла похвалиться широкой и эффективной системой гражданской обороны с бомбоубежищами в каждом городе, сегодня люди, находящиеся на переднем крае борьбы с огнем, сталкиваются с отсутствием большей части необходимого для этой борьбы: запасов воды, лопат, песка, огнетушителей.
Так что реакция властей на охватившие Россию лесные пожары была неэффективной и запоздалой. В результате кто теперь может предсказать возможное поведение России в отношении вопросов, связанных с глобальным изменением климата?
Обсуждая ситуацию с лесными пожарами несколько недель назад, президент России заявил в публичном выступлении: «К сожалению, то, что происходит сегодня в наших центральных областях, является свидетельством глобального изменения климата, так как никогда в нашей истории мы не сталкивались с подобными погодными условиями. Это означает, что мы должны изменить направление, по которому мы работаем, изменить методы, которые мы использовали в прошлом», – заявил он. Это заявление резко отличается от того, что российские лидеры говорили несколько лет назад, когда они пытались представить опасения экологов как «политические спекуляции». Они отрицали сам факт существования изменений климата. Экс-президент Путин даже предположил в ходе встречи «большой восьмерки», посвященной изменению климата и глобальному потеплению, что, если эти тенденции действительно существуют, то это даже может обернуться пользой для России: зимы станут менее суровыми и, соответственно, можно будет уменьшить затраты на отопление. В конце «климатического саммита» в Копенгагене Дмитрий Медведев заявил, что Россия не согласится с международными решениями по климату, которые могут заставить ее ограничить промышленные выбросы и таким образом препятствовать ее экономическому росту. Как и Путин, он скептически относился к вопросам экологии.
Только в этом году президент Медведев попытался вести более активную климатическую политику. Он обнародовал специальную «климатическую доктрину», настоятельно призвав российское правительство создавать новые законы и нормативные акты в этой области. Беспрецедентные лесные пожары этого лета могут стать привести к изменению отношения к климатическим изменениям, как среди российского общества, так и внутри политического класса. Конечно, экология вряд ли сейчас может стать национальной идеей. Однако, по крайней мере, это может перерасти в многообещающую тему для национальной дискуссии.
Мировое сообщество готовится к новому раунду переговоров по подготовке следующей конференции ООН по изменению климата, которая, как планируется, будет проходить в конце года в Канкуне (Мексика). На ней, как ожидается, стороны должны придти к окончательному соглашению по новому документу, касающемуся ограничения углеродных выбросов, который должен придти на смену Киотскому протоколу, чей срок действия истекает в 2012 году. Однако сегодня, на фоне катастрофических наводнений в Китае и Пакистане, засухи в Западной Африке, небывало низкой температуры в Латинской Америке и лесных пожаров в России, кажется, что атмосфера вокруг переговоров становится все более туманной и запутанной. Быть может, даже легкое изменение отношения российской правящей элиты на более экологичное помогло бы сделать позиции Москвы и ЕС ближе…
Президентские выборы в Польше
Огромное значение, которое Россия придает отношениям с Польшей, нашло свое отражение во внимательном отслеживании этапов президентской кампании в этой стране российскими тележурналистами. Российское телевидение тщательно придерживалось нейтральной позиции, стараясь даже не напоминать о сложных отношениях Кремля с Ярославом Качиньским, одним из кандидатов, и его покойным братом-президентом. Исключение составил только канал ТВЦ, традиционно не питающий большой любви к польской (да и к любой другой зарубежной) политической элите: «Коморовский – за сотрудничество с Россией, а Качиньский – против. Так он вел себя всегда. Однако в последнее время что-то изменилось. Президентский дворец в Варшаве. И чего только не делают политики ради того, чтобы обосноваться здесь. Вот и Ярослав Качиньский. Все знают, что обычно он Россию недолюбливал. И это еще мягко говоря. Теперь же он проникновенно вещает избирателям, что очень скучает по старым временам, когда между Польшей и Россией существовал хороший культурный обмен» (Постскриптум ТВЦ, 03.07.2010).
Победу Коморовского российские журналисты также комментировали очень осторожно, подчеркивая, что сельская Польша поддерживает Качиньского и соотношение сил может измениться в любой момент: «Ярослава Качиньского нельзя назвать проигравшим. Ведь еще весной рейтинг его партии стремился к нулю, а тут на волне народного сочувствия такой успех. Через полтора года в Польше парламентские выборы, которые даже важнее для страны, чем президентские. На них Качиньский вполне может отыграться» (Сегодня НТВ, 05.07.2010).
Константин Косачев, председатель комитета Государственной Думы по международным делам, дал интересную оценку прошедшим выборам в интервью для канала ТВЦ: «Не нужно идеализировать нового президента Польши, это тоже жесткий политик, тоже политик, который будет жестко отстаивать национальные интересы своей страны. Он точно также будет добиваться от России открытия архивов по Катыни. Какой-то более четкой, с точки зрения поляков, оценки событий 17-го сентября 39-го года, когда советские войска вошли на территорию Польши. Более четкой оценки послевоенного периода социалистической Польши. Все это сохранится, но отличием будет то, что все эти позиции не будут возводиться в абсолют» (25 час ТВЦ, 05.07.2010).
События во Франции
В июле российские телезрители много узнали о политической жизни Франции. Эта страна в июле была основным поставщиком новостей для рубрики «Международные новости» российских центральных каналов. Возможно, такое пристальное внимание связано с Годом Франции в России (в июле на Первом канале прошла Французская неделя, в рамках которой российским зрителям рассказывали о знаменитых французских актерах и артистах).
В начале месяца центральные телеканалы подробно рассказывали о скандале вокруг одной из крупнейших французских компаний – косметического гиганта “Л’Ореаль”. Отставка двух министров и обвинения в адрес министра труда Эрика Верта были прокомментированы каналом «Россия»: «То, что случилось с министрами – вполне типичная для нынешних времен история. Несмотря на кризис, общество страдает от болезни денег. И болезнь эта пришла с новым президентом, который тоже позволяет себе много лишнего. Как показала проверка финансовых расходов за прошлый год, только на цветы для Карлы Бруни Николя Саркози потратил 400 тысяч евро. Пени за просроченные коммунальные платежи за Елисейский дворец – 5 тысяч – тоже были оплачены из государственной казны» (Вести Россия, 05.07.2010).
Однако в глазах российских тележурналистов Николя Саркози не только мот, но и расист. Именно как проявление расовой и религиозной нетерпимости было воспринято рядом российских комментаторов рассмотрение Ассамблеей Франции поддерживаемого Саркози закона о запрете ношения в общественных местах бурок и никабов, а также инициированная им борьба с этнической преступностью: «Николя Саркози начинает новую кампанию за этническую чистоту Пятой республики. Вслед за наступлением на мусульманские одежды, французский президент – сын венгерского протестанта – объявил войну цыганам. Их нелегальные таборы закрывают, а обитателей депортируют» (Вести Россия (Москва), 29.07.2010).
Смена курса в российской внешней политике
Выступление президента Медведева о модернизации перед российскими дипломатами стало предметом анализа российских и иностранных экспертов. По мнению Первого канала, модернизация идет не только в России, но и на Западе: «Россия, по словам Медведева, стремится к расширению конкуренции в экономике и политике, к большей открытости. Эти перемены приносят плоды и во внешней политике. Мировой экономический кризис подталкивает к модернизации не только Россию. Наши диппредставительства могут стать прекрасными проводниками для обмена накопленным опытом в этой сфере» (Время, Первый канал, 12.07.2010). Канал «Россия», в свою очередь, определил круг избранных стран, которые будут модернизироваться вместе с Россией: «О том, что глобализация не должна противоречить внутренним интересам России, Медведев говорит отдельно. Впрочем, есть задачи, добиваться которых стоит действительно сообща. Модернизационный альянс с Германией, Францией, Италией, Соединенными Штатами – то, что способно сделать разговоры о техническом перевооружении предметными» (Вести, Россия, 12.07.2010).
Встречи на высшем уровне
Встреча президента России и канцлера Германии в рамках российско-германских консультаций, по мнению российского телевидения, не оставила нерешенных вопросов между Россией и Германией, за исключением проблемы безвизового режима: «Сильнейшая экономика Европы – Германия – одной из первых восстановила докризисный товарооборот с Россией. Автомобили и скоростные поезда, микроэлектроника и энергетика – основные направления сотрудничества. Однако Россия сегодня сама встает на путь модернизации и уже не собирается довольствоваться ролью лишь покупателя высоких технологий. Проект технопарка “Сколково” уже заинтересовал ведущие немецкие компании. А значит, к 20 миллиардам долларов в германских инвестициях в нашу экономику в ближайшее время прибавится не менее солидная сумма. Политики же со своей стороны могут помочь, например, отменой виз. О необходимости этого шага уже, похоже, убедились все» (События, ТВЦ, 15.07.2010). Этого оптимизма не разделял только канал Ren TV: «Европа не готова открыть границы со страной, где растет могущество спецслужб, но при этом регулярно убивают правозащитников и журналистов» (”24″ – информационная программа Ren TV, 15.07.2010).
Тема отмены виз стала центральной и на встрече прошедшей в июле встрече президентов России и Финляндии. Телеканалы подчеркивали, что Россия передала ЕС проект договора об отмене визового режима и теперь ждет реакции на него Европейского Союза.
Третьей страной, поддержкой которой, по мнению российского телевидения, заручился президент Медведев в вопросе введения безвизового режима между Россией и ЕС, стала Италия: «Медведев напоминает о пяти президентских приоритетах: фармацевтика, телекоммуникации, космос, атомная энергетика, новые производства, и подчеркивает: любая из этих сфер открыта для участия европейских партнеров. От них ждут не только инвестиций в высокотехнологичные производства, но и шагов, что взаимную интеграцию усилят. Чему визовый режим между Россией и ЕС явно не способствует. Итальянский премьер – очевидный сторонник его отмены. Он обещал лоббировать этот вопрос еще два года назад. И, похоже, слово держит. Итальянский премьер – главный лоббист этого решения в объединенной Европе. И сегодня он намекнул, что внутри Евросоюза есть разногласия. Причем разногласия, обусловленные скорее эмоциями, нежели здравым смыслом» (Время Первый канал, 23.07.2010).
Экономическая ситуация в ЕС
В июле российское телевидение продолжало обсуждать экономическую ситуацию в странах ЕС. В основном, репортажи были посвящены забастовкам, повышению налогов и растущей инфляции, а также сокращению государственных расходов. Судьба евро также внушала российским тележурналистам опасения: «Последнее время европейская валюта вроде бы на плаву. Сегодня утром достигнут даже максимум последних трех месяцев. Но какой ценой? Поддержка пришла, в том числе, и из Китая, который пообещал продолжить приобретение активов в странах Евросоюза. В Брюсселе лихорадочно размышляют, как исправить то, что не учли при создании евро. Тогда валюте не хватило обеспечения. ЕС перед неразрешимым выбором: запретить странам самостоятельно формировать бюджеты – значит посягнуть на их национальный суверенитет. Оставить все как есть – значит, никто не застрахован от повторения греческой истории» (Вести+, Россия, 20.07.20). Скептически отнеслись российские обозреватели и к вхождению Эстонии в зону евро: «Чтобы быть в форме, маленькой Эстонии с населением в миллион триста тысяч человек пришлось сидеть на строгой диете. Правительство повышало налоги, с ними росла безработица. Почти 20 процентов в первом квартале этого года – один из худших показателей в ЕС» (Вести Россия, 23.07.2010).
Резюме
Безвизовый режим с ЕС, а также «технологическое перевооружение» (а именно так понимается модернизация) являются главными внешнеполитическими целями президента Медведева. Эти цели исправно отражает российское телевидение, в частности, убеждая телезрителей, что от возможности ездить в страны ЕС без виз Россию отделяет один шаг. Основными лоббистами безвизового режима, а, следовательно, и стратегическими союзниками России, в этой парадигме выступают лидеры Германии, Италии и Финляндии, встречи с которыми президент Медведев провел в июле. Характерно, что серьезные события стран-членов ЕС, которые не касались России непосредственно, не находят отражения в зеркале российского телевидения.