В ноябре российское телевидение довольно много рассказывало о различных событиях в отдельных странах ЕС, что связано с активностью российских президента и премьера в сфере налаживания отношений со странами этого региона.
Экономическая ситуация в ЕС
В ноябре российское телевидение продолжало внимательно следить за экономической ситуацией в ЕС, описывая ее, как правило, как катастрофическую: «Еврозона на грани выживания. А если рухнет евро, не устоит и весь Евросоюз. В этом признался президент ЕС Херман ван Ромпей. Как вернуть валюте стабильность, сегодня решали в Брюсселе главы Минфинов. У Европы новая головная боль. Ирландия может повторить судьбу Греции и оказаться на пороге дефолта. Однако Дублин упорно отказывается принять помощь ЕС, не желая брать на себя строгие бюджетные ограничения. Провалом завершилось и принятие бюджета ЕС на будущий год» (Россия, Вести, 16.11.2010). По мнению ряда телеобозревателей, основную тяжесть по вытаскиванию ЕС из кризиса взяла на себя Германия, за что она расплачивается нарастающей политической нестабильностью: «Должна ли Германия оплачивать долги аутсайдеров Евросоюза? В данном случае Ирландии. Дискуссия на эту тему в немецком Бундестаге напоминала весенние дебаты по Греции, но в новой тональности, потому что за лето вырос дефицит социальных фондов, и еще ощутимее стала необходимость непопулярных мер. Оппозиция видит в Ангеле Меркель легкую мишень» (Россия, Вести, 24.11.2010). Особое внимание телевидение уделило дискуссиям в Европарламенте о путях выхода из кризиса. В конфликте между британским и германским депутатами российский телеобозреватель увидел «отголосок их {Великобритании и Германии} исторического соперничества в Европе, хотя Великобритания с ее скромным, 7 миллиардов фунтов, вкладом в общий котел не может претендовать на лидерство» (Россия, Вести+, 25.11.2010)
Канал ТВЦ продолжал, как и в предыдущие месяцы, настаивать, что «модель социальной, а, по сути, социалистической Европы приказала долго жить» (ТВЦ, В центре событий, 14.11.2010). По мнению ТВЦ, «все больше жителей объединенной Европы высказываются за возвращение национальной валюты призывают к полному политическому и экономическому суверенитету, не желая брать на себя груз чужих проблем. Наверное, это нужно понимать тем, кто сейчас отчаянно рвется в единую Европу» (ТВЦ, В центре событий, 14.11.2010).
События в странах ЕС
В ноябре на всех центральных российских каналах прошли репортажи, посвященные помолвке британского принца Уильяма и Кейт Миддлтон, однако наибольшее внимание российское телевидение уделило социальным волнениям в странах ЕС. В начале месяца телеканалы рассказывали о протестах в Германии против захоронения радиоактивных отходов. Комментируя эти выступления, канал «Россия» подчеркнул, что «уровень радиации – это политический фактор, обратно пропорциональный рейтингу правящей партии» (Россия, Вести+, 08.11.2010). Также российское телевидение показало репортажи о выступлениях в Британии и во Франции.
С огромным возмущением была воспринята российскими тележурналистами информация о том, сейм Латвии отказался отправить в отставку главу латвийского МИД Гиртса Валдиса Кристовскиса, оказавшегося месяц назад в центре скандала. Прессе оказалась доступна его переписка с живущим в США латышом, в которой министр выражал русофобские взгляды. Решение сейма не отправлять главу МИД в отставку было воспринято российским телевидением как доказательство того, что в Латвии по-прежнему распространены русофобские настроения: «Своих – то есть тех, кто русских в Латвии по-прежнему называет оккупантами, у министра-русофоба оказалось больше» (Россия, Вести, 09.11.2010)
Интерес всех каналов вызвала информация об аресте в Бельгии членов некой террористической группировки, некоторые из которых имели российские паспорта. Комментируя аресты, журналист канала «Россия» заявил, что «есть все основания считать, что эти граждане подбирали боевиков для Северного Кавказа» (Россия, Вести+, 24.11.2010).
Значительно более скептически российское телевидение стало относиться к президенту Франции Николя Саркози. В ноябре, рассказывая о формировании нового кабинета министров, канал «Россия» отметил, что «Саркози убрал министров-оппонентов, фактически превратив правительство в свой предвыборный штаб» (Россия, Вести, 15.11.2010). Тем не менее, действия французских властей против нашествия румынских цыган, российские комментаторы одобрили, подкрепив одобрение сюжетами, рассказывающими о цыганских поселениях Румынии.
Рассказывая о британо-французском договоре о сотрудничестве в оборонной сфере, тележурналисты ограничились исключительно официальной информацией.
Отношения России и ЕС
В ноябре произошло важнейшее для российско-польских отношений событие – Государственная Дума приняла постановление по трагедии в Катыни, признав, что польские офицеры были расстреляны по личному указанию Сталина. Ряд телекомментаторов заявил, что теперь, когда долгожданное постановление принято, необходимо, чтобы польский сейм принял аналогичное постановление по умершим в 20-х гг. на территории Польши 86 тысячам красноармейцам. Кроме того, многие телекомментаторы выразили опасение, что России придется выплачивать огромные суммы по искам родственников погибших.
Все российские телеканалы рассказали о решении Европарламента ввести санкции в отношении чиновников, причастных к делу Сергея Магнитского – умершего в СИЗО юриста компании Hermitage, а также сообщили о гневной реакции на это российского МИД, однако от собственных комментариев воздержались.
Все телеканалы сообщили о получении пакетов с взрывчаткой посольством России в Греции, однако всегда подчеркивалось, что это выходка местных анархистов и не имеет отношения к российско-греческим отношениям.
В ноябре после пары месяцев затишья российское телевидение вновь стало обсуждать тему так называемых «детей из смешанных семей». Много репортажей было посвящено Светлане Вахитовой, сын которой был изъят французскими социальными службами, несмотря на то, что он, как и его мать, является российским гражданином. Также рассказывали о случаях изъятия детей у матерей-россиянок в Финляндии и Португалии. В ноябре российское телевидение подчеркивало, что зачастую проблемы возникают не в результате развода родителей – когда встает вопрос о стране дальнейшего проживания ребенка. Напротив, как подчеркнул Первый канал, «все истории совершенно разные, но общее в них одно – так называемая европейская ювенальная юстиция, которая занимается проблемами детей, считает, по всей видимости, нашу страну страной третьего сорта, а полная бесправность наших граждан в Европе только облегчает задачу оставить детей под опекой еврогуманистов» (Время Первый канал (Москва), 28.11.2010). Как первый шаг для выхода из этой ситуации российские обозреватели расценили создание комиссии для решения споров о детях до суда, о чем было заявлено в ходе встречи в Париже руководителя администрации президента России С. Нарышкина с его французским коллегой Клодом Геаном.
Саммит Совета Россия-НАТО
Огромный интерес к встрече в Лиссабоне российское телевидение испытывало с заявления о ней президента Медведева в Довиле. Перед саммитом на разных телеканалах прошли сюжеты, посвященные истории взаимоотношений России и НАТО, в которых вслед за президентом Медведевым подчеркивалось, что «развитие отношений России и НАТО позволило укрепить мировую систему безопасности» (Первый канал, Время, 03.11.2010). Подчеркивалось, что главной темой переговоров должно стать создание системы противоракетной обороны в Европе.
Однако в оценках саммита российские телеканалы были не так единодушны. Первый канал оценил итоги саммита положительно, приняв за основу мнение постоянного представителя РФ при НАТО Д. Рогозина: «Запад стал понимать, что нет ни одной проблемы в Евроатлантическом регионе, которую бы можно было решить без участия России, а тем более, против нее. И по сути дела, данный саммит – это признание фактора России в европейских и мировых делах» (Первый канал, Время, 20.11.2010). Впрочем, уже на следующий день тележурналист Первого канала, комментируя саммит, отметил: «Противоракетный зонтик над Европой может сыграть и дурную шутку с его создателями, если принимать необдуманные решения лишь для того, чтобы поскорее начать создание системы. В этом случае под угрозой окажется баланс сил, который складывался десятилетиями» (Первый канал, Время, 21.11.2010)
Канал «Россия» также вначале воспринял принятые на саммите решения оптимистически, особо подчеркнув, что России опередила в сотрудничестве с НАТО Украину и Грузию, давно добивавшихся интеграции в эту организацию. Однако некоторый скепсис позволил себе и этот телеканал: «почему так сдержанны этим вечером и самые романтичные либералы, и самые прожженные консерваторы? Похоже, потому, что всем нам так и непонятно, а НАТО – это теперь кто? И Евро-ПРО чья?» (Россия, Вести, 20.11.2010)
Телеобозреватель канала ТВЦ А. Пушков пошел дальше, предположив, что предложение о совместной системе ПРО не более чем отвлекающий маневр стран НАТО: «По данным западной прессы, месяц назад по Франции в Довиле на встрече канцлера Германии Меркель, президента Франции Саркози и президента России Медведева, наши западные партнеры прощупывали, насколько Москва готова отступиться от Приднестровья. И для начала вывести оттуда своих миротворцев. В обмен Москве было предложено создать еще один, консультационный орган – Совет Россия – ЕС. При том, что один совет уже есть – Совет Россия – НАТО» (ТВЦ, Постскриптум, 20.11.2010).
Канал НТВ высказал свое предположение – что НАТО приглашает Россию в этот проект из-за нехватки средств на его осуществление: «Известно, что на строительство системы, интеграцию ее компонентов в уже существующие элементы ПРО, по самым приблизительным подсчетам, может быть потрачено около 200 миллионов евро. В течение 10 лет. Правда, эти затраты будут распределены между 28 членами альянса, но денег-то особо нет» (НТВ, Сегодня, 21.11.2010)
Встречи на высшем уровне
Ноябрь был богат на встречи президента Д. Медведева и премьера В. Путина с главами государств – членов ЕС. Особое внимание российское телевидение уделило встрече президентов России и Финляндии. В репортажах всех телеканалов об этом событии подчеркивалось, что между Россией и Финляндией сложились практически идеальные отношения. Встречам премьера с его венгерским и чешским коллегами российское телевидение посвятило только короткие информационные сообщения. Напротив, о визите премьера в Болгарию рассказывали в подробных репортажах, в которых журналисты наперебой выражали радость по поводу согласия Болгарии участвовать в проекте «Южный поток», что, по мнению ряда обозревателей, явилось доказательством возвращения Болгарии к «особым» отношениям с Россией: «как показали последние пара лет, политическое решение о включении Болгарии в западную орбиту еще не означало, что и ментальность немедленно станет западной. И сегодняшний необычный визит в Софию Владимира Путина подтверждает, что обзаведясь зонтиком НАТО и подушкой ЕС нет ничего плохого и в том, чтобы иной раз укутаться в старый добрый русский плед» (Россия, Вести, 13.11.2010)
Большое внимание российским телевидением было уделено и встречам с лидерами ЕС в рамках саммита «Большой двадцатки в Сеуле». Обозреватели подчеркивали, что в ходе саммита Россия и ЕС совместно дали отпор попыткам США и Китая искусственно занижать курсы их национальных валют. Первый канал отметил также, что встреча в ходе саммита президента России и британского премьера Кэмерона стала толчком к потеплению отношений между Россией и Великобританией. Это, по мнению Первого канала, подтверждает и прошедшая через несколько дней после саммита встреча главы Министерства юстиции России с его британским коллегой.
Подробно рассказывало российское телевидение о визите премьера Путина в Германию. Российское телевидение комментировало статью В. Путина в Suddeuche Zeitung и его выступления в ходе визита с удивительным высокомерием по отношению к ЕС. По мнению Первого канала, предложенный Путиным европейцам план интеграции России и ЕС является единственным путем спасения для погрязшего в проблемах ЕС: «Владимир Путин говорил с европейцами о создании Единого экономического пространства от Лиссабона до Владивостока. Только так европейский континент сможет сохранить свою конкурентоспособность в будущем. Но неблизкий путь к такой цели должен начинаться с мелких шагов – например, со скорейшей отмены визового режима между Россией и ЕС» (Первый канал, Время, 28.11.2010). Канал «Россия» подчеркнул, что особенно выгоден такой альянс Германии – которая, по мнению «России», обескровлена вытягиванием других стран ЕС и экономического кризиса: «В течение последних двух кризисных лет ведущая страна Евросоюза окружена толпой просителей. И то, что Россия сама предлагает немцам возможность заработать, делает взаимное общение особенно приятным» (Россия, Вести, 26.11.2010)
Резюме
Россия активно стремится к выстраиванию прочных экономических отношений с ЕС, и этот факт находит отражение в стилистике репортажей о ЕС российского телевидения. Вслед за первыми лицами государства российские тележурналисты отвергают даже возможность критики российской внутренней политики со стороны ЕС. Возможно, что именно этим объясняются постоянные рассказы о проблемах ЕС, оставляющих у российского телезрителя впечатление, что ЕС – территория, измученная экономическим кризисом и подвергающаяся постоянным криминальным нашествиям– не имеет права в какой-либо форме поучать Россию.