• English

EURussiaCentreEU-Russia Centre

ЕС-Россия » Публикации » Еженедельная колонка » Предпосылки для новой системы безопасности




Георгий Бовт

Предпосылки для новой системы безопасности

19 Окт 2010 — Георгий Бовт, Независимый журналист
Комментариев нет

По мнению некоторых экспертов, канцлер Германии Ангела Меркель может предложить российскому президенту Дмитрию Медведеву предоставить статус автономии и экономическую помощь сепаратистской русскоязычной провинции Молдовы – Приднестровью, в надежде в конце концов принять её в состав Евросоюза вместе с остальной территорией Молдовы.

Берлин в качестве нового временного члена Совбеза ООН «пытается разрешить тупиковый конфликт в Европе», – комментирует Александр Рар, директор Центра им. Бертольд Бейца и постоянный член престижного дискуссионного клуба «Валдай», члены которого встречаются с российскими лидерами на достаточно регулярной основе, не реже одного раза в год.

Как и ожидали наблюдатели, этот вопрос был одним из ключевых на переговорах Николя Саркози, Ангелы Меркель и Дмитрия Медведева на саммите во Франции 17-18 октября.

Накануне переговоров президент РФ Дмитрий Медведев призвал партнеров России в Европе продолжить обсуждение его инициативы по новому соглашению о европейской безопасности. «Хотя инициатива была отозвана, идея не была брошена в топку. Россия рассчитывает на конструктивное взаимодействие с Германией по ее осуществлению», – сказал он на пресс-конференции в Москве после переговоров со своим немецким коллегой Кристианом Вульфом.

Дело в том, что любая дискуссия о новой системе европейской безопасности не представляется возможной без решения по крайней мере нескольких тлеющих конфликтов на постсоветском пространстве. И конфликт между румыноязычным большинством Молдовы и самопровозглашенной независимой русскоязычной республикой Приднестровье остается одним из самых болезненных. Провинция Приднестровье провозгласила свою независимость от Молдовы в 1990 году, отстояла ее в результате краткосрочных военных действий в 1992 году, но так и не добилась международного признания.

В регионе осуществляется миротворческая операция Коллективных миротворческих сил (КМС), состоящих из 402 русских, 492 приднестровских, 355 молдавских военнослужащих и 10 украинских наблюдателей. ЕС и Соединенные Штаты в настоящее время имеют статус наблюдателя на переговорах по урегулированию приднестровского конфликта, переговоры заморожены с февраля 2006 года. Россия, Украина, Организация по безопасности и сотрудничеству в Европе (ОБСЕ) и Приднестровье являются посредниками в переговорах. Периодически между сторонами проводятся консультации, но без какого-либо существенного прогресса.

Недавно заместитель премьер-министра Молдовы по вопросам реинтеграции Виктор Осипов предложил предоставить ЕС и США статус посредников. Но власти сепаратистского региона уже отказались от идеи более активного участия в процессе ЕС и США в качестве посредников. Тем не менее, предложение остается в силе: статус США и ЕС на приднестровских переговорах может быть изменен уже в декабре, когда проблема будет обсуждаться на встрече ОБСЕ в Астане. Однако такое решение требует согласия всех сторон в формате пять плюс два (Молдова, Приднестровье, Россия, Украина, ОБСЕ, а также наблюдателей США и ЕС). И, несмотря на сильное влияние Москвы на Тирасполь (столица Приднестровской республики), для России решение дать согласие на то, чтобы усилить инструмент европейского давления в регионе, не будет легким.
Для ЕС, готовность и способность России к сотрудничеству по множеству молдавских проблем могли бы стать индикатором ее способности двигаться вперед по другим важным вопросам европейской безопасности. Считается, что именно Германия называет Приднестровье ключевым вопросом для постоянных переговоров по вопросам безопасности Евросоюза и России. И именно Германия призывала Россию вывести свои войска из Приднестровья в качестве необходимого условия для урегулирования вопросов безопасности. Достижение какого-либо прогресса на переговорах по безопасности было бы также невозможно без достижения прогресса в демилитаризации региона Приднестровье.

Но для России вопрос о пересмотре этой ситуации гораздо сложнее, чем просто дать согласие на любое из предложений переговорщиков. В Москве прекрасно понимают, что, поскольку Румыния имеет глубокие культурные и традиционные связи с Молдовой, то сразу после того, как конфликт в Приднестровье будет решен, и русские войска покинут регион, Румыния легко «проглотит» Молдову, и последняя перестанет существовать. Что станет самым значительным изменением на карте Европы после окончания Второй мировой войны. Таким образом, для России давать свое согласие на «воссоединение» Молдовы в любой форме (и сразу после этого – на «воссоединение» Молдовы в составе Великой Румынии) будет означать согласие на то, чтобы первая страна из числа СНГ (Содружества Независимых Республик) стала членом ЕС.

Никто в Европе не делает секрета из возможности членства в ЕС Молдавии. Тогда Румыния сможет легко проглотить Молдавию. Недавно румынский премьер-министр Эмиль Бок снова предложил перенести границу с Молдовой. В беседе с румынской общиной в Нью-Йорке в сентябре, он сказал, что «Бухарест не признает пакт Молотова-Риббентропа, в результате чего мы потеряли Бессарабию… Что мы можем сделать уже сейчас – это поддержать румынских граждан, где бы они ни были, особенно если это наши сограждане по другую сторону границы. Граница, мы надеемся, исчезнет, когда Молдова вступит в ЕС. Это один из приоритетов нашей внешней политики».

Только с начала этого года более 17 000 молдаван было предоставлено румынское гражданство. Каждый гражданин в Молдове может получить его, если предки заявителя родились там, где когда-то была территории Румынии. В Бухаресте в 1991 году был принят закон о предоставлении румынского гражданства и тем, кто был лишен его в 1940 году, когда Советский Союз аннексировал некоторые румынские территории.

Таким образом, как ни парадоксально, будущее договора о Российско-европейской безопасности и, возможно, даже формат постоянного совета ЕС-Россия (созданного по образцу Совета Россия-НАТО) будет теперь сильно зависеть от возможного пересмотра Россией одного из самых важных пунктов пакта Молотова-Риббентропа 1939 года.

Ваш комментарий

Карта сайта | Контакты | Ссылки | На главную Copyright 2017 Центр ЕС-Россия