Пн | Вт | Ср | Чт | Пт | Сб | Вс |
---|---|---|---|---|---|---|
« Март | ||||||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 |
8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 |
15 | 16 | 17 | 18 | 19 | 20 | 21 |
22 | 23 | 24 | 25 | 26 | 27 | 28 |
29 | 30 | 31 |
Всего лишь две недели назад Европейский союз спокойно приводил в порядок свои внешние и внутренние дела. Основные управленческие решения и основные назначения были предприняты таким образом, что новый орган, отвечающий за внешнюю политику – организация, которая будет эффективно функционировать в качестве дипломатической службы ЕС – может приступить к работе уже 1 декабря, ровно через год после подписания Лиссабонского договора, благодаря которому и было принято решение создать новую службу.
Между собой лидеры ЕС уже договорились, в некоторых случаях – даже скрепя сердце, следовать одной стратегии, призванной укрепить единую валюту и бороться против спекулятивных атак. Для этого потребуется внести небольшие, но значительные, изменения в новый договор, для того, чтобы сделать постоянным существующий на временной основе фонд помощи странам, испытывающим трудности, размером в несколько миллиардов евро.
С тех пор, однако, политический ландшафт Европейского Союза резко изменился. Наиболее серьезным событием стал новый кризис евро, вызванный серьезными атаками на рынки Ирландии и Португалии. Как будут разворачиваться события пока неясно, но верно то, что серьезность угрозы для единой валюты является гарантией того, что в центре внимания европейских лидеров на сегодняшний день именно внутренние экономические проблемы, а не более широкий круг внешнеполитических проблем. Скорее всего, в ближайшее время ситуация не изменится.
Однако, это не помешает Кэти Эштон, главному представителю ЕС по вопросам внешней политики и безопасности, продолжать организовывать свою новую дипломатическую службу. Ее новой головной болью будет неспособность правительств ЕС и Европейского Парламента согласовать бюджет Союза на 2011 год. Переговоры были прерваны в ночь на 16 ноября и в настоящее время крайне маловероятно, что новый бюджет будет согласован до конца декабря. В связи с этим начиная с января расходы ЕС будет оставаться на уровне 2010 года, вместо увеличения на обещанные 2,9%, вплоть до того момента, как в марте будет окончательно утвержден новый бюджет.
Это будет напрямую влиять на становление новой дипломатической службы, как с точки зрения набора персонала, так и с точки зрения новых офисов в Брюсселе, откладывая начало работы в полную силу. Эта проблема будет наиболее явно видна по результатам деятельности делегаций от ЕС во всем мире и, в частности в тех странах, которые считаются стратегическими партнерами союза, таких как Россия, США, Китая и Индии, где Комиссия нанимает на работу сотрудников для выполнения новых политических задач, которые делегируются службам внешней политики.
В бюджете ЕС новой службе отведено дополнительно 9,5 млн. евро для набора 100 новых сотрудников в этом году. Служба запросила также ещё 34,4 миллиона евро для финансирования этих должностей в 2011 году и на работу еще 18 чиновников в течение 2012 года. Из-за бюджетной стагнации новый орган получит последнюю сумму только в будущем году и будет иметь лишь определенный процент от € 9,5 млн. каждый месяц. Чиновники признают, что это неизбежно вызовет задержки с набором новых сотрудников, особенно, это касается сотрудников низшего звена. Еще одним камнем преткновения будут новые офисы службы в Брюсселе. Контракты на престижные помещения будет подписаны в ближайшее время, и служба, которая начнет их использование уже в начале января, не будет выплачивать арендную плату первые два года. Но прежде, чем занимать офисы, необходимо потратить ещё 3,3 млн. евро на усовершенствование системы безопасности. Это также не пойдет на пользу новой службе, персонал которой на данный момент разбросан по всему Брюсселю и может надеяться на переезд в общее здание не раньше следующей осени – эта чисто логистическая проблема может подорвать её эффективность.
Однако, есть и положительные стороны – баронессе Эштон удастся собрать под одной крышей руководство службы в течение нескольких следующих недель. Помимо учета индивидуальных способностей, выбор сотрудников на ключевые должности отражает разумный баланс между государствами ЕС и организациями. Как и ожидалось, должность ответственного секретаря получает опытный французский дипломат Пьер Вимон. Совсем недавно он занимал пост посла Франции в США и хорошо знаком с внешней политикой как Франции, так и ЕС в целом. Будучи послом Франции в ЕС, он также являлся делегатом от МИД Франции, когда президентом был социалист Франсуа Миттеран, а также был правой рукой трех французских министров иностранных дел подряд.
Немецкое представительство в новом органе будет обеспечено постом одного из двух заместителей генерального секретаря, Хельгой Шмид. Бывший политический советник двух немецких министров иностранных дел, она также была главой отдела планирования политики ЕС и раннего оповещения Совета министров ЕС в течение последних пяти лет. Другой заместитель генерального секретаря был выбран в связи с настойчивыми требованиями новых стран-членов ЕС иметь по крайней мере одного своего представителя в высших эшелонах органа. Этот пост будет занимать Поль Марсей Поповски, успешный дипломат, принимавший активное участие в переговорах по вступлению своей страны в ЕС, работавший в Европейской комиссии и в посольстве Польши в Евросоюзе. В настоящее время он – главный советник Ежи Бузека, польского президента Европейского парламента. Самый главный пост исполнительного директора занял «свой человек» в Брюсселе , ирландец Дэвид О’Салливан. Бывший генеральный секретарь Комиссии в начале своей карьеры работал в Токио, а до недавнего времени являлся наиболее высокопоставленным чиновником в департаменте торговли Комиссии.
Выбрав своих старших советников, Эштон теперь может сосредоточиться на заполнении пробелов в своей новой службе. Но теперь, из-за внутренних разногласий между правительствами стран ЕС и Европарламентом, это займет гораздо больше времени, чем предполагалось.