• English

EURussiaCentreEU-Russia Centre

ЕС-Россия » Публикации » Еженедельная колонка » Что же общего на общем пространстве?




Георгий Бовт

Что же общего на общем пространстве?

06 Дек 2010 — Георгий Бовт, Независимый журналист
Комментариев нет

Российская власть стремится показать всему миру, что добилась некоторых успехов в европейском направлении своей внешней политики. Однако еще многое предстоит сделать до того момента, когда можно будет говорить о настоящем прорыве в этих отношениях.

Москва ожидает, что очень скоро ЕС и Россия полностью завершат двусторонние переговоры, целью которых является устранение последних помех к вступлению России во Всемирную Торговую Организацию (ВТО). Некоторые эксперты полагают, что 7 декабря во время саммита Россия-ЕС в Брюсселе обе стороны подпишут документ, в котором будут урегулированы все вопросы, касающиеся торговых отношений между ЕС и Россией. Россия добивается приема в ВТО начиная с 1993 года, и является единственной экономически крупной державой, не входящей в эту организацию. Соглашение с ЕС было последним важным шагом на пути к членству в ВТО после того, как в сентябре Россия получила одобрение США. Уже пришли к согласию по многим сложным вопросам, таким, например, как российские экспортные пошлины на сырье, в особенности, на древесину. Представители ЕС признали, что Россия могла быть чересчур связана, и отложили выполнение длинного списка требований ВТО, включая требование отмены программ государственной поддержки, несправедливые ограничения в сфере здравоохранения на импорт сельскохозяйственной продукции, а также слабую поддержку прав на интеллектуальную собственность. В свою очередь Россия согласилась перестать собирать пошлину за пролет европейских самолетов над территорией России.

Хотя окончательное соглашение еще не подписано, достигнутый прогресс так вдохновил российского премьер-министра Владимира Путина, что в своей статье для газеты Suddeuche Zeitung он выдвинул идею создания зоны свободной торговли между ЕС и Россией, «протянувшуюся от Лиссабона до Владивостока. «А в будущем – возможно, и зоны свободной торговли и даже более продвинутых форм экономической интеграции. Фактически, мы получим общий континентальный рынок емкостью в триллионы евро», – статья приоткрыла его мечту стать самым влиятельным лидером России.

Статья была опубликована накануне двухдневного визита В. Путина в Германию, в ходе которого его энтузиазм был несколько охлажден. Канцлер Германии Ангела Меркель первая сделала это. Она быстро продемонстрировала, что отнюдь не впечатлена этой идеей, особенно учитывая российские пошлины и создание Москвой Таможенного союза с бывшими советскими республиками Казахстаном и Беларусью. «Разумеется, мы поддерживаем идею зоны свободной торговли между ЕС и Россией, но я вынуждена немного сдержать общий энтузиазм. Москва в последнее время предпринимает не всегда правильные шаги в этом направлении», – заявила она.

Это дипломатическое противоречие ясно демонстрирует разницу в подходах России и ЕС ко всему комплексу вопросов, связанных с их отношениями. В то время как российские лидеры подчас предпочитают делать громкие заявления, продвигая и поддерживая пафосные проекты, европейцы стремятся к более конкретным деталям и процедурам, в особенности, когда речь идет о деловых и экономических вопросах.

Заявление Путина об общей зоне свободной торговли прозвучало на фоне разногласий по другим вопросам, таким как согласованная (а на самом деле, скорее, несогласованная) энергетическая политика.

Это может прозвучать парадоксом, однако, после десяти лет так называемого энергетического «диалога» между ЕС и Россией, положение дел можно охарактеризовать термином «недостаток доверия». Россия считает «чрезмерной» политику ЕС в сфере диверсификации поставок газа, которая может привести к повышению цен для европейских потребителей. Европейцы рассматривают это как наиболее эффективный способ борьбы против российской «энергетической монополии» и диктатуры Газпрома. Российские дипломаты уже делали публичные заявления о негативных стереотипах в Брюсселе, где полагают, что Москва использует энергетику как политический инструмент, вступая в переговоры с отдельными странами ЕС. Тем не менее, трудно поверить, что Россия прекратит играть на различиях между европейскими странами, преследуя свои цели на европейском рынке.

В конце концов, существуют вопросы прав человека и гуманитарной сферы в принципе. Есть ли возможность приблизиться к общей зоне свободной торговли или даже «ассоциированному членству» не уделяя больше внимани я этим вопросам? На этот вопрос существуют два разных ответа от Москвы и от Брюсселя – да и нет.

Перед саммитом Россия-ЕС подкомитет Европарламента по правам человека оценил ситуацию с правами человека и верховенством закона в России. Было решено, что все эти вопросы «должны быть подняты на более высоком политическом уровне». В этом отчете много говорится об огромной пропасти, лежащей между формулировками законов, регулирующих гуманитарные вопросы и находящихся в соответствии с европейскими стандартами, и реальностью. Европейцы почувствовали разочарование, увидев, как многие российские НГО и правозащитники теряют мужество и надежду, заметив, что реальная ситуация в России существенно не изменилась с тех пор как Медведев занял пост президента страны…

Конечно, Россия и ЕС не смогут добиться успеха в создании общего экономического пространства, не сделав никаких шагов в гуманитарной сфере, хотя бы постепенно. Сейчас кажется, что
Москва прекрасно понимает, что прогресс в вопросе безвизового режима между ЕС и Россией невозможен, пока Россия не покажет своим соседям, что становится более гуманной и дружелюбной, или – что точнее – пока она не станет поддерживать те же ценности (или хотя бы часть из них), что и европейцы. А такую «общую зону» будет достичь намного труднее, чем даже общую валютную зону.

Ваш комментарий

Карта сайта | Контакты | Ссылки | На главную Copyright 2017 Центр ЕС-Россия