Российское политическое и военное руководство признает: российская армия отстала от времени. Используемая ею техника устарела, а развитие военной мысли затормозилось на уровне 70-80-х годов ХХ века. Общественность была шокирована, когда узнала о планах закупки военных кораблей типа «Мистраль» у Франции: еще никогда СССР и Россия не закупали вооружения у страна НАТО, сама идея закупки иностранной военной техники казалась военным начальникам не только абсурдной, по почти предательской. Но затем уже и главнокомандующий сухопутными войсками страны Александр Постников раскрыл причину повышенного внимания к иностранной технике: он раскритиковал новый российский танк Т-90 как морально и технически устаревший (лет на 20), при этом, по словам генерала, стоит он в три раза дороже немецкого танка «Леопард».
2010 год показал, что ВПК Росси работает плохо даже при наличии заказов со стороны военных. Как сообщил в ходе очередного доклада президенту министр обороны, в 2010 году государственный оборонный заказ был выполнен лишь на 30%, армия и флот недополучили подводные лодки, учебные самолёты и бронетехнику.
Ситуация в оборонно-промышленном комплексе – близка к полному развалу. По мнению экспертов, треть предприятий отрасли – фактические банкроты. Последние годы на разработку вооружений в России тратились минимальные средства, да и сегодня вложения в оборонные исследования и разработки в России в 10 раз ниже, чем в развитых странах. Более двух третей технологий, обеспечивающих потребности производства, физически и морально устарели. Более половины станочного парка изношено полностью.
С одной стороны, закупки военной техники за границей могу окончательно убить так и не оправившийся от последствий распада СССР российский военно-промышленный комплекс. С другой стороны, на сегодня он настолько технически отстал от времени и не приспособлен для выпуска новой техники, что опора только на свои силы может подорвать боеготовность российской армии. Военные и так уже сильно всполошились по результатам скоротечной летней войны с Грузией в 2008 году: уязвимость российской армии во многих методах и формах ведения современного боя оказались неприятным сюрпризом для руководства страны.
В конце февраля 2011 года российские военные заявили о грандиозных планах перевооружения армии. Так, первый заместитель министра обороны РФ Владимир Поповкин сообщил, что на закупку вооружений в ближайшие 10 лет планируется потратить около 20 трлн рублей (примерно $ 660 млн). В результате к 2015 году доля современных образцов вооружений в войсках должна возрасти до 30%, а к 2020 году – до 70. Всего же в рамках государственной программы только ВМФ закупит 100 кораблей, включая 20 подлодок, 35 корветов и 15 фрегатов, 2 французских вертолётоносца «Мистраль», а ещё 2 таких же корабля будут построены на российских верфях по лицензии. Планируется купить также 10 зенитных ракетных комплексов С-500, более 600 самолётов и более тысячи вертолётов. Уже в этом году для Российской армии будет приобретено более 100 новейших отечественных вертолётов – Ми-28, Ми-26 и Ка-52. Приоритетом государственной программы перевооружения армии станет развитие стратегических ядерных сил. В течение 10 лет на воду будет спущено 8 атомных подводных лодок, на вооружении которых будут находиться межконтинентальные баллистические ракеты «Булава». Кроме того, будут модернизированы сверхзвуковые стратегические бомбардировщики- ракетоносцы Ту-160.
Однако многие эксперты уже говорят о том, что стоимость контрактов на покупку новой техник в результате будет сильно завышена. Причина – масштабная коррупция в системе оборонных закупок, как и вообще во всей системе государственных закупок в России. Военных аналитиков также смущает тот факт, что дорогостоящая программа перевооружения объявлена уже тогда, когда еще окончательно не сформировалась структура Вооружённых сил, зашла в тупик военная реформа. Какое вооружение и в каком количестве необходимо закупать для российской армии в новых условиях на самом деле никто толком не знает. Уже звучат опасения, что значительная часть выделенных средств будет либо разворована, либо пущена на закупку дорогой и бесполезной техники, которая больше подходит для демонстрации военной мощи, нежели для обороны и участия в локальных конфликтах, которые провозглашаются в российской военной доктрине.
Не реформирована и система закупок вооружений. Так, по словам одного из ведущих военных экспертов России, главного редактора журнала «Национальная оборона» Игоря Коротченко, для того чтобы армия успешно перевооружилась, нужно, чтобы чиновники Минобороны, которые до сих пор занимались одновременно заказом и закупкой вооружений, перестали получать доступ к деньгам. Функцию мониторинга цен и закупки необходимо передать другим ведомствам, считает эксперт, военные же должны заниматься только формированием цен на закупаемые вооружения. По данным Коротченко, в предыдущие годы почти половина средств, выделяемых на вооружения, с помощью различных схем, в том числе путём завышения закупочных цен, разворовывалась. Сейчас Министерство обороны пытается менять систему закупок, в рамках Министерства создан департамент по ценообразованию продукции военного назначения: цены на вооружение будут контролировать с помощью данных с последних военных салонов, а ход закупок и расходов будут отслеживать специально создаваемые под каждый конкретный случай экспертные группы. Однако полной гарантии, что такие меры искоренят коррупцию, пока нет. В деловой среде широко распространено мнение, что «ставка отката» в Минобороны сегодня более чем в два раза превышает среднюю по стране, порой достигая 70%, и новая система, придуманная Минобороны, пока не привела к коренным изменениям в лучшую сторону.
Таким образом, колоссальная коррупция, царящая в России, как это видно на примере военно-промышленного комплекса и проблем с комплектованием армии, превратилась в прямую угрозу обороноспособности страны.
На прошедшей вчера в Москве конференции “Международный мониторинг соблюдения политических прав в ходе парламентских и президентских выборов 2011-2012 года” депутаты Европарламента Кристина Оюланд и Хейди Хаутала заявили, что результатом наблюдения за выборами в России может стать введение санкций против российских чиновников. Участники конференции предложили президенту провести реформу законодательства о выборах и политических партиях.
Источник: КоммерсантъПервая годовщина крушения самолета польского президента Леха Качиньского под Смоленском была омрачена чередой скандалов. Прибыв в Смоленск для участия в траурных мероприятиях, родственники 96 погибших поляков обнаружили замену таблички на мемориальном камне: из нового текста выпало упоминание о “советском геноциде над польскими военнопленными”. Поляки назвали замену досок очень плохим решением. Повод для недовольства нашелся и у Москвы: в субботу около посольства РФ в Польше прошел митинг, на котором было сожжено чучело Владимира Путина, а сам он был назван убийцей. Трагедия 10 апреля 2010 года сблизила Россию и Польшу, но ее отголоски грозят вновь рассорить их.
Источник: Коммерсантъ