• English

EURussiaCentreEU-Russia Centre

ЕС-Россия » 2010 » Март » 05




3 марта 2010: Отчет по конференции «Модернизация России и «общее соседство»: какова роль ЕС?», прошедшей в Брюсселе

05 марта 2010
Комментариев нет

ЕС готов к сотрудничеству с Россией в рамках российской программы модернизации. Но насколько серьезно российское руководство настроено на перемены? Две эти темы стали ключевыми в выступлениях европейских и российских экспертов на конференции, проходившей в Брюсселе третьего марта.

Конференция «Модернизация России и «общее соседство»: какова роль ЕС?», которая была организована Центром ЕС-Россия и Фондом Ханса Зайдела (Hanns Seidel Foundation), собрала придерживающихся различных политических взглядов экспертов из ЕС и России.

Президент Центра ЕС-Россия, лорд Пэдди Эшдаун подчеркнул особую важность для ЕС отношений с Россией. ЕС нуждается в российских энергоресурсах, в то время как Россия нуждается в ЕС для осуществления своей программы модернизации. Лорд Эшдаун приветствовал настойчивость президента Медведева в отстаивании верховенства закона, развития гражданского общества и независимости судебной власти. По мнению лорда Эшдауна, отношения России ЕС «осложнены непониманием и недоразумениями»; он особо подчеркнул роль Центра ЕС-Россия как платформы для развития диалога, призванного помочь разрешению недоразумений. ЕС не претендует на создание сфер влияния в Европе, одна из целей создания Евросоюза как раз и состояла в том, чтобы не допускать возникновения таких отношений.

Hugues MingarelliХью Мингарелли ( Hugues Mingarelli) заместитель руководителя международного департамента Еврокомиссии отметил, что совершенно очевидно существование двух противоположных реальностей: в одной наблюдается сильная растущая взаимозависимость между Россией и ЕС; в другой – застой в отношениях между этими двумя сторонами, длящийся последние восемь – десять лет, когда Россия вернулась к протекционизму, пребывала в нерешительности по поводу членства в ВТО, вышла из Договора Энергетической Хартии и затормозила демократические реформы. Наблюдается некоторый прогресс в двусторонних контактах и в борьбе с кризисом, а так же в вопросах свободы передвижения и в переговорах об облегчении визового режима, однако в целом ЕС разочарован ходом модернизации.

Однако, будучи масштабно вовлечен в процесс модернизации России, ЕС готов посвятить ему время и внимание, поделиться силами и ресурсами – распространить свою помощь на различные сферы российской жизни, начиная с утверждения верховенства закона и развития гражданского общества, и заканчивая передачей технологий и стимулированием инвестиционного процесса. Огромный потенциал имеется для совершенствования судебной системы и обязательности исполнения судебных решений, для развития экологически чистых и высокотехнологичных производств, для включения российской экономики в мировой экономический процесс, а также для модернизации социальной сферы.

В первой из двух дискуссионных групп конференции приняли участие: Марина Ларионова, профессор московской Высшей Школы Экономики; сэр Тони Брентон (Sir Tony Brenton), член Консультативного Совета Центра ЕС – Россия, сотрудник Вулфсон-колледжа (Кембридж), бывший посол Великобритании в России;  Ханс-Дитер Лукас (Hans-Dieter Lucas), посол Германии в ЕС и Деннис Кредлер (Dennis Kredler), представитель Европейского круглого стола промышленников.

Участники дискуссии пришли к полному согласию относительно важности модернизации в России и необходимости участия в ней ЕС в целях активизации и поддержки этого процесса. Сэр Тони Брентон предположил, что ЕС, вместо того, чтобы втягиваться в большую стратегическую игру, следовало бы выбрать определенные области, где его деятельность была бы наиболее заметна и результативна (например, в разработке законодательства по защите западных инвестиций). Профессор М. Ларионова считает, что осуществить реальную модернизацию будет трудно, если не невозможно, без обновления политической системы России и укрепления верховенства закона. По мнению Х.-Д.Лукаса, Россия стоит перед решающим выбором: модернизация или стагнация. Он считает, что ЕС был и остается единственным реальным партнером для России, поскольку ни Китай, ни США, скорее всего, не смогут предложить помощь, сопоставимую с той, которую может предложить ЕС. Все согласились с тем, что теперь главное  действовать. Однако отдельные сомнения были высказаны по поводу нынешнего российского руководства: действительно ли его цель – модернизация, или это лишь средство удержания власти.

Во второй дискуссионной группе приняли участие: профессор Мари Мендра (Marie Mendras ), член Консультативного Совета Центра ЕС – Россия и глава группы политического планирования Министерства иностранных дел Франции; Сергей Уткин, сотрудник Института мировой экономики и международных отношений (ИМЭMO) РАН, доктор Клаус Файзингер (Klaus Fiesinger), начальник отдела Фонда Ханнса Зайдела, и исполнительный директор американского Фонда Дж. Маршалла (брюссельское отделение) Рональд Д. Асмус (Ronald D. Asmus).

Участники дискуссии несколько разошлись в своих попытках дать общее определение странам Восточной Европы. Россия избегает использования термина «общее соседство», предпочитая говорить о зоне своих привилегированных интересов. Для ЕС это недопустимо. Некоторые участники дискуссии настаивали, что программа «Восточное партнерство» будет платформой сближения России и ЕС. Другие утверждали, что таким странам как Украина нужно дать реальный шанс вступления в ЕС. Выражались надежды, что выборы в Украине сделают ситуацию более стабильной, и что эта страна перестанет играть роль каната, который пытаются перетянуть то Россия, то ЕС. Рональд Асмус, не веря в термин «общее соседство», предпочитал называть этот регион «спорным соседством», подразумевая под этим территорию, где существует большой провал в общем полотне европейской безопасности. Отсюда насущная необходимость достижения договоренности между ЕС и Россией о принципах, на которых будут строиться их отношения с этими государствами. Мари Мендра заявила, что большинство европейских стран испытывают глубокую неуверенность в будущем региона. Она полагает, что расширение ЕС является крайне важным процессом, и высказала предположение, что, если бы в то время, когда произошли перебои с поставками энергоносителей в Европу, ситуация в Украине и в Молдове была более стабильной, Россия повела бы себя по-другому.

Клаус Файзингер подчеркнул интерес Германии к этому региону и добавил, что Восточное партнерство является важным инструментом сотрудничества и достижения стабильности. Сергей Уткин призвал Россию и ЕС продолжать сотрудничество для решения замороженных конфликтов, заявив, что «Диалог должен быть продолжен!»

Закрывая конференцию, Фрейзер Камерон, Директор Центра ЕС–Россия заявил, что совершенно необходимо продолжение искреннего диалога между ЕС и Россией по обеим поднятым на конференции темам.

ЕС-Россия: Помимо Украины

05 марта 2010
Комментариев нет

После избрания президентом Украины Виктора Януковича Россия смогла немного расслабиться в вопросе возможного дальнейшего усугубления двусторонних отношений с этой соседней страной. Ожидается, что Янукович станет гораздо более комфортным партнёром Москвы, чем его предшественник Виктор Ющенко. Самые первые шаги, объявленные вновь избранным президентом, включали его обещание не добиваться вступления в НАТО, а также оставить российскую базу Черноморского флота в Севастополе. Янукович также учёл болезненное отношение России к статусу русского языка на постсоветском пространстве, пообещав предпринять определённые меры к пересмотру некоторых ограничений на его использование, наложенных предыдущим президентом. Янукович обязался передать регионам право придавать русскому языку статус официального (эта мера адресована в основном восточным областям страны и Крыму, где преобладает русскоязычное население), вступать в Таможенный союз или Единое экономическое пространство с Россией, Белоруссией и Казахстаном. Что касается газопроводов, он дал слово приватизировать украинскую сеть транспортировки природного газа с участием России и даже присоединиться к строительству Россией газопровода Северный поток.
Однако не следует переоценивать пророссийские склонности Януковича: он ни за что полностью не откажется от стратегического курса на ориентацию Украины на Европу, что является объективной целью, разделяемой большинством украинской элиты.

Он будет стараться как-то разыгрывать карту промежуточного положения Украины между ЕС и Россией, особенно в том, что касается энергетических вопросов.
Виктор Янукович уже выразил готовность участвовать в переговорах с Россией и ЕС об образовании совместного консорциума по транзиту газа. «Реализация такого проекта будет выгодна всем сторонам и повысит уровень энергетической безопасности Европы», – заявил Янукович российскому телевизионному каналу «Россия 24». Он напомнил о предложении, выдвинутом им пять лет назад, относительно консорциума по транзиту газа, который бы предоставил средства на модернизацию украинской сети транзита газа, чья пропускная способность могла бы быть увеличена на 60-80 миллиардов кубометров до 200 миллиардов кубометров. Предлагаемый им консорциум видится ему включающим Россию как крупного поставщика газа в Европу и европейские государства как крупных потребителей российского газа.
По его мнению, предлагаемый консорциум пойдёт на благо европейцам, потому что он будет гарантировать им доступ к управлению сетью транзита газа и будет гарантировать их энергетическую безопасность. Вопрос состоит в том, будет ли готова Россия к исполнению обещания пятилетней давности теперь, когда она так глубоко ввязалась в трубопроводные проекты «Южный поток» и «Северный поток», оба из которых направлены на обход транзитных стран морем.
В одном из своих первых интервью после выборов Янукович заявил, что он не будет «марионеткой России» и будет проводить политику, в которой интересы Украины будут стоять на первом месте. Как бы в доказательство этого свой первый международный визит в качестве президента он нанёс в Брюссель. Его визит в Москву, по личному приглашению президента Медведева, состоялся тремя днями позже.
Для успешности своего президентства Януковичу необходимо сплотить страну своей политикой, а для этого необходимо привлечь на свою сторону западную и центральную Украину, не форсируя свою пророссийскую повестку дня. Но точно так же он не может позволить себе допустить отчуждения своего электората на востоке и юге, что может произойти, если он будет нерешительно выполнять свои обещания по решению проблем, волнующих русскоязычное население.
Помимо Украины и в условиях определённого смягчения проблем транзита газа у ЕС и России имеется собственная двусторонняя повестка дня. В феврале было буквально внедрено новое слово: «модернизация». Рассуждать о модернизации стало весьма модно в кругах российской политической элиты и экспертного сообщества вслед за появлением ряда смелых статей и выступлений президента Дмитрия Медведева. Вопрос состоит в том, сможет ли подлинная модернизации, а не показная, предпочитаемая российскими коррумпированными чиновниками, послужить новой основой для отношений сотрудничества между Россией и ЕС? И опять-таки теперь кажется, что различие подходов к вопросам ценностей помешает сближению сторон в процессе решения различных вопросов модернизации.
Документ под названием «Партнёрство во имя модернизации» передан России и распространён для рассмотрения его среди ряда министерств. Однако главная мысль документа близка той, что распространяется наиболее либеральными сторонниками президента Медведева из Института современного развития (ИНСОР) (недавно они обнародовали свой либеральный манифест о будущем России, заглядывающий на столетие вперёд, где ключевым положением является мысль о невозможности в России ни социального, ни экономического прогресса без политической демократии): модернизация невозможна без демократизации в стране. Европейская комиссия высказывает мысль, что Россия должна сначала реформировать свою юридическую систему так, чтобы она гарантировала верховенство закона, обуздать коррупцию, улучшить инвестиционный климат, вовлечь в процесс модернизации общественные организации, а уж тогда, с помощью ЕС, Россию следует приблизить к европейским технологическим и экономическим стандартам.
В пику этому представитель России в ЕС Владимир Чижов заявлял, что Москва одобрит экономические и технологические инициативы программы, но отверг то, что Москва назвала поучениями о демократических ценностях. «Программа должна быть больше нацелена на практические вопросы и не касаться обсуждения преимуществ европейских ценностей, – заявил Чижов. – Мы нацелены на технологические обмены, совместные инновационные проекты с ЕС… а не отношения покровителя и протеже.»
Между тем 9 февраля Медведев принял в своей загородной резиденции бывшего премьер-министра Испании и председателя «Группы мудрецов» ЕС Фелипе Гонсалеса. Предполагалось, что повестка дня встречи будет включать вопросы партнёрства России и ЕС в решении глобальных проблем, инициативу Медведева по заключению договора по европейской безопасности, безвизовый режим поездок граждан России и ЕС и вопросы институционального развития Европейского Союза. «Группа мудрецов» ЕС была образована в 2008 году для анализа перспектив европейской интеграции. У неё восемь приоритетов, таких, как анализ общеполитического контекста, европейская самобытность, европейская социально-экономическая модель, охрана окружающей среды, климата и энергетики, демографические проблемы, внутренние и внешние факторы безопасности, роль ЕС в мире и Европейский Союз и его граждане.
Исходя из того, что Москва предпочитала бы не разворачивать активный диалог с ЕС об общих (и необщих) ценностях в ближайшем будущем, вряд ли можно ожидать, что партнёрство во имя модернизации между ЕС и Россией действительно заработает самым эффективным образом.
Напротив, двусторонняя повестка дня остаётся перегруженной наследием «холодной войны».
Так, в феврале вновь был поднят вопрос о ракетах, нацеленных друг на друга. Россия выразила «серьёзную обеспокоенность» планами США по размещению ракет-перехватчиков на территории Румынии. Представитель МИД России Андрей Нестеренко подчеркнул, что эти планы США сделают «хрупкую европейскую безопасность заложницей воображаемых ракетных угроз, определяемых в одностороннем порядке». В прошлом году Россия приветствовала решения президента США Барака Обамы отказаться от планов администрации Буша по размещению оборонительных ракетных систем в Польше и Чехии. Теперь Москва всё с большей критикой выступает в отношении планов размещения ракет в Румынии, а также раскритиковала планы США по развёртыванию противоракет «Патриот» в Польше. Помимо Румынии и Польши готовность принять на своей территории элементы американской противоракетной системы выразила Болгария. Это напоминает нам о том, что нас разделяют не только ряд важных экономических, энергетических и гуманитарных вопросов, но даже и некоторые военные вопросы, делая такого рода разделение на «нас» и на «них» ещё более основательным.

Карта сайта | Контакты | Ссылки | На главную Copyright 2017 Центр ЕС-Россия