• English

EURussiaCentreEU-Russia Centre

ЕС-Россия » Публикации » Еженедельная колонка » ЕС-Россия: Помимо Украины




Георгий Бовт

ЕС-Россия: Помимо Украины

05 марта 2010 — Георгий Бовт, Независимый журналист
Комментариев нет

После избрания президентом Украины Виктора Януковича Россия смогла немного расслабиться в вопросе возможного дальнейшего усугубления двусторонних отношений с этой соседней страной. Ожидается, что Янукович станет гораздо более комфортным партнёром Москвы, чем его предшественник Виктор Ющенко. Самые первые шаги, объявленные вновь избранным президентом, включали его обещание не добиваться вступления в НАТО, а также оставить российскую базу Черноморского флота в Севастополе. Янукович также учёл болезненное отношение России к статусу русского языка на постсоветском пространстве, пообещав предпринять определённые меры к пересмотру некоторых ограничений на его использование, наложенных предыдущим президентом. Янукович обязался передать регионам право придавать русскому языку статус официального (эта мера адресована в основном восточным областям страны и Крыму, где преобладает русскоязычное население), вступать в Таможенный союз или Единое экономическое пространство с Россией, Белоруссией и Казахстаном. Что касается газопроводов, он дал слово приватизировать украинскую сеть транспортировки природного газа с участием России и даже присоединиться к строительству Россией газопровода Северный поток.
Однако не следует переоценивать пророссийские склонности Януковича: он ни за что полностью не откажется от стратегического курса на ориентацию Украины на Европу, что является объективной целью, разделяемой большинством украинской элиты.

Он будет стараться как-то разыгрывать карту промежуточного положения Украины между ЕС и Россией, особенно в том, что касается энергетических вопросов.
Виктор Янукович уже выразил готовность участвовать в переговорах с Россией и ЕС об образовании совместного консорциума по транзиту газа. «Реализация такого проекта будет выгодна всем сторонам и повысит уровень энергетической безопасности Европы», – заявил Янукович российскому телевизионному каналу «Россия 24». Он напомнил о предложении, выдвинутом им пять лет назад, относительно консорциума по транзиту газа, который бы предоставил средства на модернизацию украинской сети транзита газа, чья пропускная способность могла бы быть увеличена на 60-80 миллиардов кубометров до 200 миллиардов кубометров. Предлагаемый им консорциум видится ему включающим Россию как крупного поставщика газа в Европу и европейские государства как крупных потребителей российского газа.
По его мнению, предлагаемый консорциум пойдёт на благо европейцам, потому что он будет гарантировать им доступ к управлению сетью транзита газа и будет гарантировать их энергетическую безопасность. Вопрос состоит в том, будет ли готова Россия к исполнению обещания пятилетней давности теперь, когда она так глубоко ввязалась в трубопроводные проекты «Южный поток» и «Северный поток», оба из которых направлены на обход транзитных стран морем.
В одном из своих первых интервью после выборов Янукович заявил, что он не будет «марионеткой России» и будет проводить политику, в которой интересы Украины будут стоять на первом месте. Как бы в доказательство этого свой первый международный визит в качестве президента он нанёс в Брюссель. Его визит в Москву, по личному приглашению президента Медведева, состоялся тремя днями позже.
Для успешности своего президентства Януковичу необходимо сплотить страну своей политикой, а для этого необходимо привлечь на свою сторону западную и центральную Украину, не форсируя свою пророссийскую повестку дня. Но точно так же он не может позволить себе допустить отчуждения своего электората на востоке и юге, что может произойти, если он будет нерешительно выполнять свои обещания по решению проблем, волнующих русскоязычное население.
Помимо Украины и в условиях определённого смягчения проблем транзита газа у ЕС и России имеется собственная двусторонняя повестка дня. В феврале было буквально внедрено новое слово: «модернизация». Рассуждать о модернизации стало весьма модно в кругах российской политической элиты и экспертного сообщества вслед за появлением ряда смелых статей и выступлений президента Дмитрия Медведева. Вопрос состоит в том, сможет ли подлинная модернизации, а не показная, предпочитаемая российскими коррумпированными чиновниками, послужить новой основой для отношений сотрудничества между Россией и ЕС? И опять-таки теперь кажется, что различие подходов к вопросам ценностей помешает сближению сторон в процессе решения различных вопросов модернизации.
Документ под названием «Партнёрство во имя модернизации» передан России и распространён для рассмотрения его среди ряда министерств. Однако главная мысль документа близка той, что распространяется наиболее либеральными сторонниками президента Медведева из Института современного развития (ИНСОР) (недавно они обнародовали свой либеральный манифест о будущем России, заглядывающий на столетие вперёд, где ключевым положением является мысль о невозможности в России ни социального, ни экономического прогресса без политической демократии): модернизация невозможна без демократизации в стране. Европейская комиссия высказывает мысль, что Россия должна сначала реформировать свою юридическую систему так, чтобы она гарантировала верховенство закона, обуздать коррупцию, улучшить инвестиционный климат, вовлечь в процесс модернизации общественные организации, а уж тогда, с помощью ЕС, Россию следует приблизить к европейским технологическим и экономическим стандартам.
В пику этому представитель России в ЕС Владимир Чижов заявлял, что Москва одобрит экономические и технологические инициативы программы, но отверг то, что Москва назвала поучениями о демократических ценностях. «Программа должна быть больше нацелена на практические вопросы и не касаться обсуждения преимуществ европейских ценностей, – заявил Чижов. – Мы нацелены на технологические обмены, совместные инновационные проекты с ЕС… а не отношения покровителя и протеже.»
Между тем 9 февраля Медведев принял в своей загородной резиденции бывшего премьер-министра Испании и председателя «Группы мудрецов» ЕС Фелипе Гонсалеса. Предполагалось, что повестка дня встречи будет включать вопросы партнёрства России и ЕС в решении глобальных проблем, инициативу Медведева по заключению договора по европейской безопасности, безвизовый режим поездок граждан России и ЕС и вопросы институционального развития Европейского Союза. «Группа мудрецов» ЕС была образована в 2008 году для анализа перспектив европейской интеграции. У неё восемь приоритетов, таких, как анализ общеполитического контекста, европейская самобытность, европейская социально-экономическая модель, охрана окружающей среды, климата и энергетики, демографические проблемы, внутренние и внешние факторы безопасности, роль ЕС в мире и Европейский Союз и его граждане.
Исходя из того, что Москва предпочитала бы не разворачивать активный диалог с ЕС об общих (и необщих) ценностях в ближайшем будущем, вряд ли можно ожидать, что партнёрство во имя модернизации между ЕС и Россией действительно заработает самым эффективным образом.
Напротив, двусторонняя повестка дня остаётся перегруженной наследием «холодной войны».
Так, в феврале вновь был поднят вопрос о ракетах, нацеленных друг на друга. Россия выразила «серьёзную обеспокоенность» планами США по размещению ракет-перехватчиков на территории Румынии. Представитель МИД России Андрей Нестеренко подчеркнул, что эти планы США сделают «хрупкую европейскую безопасность заложницей воображаемых ракетных угроз, определяемых в одностороннем порядке». В прошлом году Россия приветствовала решения президента США Барака Обамы отказаться от планов администрации Буша по размещению оборонительных ракетных систем в Польше и Чехии. Теперь Москва всё с большей критикой выступает в отношении планов размещения ракет в Румынии, а также раскритиковала планы США по развёртыванию противоракет «Патриот» в Польше. Помимо Румынии и Польши готовность принять на своей территории элементы американской противоракетной системы выразила Болгария. Это напоминает нам о том, что нас разделяют не только ряд важных экономических, энергетических и гуманитарных вопросов, но даже и некоторые военные вопросы, делая такого рода разделение на «нас» и на «них» ещё более основательным.

Ваш комментарий

Карта сайта | Контакты | Ссылки | На главную Copyright 2017 Центр ЕС-Россия