• English

EURussiaCentreEU-Russia Centre

ЕС-Россия » Публикации » Еженедельная колонка » То, чего мы не знаем о политике ЕС в отношении России




Сергей Уткин

То, чего мы не знаем о политике ЕС в отношении России

16 мая 2011 — Сергей Уткин, заведующий сектором политических проблем европейской интеграции отдела европейских политических исследований ИМЭМО РАН
Комментариев нет

Как сказал бывший министр обороны США Дональд Рамсфельд, «есть то, о чём мы знаем, что мы это знаем. Есть то, о чём знаем, что мы это не знаем. Но есть также и то, про что мы не знаем, что мы этого не знаем». ЕС погружается во все большее замешательство из-за того, что знает, что чего-то не знает в отношении России. В ЕС прекрасно понимают, что за предстоящими выборами в нижнюю палату парламента России в декабре 2011 года и президентскими выборами в марте 2012 нужно тщательно следить, так как они имеют большое значение для будущего России. Парадоксально, но тот факт, что действующая власть, которая, кажется, имеет полный контроль над всеми событиями, осуществила уверенный захват в свои руки избирательного процесса, вселяет в ЕС ещё большую неуверенность в результатах выборов и их влиянии на диалог между ЕС и Россией.

Самый популярный вопрос, обращенный к экспертам по России сегодня: «Кто будет следующим президентом? Медведев или Путин?». Это не праздное любопытство, но и выражение веры, что ответ может изменить что-то в том, как члены ЕС будут взаимодействовать с Россией, начиная с середины 2012 года. Два лидера страны представляют разные поколения (Путин родился в 1952 году, Медведев – в 1965).

Медведев кажется более либеральным, в то время как Путин – более консервативным. Они выражают различные мнения по ряду вопросов, таких, как присоединение к Всемирной торговой организации, важность модернизации для России, военная операция в Ливии. Но эти различия не следует переоценивать.

Путин – создатель российской политической системы и, скорее всего, он сохранит этот статус в течение следующих нескольких лет, независимо от занимаемого поста. Он считает десять лет «устойчивого развития» абсолютной необходимостью для России, и он полон решимости сделать всё возможное в этом плане. Он ссылается на аналогичный призыв, с которым выступил премьер-министр Российской империи в 1906 – 1911гг., Петр Столыпин, за несколько лет до Первой мировой войны и революции 1917 года.
Медведев живет в доме, построенном Путиным, и может лишь иногда делать ремонт. Однако, ремонт – это не только то, к чему Медведев стремится в связи с какими-то своими личными качествами. Пресловутый дом требует ухода и улучшений для того, чтобы выглядеть лучше. Президент, избранный в 2012 году, будет продолжать эту линию, совершенствуя отделку, но не осуществляя капитальный ремонт.

У Медведева есть всё, чтобы продолжать играть роль идеального домохозяина, тогда как Путину придется модернизировать свой имидж, чтобы быть готовым к президентству. Модернизация недавно началась с создания государственного Агентства стратегических инициатив – организации, конкурирующей с инновационным центром Медведева «Сколково». Медведев – поклонник Twitter, а Путин мог бы использовать, например, Facebook для привлечения молодых избирателей. К марту 2012 года один лидер не должен сильно опережать другого в «модернизированности».

Для ЕС это означает только то, что никаких серьезных расхождений в отношениях России и ЕС ожидать не стоит. Вступление в ВТО не будет поставлено под вопрос. Инициатива Партнерства для модернизации остается в силе. Россия сохранит интерес к расширению сотрудничества с ЕС по вопросам внешней политики и политики безопасности, будь то с помощью комитета ЕС-Россия, предложенного Медведевым и канцлером Германии Ангелой Меркель, или с помощью других органов. Приоритетным будет вопрос установления безвизового режима. Все это не зависит от того, кто станет президентом.

Тем не менее, существуют не только положительные аспекты. Россия по-прежнему останется страной с неполноценной демократией в течение следующего шестилетнего срока президентских полномочий, по крайней мере, до 2018 года. От лидеров ЕС зависит, будет ли этот дефицит демократии являться достаточным основанием, чтобы держать Россию на расстоянии и каким должно быть это расстояние. Жесткий подход, основанный на ценностных ориентирах, предполагает, что ЕС должен выразить свое сожаление по поводу качества российских выборов, и пересмотреть свою политику в отношении России, даже если это ведет к дальнейшему отдалению и укреплению авторитарного режима. Существует также подход, основанный на взаимных обязательствах, который подразумевает отсутствие реакции на выборы и ведение дел с Россией в обычном режиме. Это в конечном итоге будет стимулировать внутренние изменения в стране, Россия будет поддерживать ЕС на международных форумах и в усилиях по преодолению кризиса; российские коммерческие компании научатся соответствовать правилам ВТО, и все больше россиян будут совершать поездки в Европу.
Во многих странах политики ужесточают свою риторику во время предвыборной кампании. Это также верно и для России. В ближайшие несколько месяцев внешняя политика России будет неизбежно затронута этой борьбой. В этой связи существуют два основных способа сделать инструментом в этой борьбе международные вопросы. Можно использовать антизападные настроения, которые существуют с советских времен. Но есть и вариант показать избирателям, насколько успешным может быть сотрудничество России с ЕС и США. Председательство Польши в ЕС может стать одним из двигателей, который сделает этот второй вариант возможным.

Ваш комментарий

Карта сайта | Контакты | Ссылки | На главную Copyright 2017 Центр ЕС-Россия