• English

EURussiaCentreEU-Russia Centre

ЕС-Россия » Публикации » Еженедельная колонка » Вызовы 2012




Георгий Бовт

Вызовы 2012

06 мая 2011 — Георгий Бовт, Независимый журналист
Комментариев нет

Еще не так давно казалось, что рейтинги доверия к премьер-министра России Владимиру Путину, а также к президенту Дмитрию Медведеву, члену правящего тандема, являются незыблемыми, а вернее сказать – тефлоновыми. Однако сейчас, уже менее чем за год до президентских выборов и примерно за полгода до выборов парламентских, начала проявляться тенденция, которая может всерьез обеспокоить российские власти.  Рейтинги доверия власти неуклонно падают. Начиная примерно с середины 2009 года, все рейтинги доверия к первым лицам государства и ведущим политическим партиям имеют тенденцию к снижению, а негативные оценки в сумме – к росту. Особенно явно эта тенденция проявила себя в феврале-марте 2011 года. Динамика рейтингов практически одинакова и для президента, и для премьер-министра, и для правящей «Единой России». Это означает, что наметившаяся тенденция касается не того или иного конкретного лица, а политической системы в целом.
Рейтинг доверия президенту Медведеву в мае 2009 года составлял 58% (здесь и далее – данные «Фонда общественного мнения – ФОМ», весной этого года – 49%, Путину – соответственно, 71% и 56%, «Единой России» – 56% и 45%. Рейтинг недоверия Медведеву за тот же период вырос на 6% (с 12 до 18%), Путину – с 9 до 24%, оппозиционным, представленным в парламенте  партиям с 17 до 24%.


Тенденция к делегитимизаци сегодняшней российской власти проявила себя не только в снижении рейтингов, но и в результатах голосования на региональных и муниципальных выборах в марте нынешнего гола, в ходе которых, несмотря на традиционное использование различных манипуляций и административного ресурса, «Единая Россия» получила небывало низкие результаты.
Разумеется, рейтинг доверия или недоверия – это не то же самое, что электоральный рейтинг, люди на выборах могут голосовать не в полном соответствии со своим доверием, в зависимости от конкретного расклада на выборах. В то же время до самого последнего времени ни одна из российских социологических служб не осмеливалась проводить открытое исследование рейтингов Путина и Медведева на альтернативной основе, то есть выяснять, кто из них сколько получил бы голосов, если бы они баллотировались на выборах друг против друга (в то время, как на безальтернативной основе и Медведев, и Путин в одиночку легко «побеждали» любого третьего кандидата). Лишь однажды – в сентябре 2010 года в масс-медиа появились сообщения, что электоральные рейтинги доверия к первым лицам государства практически сравнялись. При этом нигде не было объяснено, идет ли речь о безальтернативных или альтернативных рейтингах. Если в первом случае такое сближение выглядело возможным, то во втором, по всем имеющимся в доступности данным, оно выглядит нереальным. Среди российских политических экспертов абсолютно преобладает мнение, что в альтернативных электоральных рейтингах Путин уверенно лидирует.
Центр стратегических разработок (ЦСР создан в начале 2000-х под руководством Германа Грефа для создания программы реформ тогда только пришедшего к власти Путина) на протяжении 2010–2011 проводил ряд социологических исследований, в ходе которых пришел к выводу, что рейтинг Медведева был в 1,5–2 раза ниже рейтинга Путина.
Однако в самое последнее время начала довольно быстро набирать силу  еще одна тенденция. Условно ее можно назвать так: «Проголосую за кого-то третьего, не за Медведева или Путина». Наименьший рейтинг Медведева наблюдается в старшей трудоспособной группе (35–54 лет). Эта группа выглядит наиболее «озлобленной», настроенной против действующей власти. За Путина она также голосовать почти не намерена, скорее вообще не пойдут на выборы, не веря в их действенность в нынешних российских условиях.
Президентская кампания в Росси закончится выборами в марте 2012 года. В декабре 2011 состоятся парламентские выборы, на которых возглавляемой Путиным «Единой России» предстоит защищать конституционное большинство в Думе (2/3 голосов). Станут ли декабрьские выборы референдумом о доверии Путину? – вот главный вопрос, который сейчас стоит в повестке дня.
Несколько лет назад, когда Путин передавал власть Медведеву, большинство российских экспертов-политологов и социологов исходили из того, что авторитет Путина настолько велик, что выбранный способ передачи власти может вызвать критику лишь среди части либерально настроенной интеллигенции, но не вызовет никаких возражений со стороны простых обывателей. Сегодня это вывод представляется уже далеко не столь очевидным. Среди обывателей также растет недовольство тем, что «наверху за нас все решили». Это накладывается на ощущения от все более очевидной стагнации в экономике, от  не уменьшающейся, а, напротив, бьющей все рекорды коррупции, от не решаемых годами острейших социальных и экономических задач (кризис в образовании и науке, разрушающаяся инфраструктура, деградирующая медицина при низких зарплатах врачей, растущее недоверие и даже враждебность к насквозь коррумпированным правоохранительным органам и т.д.). В обывательской среде растет ощущение, что и тандем далек от эффективной формы управления страной, и каждый его член в отдельности – Путин и Медведев – не блестяще справляются со своими обязанностями.
Более того, в ближайшее время проблемы будут только нарастать. По оценкам многих экономистов, в ближайшие поствыборные годы назревает серьёзный бюджетный кризис, преодоление которого потребует серьезного урезания государственных расходов, в том числе на пенсии и зарплаты бюджетникам. Ожидается также сохранение высоких темпов инфляции. Результаты всех социологических исследований показывают, что социальные последствия такого развития событий воспринимаются населением крайне болезненно. В результате процесс дальнейшей потери авторитета действующей власти (вне зависимости от того, кто станет президентом в 2012 году – Путин или Медведев) может пойти очень быстрыми темпами. И тогда Россия окажется на очень серьезной развилке: либо ужесточение режима ради политической стабильности (притом, что не всякое ужесточение режима, как видно из нынешних событий в Северной Африке и на Ближнем Востоке, приносит желанные для правителей результаты), либо «перезагрузка» системы, предполагающая прежде всего восстановление доверия между властью и населением. Последнее означает – политические реформы.

Ваш комментарий

Карта сайта | Контакты | Ссылки | На главную Copyright 2017 Центр ЕС-Россия