• English

EURussiaCentreEU-Russia Centre

ЕС-Россия » Публикации » Еженедельная колонка » Терроризм и ответственность служб безопасности




Георгий Бовт

Терроризм и ответственность служб безопасности

08 Фев 2011 — Георгий Бовт, Независимый журналист
Комментариев нет

24 января Москва была шокирована терактом в аэропорту Домодедово – самом крупном и оживленном аэропорте столицы и главным центре международных перевозок. Взрыв унес жизни 36 человек, ещё более ста получили ранения. Сначала вся вина легла на террористов из Северного Кавказа, хотя премьер-министр Владимир Путин исключил возможность того, что данный теракт был спланирован в Чечне. Позднее была установлена национальность террориста-смертника, он оказался родом из Ингушетии. Этот факт подтвердил опасения, что если раньше террористические банды действовали в Чечне, а сейчас они охватила весь южный пояс России.

В марте прошлого года две женщины-смертницы приехали из столицы Дагестана Махачкалы и взорвали себя в московском метро; 40 человек были убиты, около 90 получили ранения. Через две недели после взрыва в Домодедово один из лидеров террористов Доку Умаров (предположительно, скрывается где-то в горах Чечни) угрожал российским властям новыми взрывами и другими атаками.

Последний теракт показал, что для предотвращения крупномасштабных нападений контртеррористическая стратегия России была недостаточной даже в Москве. Повседневные процедуры обеспечения безопасности на таких привлекательных для террористических атак объектах, как международные аэропорты, были в значительной степени проигнорированы из-за нехватки порядка и профессионализма со стороны органов безопасности.

В Домодедово, как и во всех аэропортах Москвы и на железнодорожных вокзалах, отсутствовал контроль всех входящих людей, и даже металлодетекторы (установленные 5 лет назад, после двух самолетов, которые вылетели из Домодедово и были взорваны в воздухе смертницами, допущенными в зону вылета охранником за взятку в размере 1000 рублей) не работали.

Согласно оценке известного специалиста по вопросам безопасности генерала Владимира Овчинского, по всей России в 2010 году было зафиксировано более 900 террористических атак, в то время в республиках Северного Кавказа было зафиксировано лишь 18 случаев нападений террористов-смертников.

Последний теракт поднял ряд вопросов, касающихся эффективности российских служб безопасности, в частности ФСБ, которая ответственна за борьбу с терроризмом. Многие наблюдатели призвали к отставке всесильного главу ФСБ Александра Бортникова и министра внутренних дел Рашида Нургалиева. Но президент Медведев отреагировал весьма мягко, он уволил лишь одного руководителя отдела МВД, дав понять главам спецслужб, что им следует найти вместо себя козлов отпущения.

Также стоит отметить, что не было начато парламентского расследования. Законопроект, предусматривающий создание временных комиссий в российском парламенте, был инициирован парламентским меньшинством, но был заблокирован правящей партией «Единая Россия». Подобное расследование могли бы выявить неэффективность спецслужб в стране, которая более 10 лет фактически управляется политиками, вышедшими из КГБ или других силовых ведомств. В ходе такого расследования можно было также поставить вопросы о неэффективной работе Национального антитеррористического комитета, который был создан по указу Владимира Путина еще в 2006 году. Один только центральный аппарат НАК включает более 200 человек. Во всех регионах России были созданы антитеррористические комиссии, координируемые центральной штаб-квартирой. Когда Путин был главой государства, финансирование всех силовых структур в России было увеличено. Но никто не знает, как были потрачены деньги государственного бюджета.

Последний взрыв в Домодедово поставил под сомнение общую эффективность политики Кремля на Северном Кавказе, которая объединила жёсткие встречные боевые операции со щедрыми расходами на социальные программы и опору на лояльных лидеров местных кланов. Но с помощью этой стратегии не удалось ликвидировать террористов и предотвратить нападения. Террористические банды постоянно создают всё новые группировки, в частности, в Дагестане, Ингушетии и Кабардино-Балкарии. Неясно, рассматривает ли Медведев новую стратегию для этого региона. Назначение им бывшего губернатора Красноярского края Александра Хлопонина представителем президента РФ в новом Северо-Кавказском федеральном округе до сих пор не привело ни к каким значимым результатам. Как это признано большинством государственных экспертов, большая часть щедрых федеральных дотаций было украдено местной коррумпированной элитой.

Несомненно, непростая социальная ситуация на Северном Кавказе прямо и косвенно стимулирует террористическую деятельность на территории России. Постоянная безопасность может быть установлена, только когда проблемы на Северном Кавказе будут решены. Эти проблемы накапливались годами, даже десятилетиями, и серьезное решение может быть найдено только путем осуществления эффективной долгосрочной стратегии. Но политическую элиту России всегда интересуют быстрые и простые ответы. В Северном Кавказе нет никаких серьезных попыток заняться социально-экономическими проблемами региона. Федеральное правительство во главе с Медведевым по-прежнему делает ставку на элиты архаичных местных кланов и полную замену местных силовиков “чужаками”, постоянно сменяющими друг друга в регионе. Однако, очевидно, что деньги и операции органов внутренних дел сами по себе не могут решить проблемы на Северном Кавказе.

После каждого крупного теракта, чиновники становятся заложниками политических кланов и спецслужб, которые требуют больше финансирования и полномочий для предотвращения будущих атак, вместо того, чтобы проанализировать произошедшее. Например, после захвата школы в Беслане в 2004 году, вместо анализа произошедшего тогдашний президент Путин заявил о «закручивании гаек», а после взрыва в московском метро в марте прошлого года была принята поправка о предоставлении расширенных полномочий ФСБ. Оказалось, что этот устаревший подход уже не работает.

Ключевой подход в разработке будущих антитеррористических мер в России лежит главным образом в политической сфере. Главный вопрос состоит в том, могло ли общество настоять на создании таких спецслужб, которые были бы прозрачными, не коррумпированными и несущими ответственность перед людьми?

Ваш комментарий

Карта сайта | Контакты | Ссылки | На главную Copyright 2017 Центр ЕС-Россия