• English

EURussiaCentreEU-Russia Centre

ЕС-Россия » Публикации » Еженедельная колонка » Таможенный союз вместо ВТО




Георгий Бовт

Таможенный союз вместо ВТО

30 марта 2010 — Георгий Бовт, Независимый журналист
Один комментарий

Россия, Казахстан и Белоруссия могли бы создать наднациональный орган, который обрёл бы некоторые привилегии национальных правительств трёх стран. Этот орган, по словам премьер-министра Казахстана Карима Масимова, повторял бы европейскую модель интеграции, сопровождавшую первые шаги образования ЕС. Казахский премьер заявил, что такой шаг может быть сделан уже в 2012 году. Возможно ли такое, если учесть, что Таможенный союз, в который входят три названные государства, пока что работает далеко не гладко?

По мнению Масимова, наднациональный орган Таможенного союза отвечал бы за регулирование в сфере естественных монополий, тарифов, единых правил конкуренции, единой энергетической политики. Учитывая нынешние условия сотрудничества между странами-членами, эта цель может стать весьма трудно достижимой. Как выразился Масимов, в то время как странам-членам ЕС понадобилось 20 лет, чтобы справиться с теми же проблемами (добиться согласованных условий регулирования), три страны-члены Таможенного союза должны будут решить эти проблемы за два года.

Таможенный союз начал работать с 1 января этого года, но похоже, что к этому времени не все проблемы были успешно решены. Единый Кодекс Союза пока ещё не вступил в действие. Предполагается, что он заработает только с 1 июля. Начальные месяцы работы Союза были омрачены трениями между Москвой и Минском по поводу импорта и транзита российских нефти и газа. Проще говоря, Белоруссия настаивала на своём праве получать российские нефть и газ по ценам со скидкой, предполагая, что далее она имеет право перепродавать их на Запад по рыночным ценам. Другим пунктом раздора было распределение импортных пошлин между Россией, Белоруссией и Казахстаном. Первоначально Россия настаивала на получении 93 процентов всех пошлин, собираемых с третьих сторон. В конце концов, три страны сошлись на компромиссе, по которому 87,97% отходят к России, 4,7% – Белоруссии и 7,3% – Казахстану.

Россия смогла уговорить Минск принять обязательство не использовать нефтепровод Одесса-Броды для перепродажи российской нефти в обмен на льготные цены на неё (Россия согласилась поставить Белоруссии 6,3 миллиона тонн беспошлинной нефти в этом году). При этом цены со скидкой на российский газ для Белоруссии также были сохранены. Минск платит 168 долларов за 1 тысячу кубометров газа, в то время как соседняя Украина платит 305 долларов.

У России и Белоруссии долгая история непростых отношений. Эти две страны входят в Таможенный союз с 1995 года и в союзное государство – свыше десяти лет. За это время Минск налагал торговые ограничения на российские товары 24 раза, а Москва – 15 раз на белорусские товары. Эти цифры показывают, что правительства двух стран даже не располагают зоной свободной торговли. В прошлом году белорусско-российские отношения накалялись в результате торговых разногласий вокруг молочных продуктов, газа, мяса и тракторов. В результате объём торговли между двумя странами только за прошлый год упал на 40 процентов. Новый год начался аналогично, со спора по поводу нефти, когда Москва потребовала, чтобы Минск платил в полном объёме экспортную пошлину за нефть, покупаемую у России и затем реэкспортируемую на Запад с получением прибыли. Вопрос был окончательно (или временно) решён после визита в конце марта председателя правительства России Владимира Путина в Минск.
Другим вопросом, обсуждаемым в контексте трёхстороннего Таможенного союза, является возможность вступления в него в обозримом будущем Украины.

Пока что Россия очень рада победе на президентских выборах на Украине Виктора Януковича (каким он представляется Москве). Так же как Москва была обрадована недавним назначением премьер министром Украины Николая Азарова. Он считается самым «пророссийским» членом нового украинского правительства. Приход Януковича к власти после провала «оранжевой революции» породил в России «светлые» надежды на то, что соседняя славянская страна может быть возвращена в лоно преимущественно российского влияния. Но дружественная риторика, похоже, недостаточна для восстановления российско-украинских отношений. «Обе стороны согласны, что существующие отношения должны быть изменены, – признал президент Янукович после своего визита в Москву в начале марта, – в целом, в контексте проблем энергетической безопасности, волнующих Украину, Россию и Европейский Союз. Наши экономики связаны очень сильно и создание совместного экономического пространства – это вопрос ближайшего будущего». «Вступайте в наш Таможенный союз», – предложил в ответ Януковичу Путин в ходе встречи 5 марта.

Однако никакой немедленной реакции со стороны Украины не последовало. И в обозримом будущем не будет. Для Украины, которая уже является членом ВТО (в отличие от России, которая, видимо, отложила вопрос о членстве в ВТО, предпочтя Таможенный союз с двумя своими соседями), самое главное добиться от России существенного сокращения цен на газ, поскольку страна испытывает острый бюджетный дефицит, в то время как украинская система транспортировки газа могла бы выступить козырем в руках президента Януковича в ходе ведения переговоров о таком сокращении. Россия, в свою очередь, может положительно отреагировать на предложение Украины о создании международного консорциума с её участием по совместному управлению этой системой. Хотя идея создания предприятия с российским «Газпромом» и является экономически оправданной, она всё равно должна быть предварительно одобрена на Украине. Очевидно, такую сделку будет трудно «продать» народу, пока нынешний лидер оппозиции всё ещё весьма популярная Юлия Тимошенко выступает категорически против неё. Около 80 процентов экспорта «Газпрома» в Европу идёт через Украину. Оппозиционные партии в Киеве обещали вести непримиримую борьбу против плана создания газового консорциума, как наносящего ущерб национальной безопасности. Один оппозиционный украинский законодатель заявил, что, если правительство передаст какую-то часть управления трубопроводами страны «Газпрому», последуют бунты. Дело в том, что, если будет создан международный консорциум, в который войдут Европейский Союз, Россия и Украина, логическим продолжением этого станет сплошная модернизация украинской системы транспортировки газа и в итоге будет гарантирован бесперебойный транзит поставок российского газа в Европу. Если это произойдёт, строительство крайне дорогостоящего трубопровода Южный поток, на котором энергично настаивает Россия, утратит экономический смысл, поскольку надёжность транспортировки газа будет совместно гарантирована Россией, Украиной и ЕС.

Что касается присоединения Украины к Таможенному союзу, было бы ошибочно ожидать такого шага даже от Януковича. Большинство в украинской элите сохраняет свою европейскую ориентацию, и нет никаких признаков реориентации на трёхсторонний Таможенный союз. Что же касается самого этого Союза, для России сейчас крайне важно продемонстрировать его жизненность, чтобы подкрепить ранее принятое спорное решение больше не добиваться членства в ВТО. Вопрос в том, какую цену готова заплатить Москва за столь политизированное решение, учитывая, что Белоруссия будет играть более независимую роль в своих двусторонних отношениях с ЕС.

Комментарии

  1. Сергей01 Апр 2010 в 04:34

    То, что называется Таможенным союзом, по сути таковым не является, ведь Таможенный союз, как правильно настаивает белорусская сторона, предполагает отмену всех видов квот и пошлин на взаимную торговлю плюс согласованный тариф на торговлю со внешними партнерами. А российское виденье Таможенного союза означает введение квот и таможенных пошлин на нефть при торговле с Беларусью.
    И Украине в таком союзе делать нечего, ведь есть ВТО, где спорные вопросы решаются цивилизованно, а не по прихоти Москвы
    А насчет политики России по отношению к другим постсоветским (да и не только) странам автор абсолютно прав: «Приход Януковича к власти … породил в России «светлые» надежды на то, что соседняя славянская страна может быть возвращена в лоно преимущественно российского влияния». Россия до сих пор не научилась выстраивать равноправные отношения со своими соседями. А вот влиять на них и диктовать только свои условия – вот что нужно нынешнему российскому руководству.

Ваш комментарий

Карта сайта | Контакты | Ссылки | На главную Copyright 2017 Центр ЕС-Россия