Пн | Вт | Ср | Чт | Пт | Сб | Вс |
---|---|---|---|---|---|---|
« Март | ||||||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 |
8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 |
15 | 16 | 17 | 18 | 19 | 20 | 21 |
22 | 23 | 24 | 25 | 26 | 27 | 28 |
29 | 30 | 31 |
Евросоюз уже привык к тому, что с наступлением зимы Россия начинает вести «газовые войны» со своими соседями, либо когда наступает время подписания новых контрактов на транзит или поставки газа, либо когда нужно продлевать уже существующие. В этот раз ухудшение отношений между Россией и Белоруссией из-за цен и условий транзита газа совпало по времени с финальной стадией интеграции двух стран в рамках Таможенного союза. Это противоречие демонстрирует насколько проблематичным и несовершенным обещает быть союз с самого начала.
Кризис в отношениях был лично спровоцирован президентом Дмитрием Медведевым, после того как в середине июня он вынес предупреждение Белоруссии – погасить задолженность за газ или ей придется столкнуться с последствиями. «Мы дадим нашим белорусским коллегам пять дней, чтобы они определились как вести себя дальше», в слегка оскорбительной манере для белорусского президента Александра Лукашенко, заявил Дмитрий Медведев Алексею Миллеру, главе Газпрома во время встречи. «Иначе Россия предпримет строгие меры». Комментируя итоги встречи, Миллер сказал, что Газпром мог бы «сократить объем поставок газа в Белоруссию пропорционально задолженности».
По словам российской газовой монополии, Белоруссия должна ему около 200 млн. долларов. Задолженность образовалась после того, как Белоруссия отказалась платить за поставленный газ по новым ценам.
Россия увеличила стоимость поставляемого в Белоруссию газа со 150 долларов за тысячу кубометров в 2009 году до 169, 20 долларов в первом квартале и 184,80 долларов во втором квартале 2010 года. Но Белоруссия продолжала рассчитываться за газ по 150 долларов, заявляя, что как член Таможенного союза она должна платить за газ по внутренним российским ценам. Лукашенко приводил этот аргумент, одержимый идеей, что все энергопоставки из России в Белоруссию должны оплачиваться исходя из внутрироссийских цен. Этот факт только подчеркивает, сколько неразрешенных вопросов стоит перед трехсторонним Таможенным союзом (третья сторона – Казахстан).
В прошлом месяце Лукашенко заявил, что государство готово отказаться от контрольного пакета акций «Белтрансгаза», в обмен на поставки газа в Белоруссию по внутрироссийским ценам. «То же самое касается и НПЗ. Дешевая нефть – хорошие условия, но не бесплатно, заявил Лукашенко. – Они хотели бы почти бесплатно получить предприятия. Я сказал им, что бесплатных завтраков не бывает. Бесплатно ничего не продадим».
Почти два года Минск настаивает на беспошлинной поставке Россией всего объема нефти, а не только для внутреннего потребления. Большая часть нефти перерабатывается белорусскими заводами «Нафтан» и «Мозыр» для дальнейшего экспорта на Запад. Внутри республики остается лишь малая часть нефтепродуктов.
На встрече с президентом Дмитрием Медведевым, которая длилась восемь часов, Лукашенко добился обещания, что Москва продолжит поставки в объеме шести миллионов тонн беспошлинной нефти в Белоруссию для внутреннего пользования, что эквивалентно субсидии для Минска в размере 1,3 млрд. долларов. Однако Белоруссия должна была полностью погасить задолженность в отношении оставшегося объема поставленной нефти, равнявшегося 21,5 млн тонн в 2009 году.
Пока напряженность вокруг ситуации с поставками нефти и газа нарастала, Лукашенко обратился к Уго Чавесу, президенту Венесуэлы. В марте была заключена сделка на поставку ежедневно 80 тысяч баррелей нефти из Венесуэлы в Белоруссию, которая после переработки предназначалась на продажу в Европу. В обмен Лукашенко предложил построить три или четыре завода по производству тракторов, машин и грузовиков, а также кирпичный завод, чья производительная мощность составит 100 тысяч тонн кирпича в Венесуэле. В Москве к данному соглашению отнеслись с недовольством – правящий тандем не может похвастаться хорошими личными отношениями с белорусским лидером.
Позднее Лукашенко предложил аннулировать все пошлины на нефтепродукты одновременно с открытием единого таможенного пространства (предположительно, это произойдет 5 июля, самое ранее), а на нефть – с января 2011 года. Он всячески поддерживает принцип «равенства» – «если нет равенства, не может быть и речи о Таможенном союзе». Формально он абсолютно прав, накануне запуска Таможенного союза, все три стороны все еще очень далеки от разрешения разногласий по поводу работы таможни в новых условиях. Помимо нефти и нефтепродуктов, существуют разногласия в отношении того, как импортировать в Евросоюз автомобили (таможенная пошлина Беларуси составляет около 10%, в то время как Россия претендует на 30%, чтобы защитить российского производителя), то же самое в отношении самолетов. Далеки от унификации бюрократические таможенные процедуры: в России это наиболее коррумпированная сфера, занимающие много времени, а в Белоруссии и Казахстане в этом плане проще. В России объем необлагаемого личного импорта (для некоммерческого использования) эквивалентен примерно 2 000 долларам США, в то время как в Белоруссии это уровень ниже вчетверо. Российские таможенники сейчас работают над мерами, которые фактически разграничивают «российское таможенное пространство» внутри «общего союзного пространства». В свою очередь, это ставит главный вопрос о том, есть ли хоть одна причина и рациональное зерно в подобном союзе.
Белоруссия даже пока еще не ратифицировала Таможенный кодекс. До сих пор не закончен и российский Кодекс.
Самое смешное, что в прошлом году Москва отдала приоритет именно формированию Таможенного союза трех стран, а не вступлению в ВТО в одностороннем порядке. Но вскоре, после того как стало понятно, что синхронное вступление Союза в ВТО почти невозможно, Россия возобновила дипломатические маневры, пытаясь поддержать ход «параллельных» процессов, каждый – в своей колее. Во время Экономического Форума в Санкт-Петербурге российские чиновники настаивали на том, что в сущности противоречий между Таможенным союзом и намерением России вступить в ВТО – нет, что это до сих пор является правомерным. Вероятно, это означает, что задача по одновременному вступлению в ВТО трех стран больше не стоит у России на повестке дня.
Что же касается Таможенного союза, недавно здесь удалось добиться, по крайней мере, одного существенного результата: была достигнута договоренность, что при пересечении границ чиновники России, Беларуси и Казахстана будут освобождены от досмотра личного багажа. Честно говоря, это свидетельствует о том, что на пост-советском пространстве наиболее эффективно умеют заботиться только о бюрократах.