• English

EURussiaCentreEU-Russia Centre

ЕС-Россия » Публикации » Еженедельная колонка » Система европейской ПРО: против России или без её участия?




Георгий Бовт

Система европейской ПРО: против России или без её участия?

10 марта 2011 — Георгий Бовт, Независимый журналист
Комментариев нет

Россия и НАТО, кажется, зашли в тупик в нелегких переговорах по будущей системе европейской ПРО. Москва одобрит этот план только в случае участия России в проекте на тех или иных условиях (хотя не совсем ясно, каких именно), при этом настаивая на включении в работу с самого начала, а не на финальных стадиях разработки.

Как уже не раз бывало между Россией и ЕС, весь переговорный процесс сводится к выражению взаимного недоверия и обвинениям в адрес друг друга. Так, представитель России в НАТО Дмитрий Рогозин заявил на заседании Совета Россия-НАТО, что Москва не допустит «нейтрализации своего ядерного арсенала», к чему, по его мнению, может привести развертывание европейской ПРО как односторонней системы. Заявление Рогозина было обнародовано в качестве ответа на выступление представителя Пентагона Джеймса Миллера в Конгрессе США. Миллер вполне однозначно выразил мысль, что территория обороны НАТО должна быть исключительно в поле ответственности НАТО, а Россия должна нести ответственность за свою собственную территорию. В понимании Москвы это означало, что НАТО не принимает Россию как равноправного участника европейской системы противоракетной обороны.

Чем-то это напоминает переговоры и разногласия 1990-х годов, когда ещё до начала расширения НАТО Москва настаивала на своей «равноправной роли» как основном принципе Совета Россия-НАТО, создание которого в то время только обсуждалось.

Как ни парадоксально, Россия и НАТО время от времени меняются ролями в ходе длительных переговоров по европейской ПРО. Первоначально, когда администрация США выступила с инициативой создать оборонительные системы от возможного ракетного удара со стороны некоторых «государств-изгоев» (предположительно Ирана), Вашингтон предложил Москве принять участие в проекте. На тот момент Россия отвергла саму идею проекта, но в конце концов президент Путин выступил с предложением к президенту Бушу применить советскую радиолокационную станцию слежения в Габале (Азербайджан) в европейском проекте ПРО. Аргументы российской стороны были основаны на предположении, что с помощью России было бы обнаружить, а затем перехватить иранские ракеты (Россия предложила добавить свои противоракетные системы С-300 и С-400) гораздо легче, чем с помощью радаров и ракет, размещенных в Польше и Чехии. Американцы отказались от этой идеи, поскольку сочли станцию в Габале технически устаревшей. На какое-то время идея участия России в проекте в какой бы то ни было форме была отброшена, особенно когда Москва пригрозила разместить свои тактические ядерные ракеты «Искандер» в Калининградской области в противовес радарам и ракетам, развернутым в Восточной Европе.

Под сильным давлением России и на фоне стратегии «перезагрузки», принятой администрацией Обамы, развертывание ракет и радаров в Европе было отложено (что также важно, США столкнулись с многочисленными техническими проблемами с радарами и системами перехвата, которые были бы эффективны против иранских ракет).
Также администрация Обамы предприняла некоторые усилия, чтобы создать благоприятную атмосферу для переговоров с Россией по оборонным вопросам. Госсекретарь США Хиллари Клинтон отметила сотрудничество с Россией по европейской ПРО в своем выступлении на недавней 47-й Мюнхенской конференции по безопасности. «Мы стремимся к настоящему сотрудничеству … такому, которое укрепило бы отношения с Россией и нашу общую безопасность при сохранении стратегической стабильности. Мы уже начали переговоры с Москвой о том, как этого можно достичь …».

И Москва, в свою очередь, выразила готовность участвовать в проекте ПРО в более крупном масштабе, несмотря на то, что когда-то называла этот проект абсолютно неприемлемым и угрожающим ее стратегическим интересам безопасности: Россия утверждала, что любые ракеты, развернутые в Европе могут представлять угрозу для российских баллистических ядерных ракет, тем самым лишая страну наиболее надежного средства защиты – стратегического ядерного арсенала. Теперь Москва заявляет о своей готовности принять участие в проекте, чтобы убедиться, что система не будет представлять никакой угрозы для России. Но это в корне отличается от американского видения (и, в том числе, видения НАТО) проекта, основной задачей которого, как предполагалось, было не успокоить Россию, а создать щит против ракет, запускаемых со стороны южных границ Европы.

И возможно, у американцев не существует четкого представления о том, какой должна быть роль России в европейском проекте НАТО, кроме того, уже имеется по крайней мере формальное приглашение Москвы к участию от Генерального секретаря НАТО.

В своей речи на Мюнхенской конференции министр иностранных дел Сергей Лавров подчеркнул существующие разногласия: «Я думаю, все понимают, что по тому соглашению, которое мы обсуждаем… не обязательно, что Россия охотно согласится с тем, чтобы программа НАТО развертывалась без её участия. Принцип «принимай, как есть или не принимай вовсе» здесь не работает… Если наши интересы не берутся в расчет, если не достигается равноправное сотрудничество, мы будем вынуждены компенсировать возникающий дисбаланс». По словам Лаврова, «наша способность создать совместный проект европейской ПРО с участием и России, и НАТО станет испытанием искренности заявлений о готовности к партнерству, к радикальной трансформации стратегического контекста отношений для создания – на самом деле, а не только на словах – неделимого Евро-Атлантического и Евразийского сообщества безопасности».
Но горькая правда в том, что у России не достает мощи для того, чтобы идти в ногу с развитием системы ПРО, с тем, что будет достигнуто США к 2020 году, с системой, которая будет включать в себя раннее предупреждение, авиационную и космическую защиту. Кроме того, существуют сомнения в том, что по своим техническим характеристикам и размещению российские элементы ПРО будут совместимы с гибкими и очень мобильными элементами ПРО США.

С другой стороны, развертывание наземных элементов ПРО США в Польше и Румынии (ожидается к 2015-2020 годам) воспринимается в Москве как угроза потенциалу ответного удара России. Администрация Обамы разработала «поэтапный адаптивный подход», который делает упор на развертывание морских и наземных перехватчиков Standard Missile 3 по всей Европе.

Развертывание в течение 2011-2020 включает в себя ракеты средней и малой дальности на ранних этапах, и в то же время стремление к развертыванию более совершенных средств обороны для борьбы с оружием средней дальности и межконтинентальными баллистическими ракетами (МБР) в последующие годы.

Клинтон подчеркнула в своем выступлении в Мюнхене: «Мы не будем устанавливать какие-либо ограничения по нашей противоракетной обороне». Каковы шансы Москвы, учитывая неизменное развитие программы ПРО НАТО, нацеленность США на «поэтапный адаптивный подход» и неспособность России самостоятельно работать по программе альянса в техническом и финансовом плане – не ясно до сих пор.
Как поясняют представители США, между двумя совершенно самостоятельными системами ПРО – российской и европейской – может иметь место «сотрудничество». И это означает, фактически, не полномасштабное участия России в проекте НАТО, а совместная работа по каким-то направлениям, обмен информацией и опытом. Наиболее проблемной стороной этого взаимодействия будет процесс контроля, так как для России самым важным будет то, чтобы вся система не стала сдерживать или ограничивать её ядерный стратегический потенциал. Уже существует соглашение о создании института «специального представителя» или посла по вопросам сотрудничества систем ПРО.

Но это, вероятно, и есть тот максимум, которого возможно достичь при нынешнем уровне недоверия между Россией и Западом. Обе стороны будут снова обмениваться обвинениями и подозрениями в сочетании с взываниями к «справедливости и равенству», при этом понимая, что все это не более чем один из поводов для торга в их отношениях, ограничиваемых взаимным недоверием и, что крайне важно, отсутствием общих ценностей. И именно это отсутствие общих ценностей и не дает НАТО и России перестать бояться друг от друга.

Ваш комментарий

Карта сайта | Контакты | Ссылки | На главную Copyright 2017 Центр ЕС-Россия