Пн | Вт | Ср | Чт | Пт | Сб | Вс |
---|---|---|---|---|---|---|
« Март | ||||||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 |
8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 |
15 | 16 | 17 | 18 | 19 | 20 | 21 |
22 | 23 | 24 | 25 | 26 | 27 | 28 |
29 | 30 | 31 |
В прошлой колонке мы писали о ратификации Российской Федерацией Протокола 14 к Конвенции о защите прав человека и основных свобод и возможных последствиях этой ратификации в первую очередь для российской правовой системы. Было высказано предположение, что 8 февраля 2010 г. ратификацией Протокола 14 дан старт не столько запоздавшей реформе Европейского суда по правам человека, сколько кампании по совершенствованию работы российских судей, «чтобы у россиян не возникало поводов для обращения в Европейский суд по правам человека» (Президент РФ Д.А. Медведев). Первые позитивные изменения не заставили себя долго ждать.
26 февраля 2010 г. Конституционный Суд Российской Федерации принял постановление N 4-П, из которого следует, что российский законодатель обязан закрепить «механизм исполнения окончательных постановлений Европейского суда по правам человека, который позволит обеспечить адекватное восстановление прав, нарушение которых выявлено Европейским судом по правам человека».
Конституция РФ закрепляет приоритет норм международного права. Однако до настоящего времени в законодательстве возможность пересмотра судебных постановлений национальных судов в связи с принятием постановления Европейского суда по правам человека закреплялась только в отношении уголовных и арбитражных дел, а в Гражданском процессуальном кодексе Российской Федерации этот вопрос никак не регулировался.
Теперь же, согласно постановлению Конституционного Суда Российской Федерации, российские законодатели должны закрепить в Гражданском процессуальном кодексе соответствующий механизм пересмотра судебных решений, ставших причиной вынесения постановления Европейского суда по правам человека против России.
Безусловно позитивное постановление. Конституционный Суд РФ вообще отличается тем, что регулярно принимает постановления с учетом Конвенции о защите прав человека и основных свобод. Конституционный Суд РФ своеобразен еще и тем, что своевременно принимает очень важные постановления, в соответствии с политической волей государственных деятелей. Сделаем небольшое экскурс в историю и соотнесем важные постановления Конституционного Суда РФ с международными событиями с участием России и Совета Европы.
Конституционный Суд РФ внес значительный вклад в развитие принципа непосредственного применения норм международного права. Первым постановлением Конституционного Суда РФ относительно применения норм международного права в национальной правовой системе было постановление № 2-П от 4 февраля 1992 года. Конституционный Суд РФ постановил, что суды «обязаны также оценивать подлежащий применению закон с точки зрения его соответствия принципам и нормам международного права…».
Вероятно, не является простым совпадением тот факт, что данное постановление было вынесено спустя три месяца после направления Российской Федерацией Генеральному Секретарю Совета Европы письма от 6 мая 1992 года, в котором выражалось желание быть приглашенным стать членом Совета Европы.
После принятия Конституции РФ 1993 года Конституционный Суд РФ принял несколько важных постановлений, дав широкое толкование части 3 статьи 46 новой Конституции, касающейся права на обращение в международные органы. В Постановлении от 2 февраля 1996 г. № 4-П Конституционный Суда РФ сказал: «… решения межгосударственных органов могут приводить к пересмотру конкретных дел высшими судами Российской Федерации, и, следовательно, открывает дорогу для полномочий последних по повторному рассмотрению дела в целях изменения ранее состоявшихся по нему решений, в том числе принятых высшей внутригосударственной судебной инстанцией». Данная правовая позиция напоминает постановление Конституционного Суда РФ от 26 февраля 2010 г.
Вероятно, не является простым совпадением тот факт, что эта правовая позиция появилась спустя лишь 26 дней до даты вступления Россией в члены Совета Европы 28 февраля 1996 года.
В период после вступления России в члены Совета Европы и еще до ратификации Россией Конвенции о защите прав человека и основных свобод Конституционный Суда РФ первым начал применять нормы Конвенции «как относящиеся к общепризнанным принципам и нормам международного права». Последние согласно статье 15 (часть 4) Конституции Российской Федерации являются составной частью правовой системы Российской Федерации. В этот период было вынесено три постановления, содержащих ссылки на Конвенцию. Первое постановление со ссылкой на Конвенцию, на ее статью 2 Протокола 4 «Свобода передвижения», датируется 4 апреля 1996 г.
До сентября 2004 г. Конвенция упоминается в 54 постановлениях из 166 постановлений Конституционного Суда РФ с момента присоединения Российской Федерации к Уставу Совета Европы 28 февраля 1996 г. и из 116 — с момента вступления Конвенции в силу для Российской Федерации 5 мая 1998 г. В период с 5 мая 1998 г. по сентябрь 2004 г. в 12 постановлениях из 54 постановлений, в которых Конституционный Суд упомянул Конвенцию, содержится обращение к практике Европейского суда по правам человека. В остальных 42 случаях давалась лишь ссылка на Конвенцию, что нельзя назвать ее применением. «Государства применяют Конвенцию в своих правовых системах, как она понимается в практике ЕСПЧ» (Рекомендация Комитета Министров Совета Европы Rec(2004)5)
После 2004 года произошли некоторые изменения в практике применения Конвенции Конституционным Судом. Например, в период с августа 2004 г. по январь 2008 г. Конституционный Суд обращался к Конвенции чаще, чем в период с 28 февраля 1996 г. по 1 августа 2004 г. При этом качество обоснования применимости Конвенции улучшилось.
Москва — не Россия, Конституционный Суд РФ — не судебная система РФ. Но последуют ли за позитивной практикой Конституционного Суда РФ суды общей юрисдикции под руководством Верховного Суда РФ? К примеру, ничто не мешало Верховному Суду РФ сформировать практику нижестоящих судов таким образом, чтобы не смотря на отсутствие в Гражданском процессуальном кодексе соответствующего положения все дела, ставшие предметом рассмотрения в Европейском суде по правам человека, подлежали пересмотру по вновь открывшимся обстоятельствам.
Анализ практики показывает, что Верховный Суд РФ не применяет Конвенцию с какой-либо степенью регулярности и компетентности. Эта ситуация имеет место несмотря на то, что 10 октября 2003 года Пленум Верховного Суда РФ направил нижестоящим судам специальное постановление о применении норм международного права. Практика Верховного Суда РФ значительно не изменилась и после 10 октября 2003 года. Верховный Суд РФ начал применять практику ЕСПЧ после 2003 г., но делает это редко, со многими ошибками и выборочно. Часто Верховный Суд РФ игнорирует принципы Конвенции, о применении которых ходатайствуют стороны, или не дает существенных оснований для отказа в применении Конвенции. Сложилась ситуация, в которой национальный верховный суд, издав специальное разъясняющее постановление, обязывающее нижестоящие суды применять Конвенцию как она понимается в практике Европейского суда по правам человека, не следует этому постановлению в своей собственной практике (подробнее о практике применения Конвенции Конституционным Судом РФ и Верховным Судом РФ см. Бурков А. Л. «Конвенция о защите прав человека в судах России». Москва: Волтерс Клувер, 2010 http://sutyajnik.ru/bal/wolters).
Полагаем, что есть основания ожидать изменения практики Верховного Суда РФ и нижестоящих судов. Эту надежду вселяет опубликование в первом номере Бюллетеня Верховного Суда РФ за 2010 год постановление Президиума Верховного суда РФ от 23 сентября 2009 г., показывающее нижестоящим судам пример применения Конвенции о защите прав человека и основных свобод. Согласно данному акту высшей судебной инстанции государства нарушение положений Конвенции о защите прав человека и основных свобод при рассмотрении судом Российской Федерации уголовного дела является основанием для отмены кассационного определения и возобновления производства по делу ввиду новых обстоятельств. Такого в практике Верховного Суда Российской Федерации до сих пор не наблюдалось.
Важно помнить, что уменьшить количество поводов для обращения в Европейский суд по правам человека можно только привентивно пользуясь принципами Конвенции о защите прав человека и основных свобод как они понимаются в практике Европейского суда по правам человека. Это рассмотрение любого дела в суде первой инстанции с учетом норм Конвенции о защите прав человека и основных свобод. Очень важно, что Конституционный Суд РФ подает пример такой практики всем судьям России. Важно, чтобы остальные суды следовали положительному примеру.