• English

EURussiaCentreEU-Russia Centre

ЕС-Россия » Публикации » Еженедельная колонка » Перспективы отношений России и ЕС




Фрейзер Камерон

Перспективы отношений России и ЕС

17 Янв 2014 — Фрейзер Камерон, Директор Центра ЕС-Россия
Комментариев нет

В конце января президент Путин, новый председатель G8 в 2014 году, посетит Брюссель для участия в саммите с лидерами Евросоюза. Саммит состоится через два месяца после борьбы за международную ориентацию Украины в Вильнюсе — перетягивание каната между Россией и ЕС — и как раз перед зимней Олимпиадой в Сочи. В прошлом месяце, чтобы создать благоприятный общественный климат для проведения Олимпиады, Путин выпустил своего заклятого врага Михаила Ходорковского, участниц панк-группы Pussy Riot и снял обвинения с активистов Гринпис. Тем не менее, деятельность гражданского общества продолжает ограничиваться, а благоприятное отношение к Олимпиаде было поставлено под угрозу из-за терактов в Волгограде. В то время как для Путина никто не представляет угрозы внутри страны, положение российской экономики ухудшается, и президенту приходится зазывать иностранных инвесторов.

Каковы перспективы отношений между ЕС и Россией в свете этих событий? Рассматривают ли две стороны свои отношения как единое стратегическое партнерство? Продвинутся ли переговоры по новому соглашению между Брюсселем и Москвой? Что Путин думает о Евразийском Союзе? Совместим ли этот Союз со стандартами ЕС? Может ли он реально помочь России на пути модернизации – что является целью пошатнувшегося Партнерства ЕС-Россия в этой сфере?

Представители ЕС заявляют, что они хотят привлечь Россию к крепкому и пока еще перспективному диалогу об их будущих отношениях. Лидеры Евросоюза будут повторять, что каждый народ имеет право выбирать свой собственный путь и такая страна, как Украина, может подписать соглашения об ассоциации с ЕС и наслаждаться добрососедскими отношениями с Россией. Однако, Москва рассматривает Восточное партнерство как игру с нулевой суммой результата – либо вы с ЕС, либо с Россией. Давление России на Украину, Армению и других соседей касательно вопроса ассоциации с ЕС, вызвало резкую критику со стороны Брюсселя.

Конечно, должны обсуждаться инициативы обеих сторон касательно экономической интеграции, а также то, как эти инициативы могут лучше взаимодействовать друг с другом. Евросоюз остается крупнейшим торговым партнером России и они также оба являются членами ВТО. Был достигнут определенный прогресс в регулятивной конвергенции. Тем не менее, количество торговых споров между партнёрами, начиная от транспорта до цен на энергоносители, обострилась в последние месяцы. Обе стороны настроены на достижение долгосрочной цели по формированию общего экономического пространства от Атлантики до Тихого океана. Но представления участников о том, что это означает на самом деле, расходятся диаметрально.

Министр иностранных дел Лавров в своей речи в Брюсселе 15 октября подтвердил заинтересованность России в углубленных отношениях с ЕС, но в словах не было конкретики. Он выразил надежду на Год науки Россия-ЕС 2014. Он был более оптимистичен в вопросах внешней политики, касающихся тесного сотрудничества с ЕС по Ирану, Афганистану, Сирии и на всем Ближнем Востоке.

В связи с председательством России в G8 и G20 в этом году, на саммите также поднимутся такие глобальные вопросы, как необходимость работы над комплексными стратегиями роста в контексте финансовой устойчивости, сосредоточение на реформе финансового рынка, рассмотрение вопроса об уклонении от уплаты налогов, о борьбе с торговым протекционизмом. Также «Деловая двадцатка» работает над повышением устойчивости энергетических рынков и занимается борьбы с коррупцией̆.

Пока сотрудничество по вопросам внешней политики и глобальным проблемам являются успешными, внутренняя политика России всё же остается ключевой проблемой для ЕС. В идеале Евросоюз хотел бы видеть широкомасштабную модернизацию в России, охватывающую политическую, экономическую и институциональную сферу. Свободные рынки, конкуренция, верховенство закона и уменьшение роли государства в экономике – всё это имеет решающее значение. Если Россия движется по этому пути, то возможно скоро будет достигнут прогресс в решении вопроса о либерализации визового режима. Если нет – этот вопрос будут продолжать откладывать.

Так как Россия остается ведущим поставщиком энергоресурсов в ЕС, то эта тема будет продолжать играть доминирующую роль в отношениях. ЕС будет подчеркивать, что ее правила, обозначенные для энергетического рынка (так называемый Третий энергопакет), распространяются на всех – в том числе и на «Газпром».

Обсуждая вопрос защиты прав человека, стороны, скорее всего, будут продолжать говорить на разных языках. ЕС будет настаивать на том, чтобы Россия уважала свои международные обязательства и предоставляла гражданскому обществу возможность для маневра. Россия же будет осуждать Евросоюз за вмешательство в ее внутренние дела и ссылаться на дискриминацию, с которой якобы сталкиваются российские меньшинств в странах Балтии.

Таким образом, перспективы саммита неоднозначны. «Шрамы», полученные в Вильнюсе, не будут забыты. Но Путин не захочет углублять конфликт как раз перед Сочи. Хотя это не означает, что будет достигнут прогресс по многим чувствительным делам, которые накопились за последние месяцы. Наиболее вероятным исходом будет сохранение «статуса-кво».

Comments closed.

Карта сайта | Контакты | Ссылки | На главную Copyright 2017 Центр ЕС-Россия