Пн | Вт | Ср | Чт | Пт | Сб | Вс |
---|---|---|---|---|---|---|
« Март | ||||||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 |
8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 |
15 | 16 | 17 | 18 | 19 | 20 | 21 |
22 | 23 | 24 | 25 | 26 | 27 | 28 |
29 | 30 | 31 |
Этой осенью Евросоюз проводит особенно сложные встречи. В начале октября в Брюсселе в рамках восьмого Форума «Азия-Европа» в течение трех дней проводились встречи на высшем уровне с представителями Китая, Республики Корея и 16 азиатскими странами. Несколькими днями раньше были организованы подобные же переговоры с Южной Африкой.
Поэтому неудивительно, что много внимания было уделено тому, как сделать так, чтобы эти встречи стали наиболее продуктивными и представляли большее стратегическое значение для Евросоюза и стран-партнеров. Для большинства участников проводимые встречи слишком уж срежиссированы: каждый читает с листа тщательно заготовленную речь, а любой шаг жестко регламентирован по времени. Спонтанные и живые дискуссии среди руководителей, малознакомых друг с другом, крайне нежелательны.
Теперь Евросоюз хочет, чтобы подобные мероприятия были не торжественными, а более деловыми и с четкими целями. Во время последнего совещания, которое состоялось в сентябре в Брюсселе, главы правительств и руководители стран Евросоюза договорились, что «на данный момент для этого требуется четко определить его (ЕС) стратегические интересы и цели, а также сконцентрироваться на обдумывании методов, и добиваться этого с большей настойчивостью». Они также настаивали на необходимости «взаимозависимого положения, основанного на обоюдных интересах и выгоде, и на признании того, что все участники обладают как правами, так и обязанностями», особенно, что касается таких стратегических партнеров как Россия, США и Китай. Президент Евросоюза Херман Ван Ромпей позднее заявил: «Взаимодействие является ключевым словом, а не непристойностью».
На очередной двусторонней встрече ЕС и России, которая пройдет в начале декабря, можно будет увидеть первые признаки нового подхода. Евросоюз уже принял решение, какие вопросы он хочет обсудить – сотрудничество по таким вопросам экономического характера, как энергетика, инвестиции и инновации, вопросы безопасности, включая «замороженные конфликты», борьбу с терроризмом, организованной преступностью, вопросы окружающей среды, особенно изменение климата. На своем внутреннем европейском совещании, которое пойдет в этом месяце, руководители стран ЕС будут решать, какой конкретно подход предпримет Евросоюз к каждой из этих проблем.
Сейчас становится понятнее, какую форму Евросоюз намеревается придать встречам лицом к лицу с основными партнерами. Первое новшество – это решение представить единое понятное мнение, дабы не оставить ни единой возможности для недопонимания или разногласий в позициях стран Евросоюза, с одной стороны, и Еврокомиссии, с другой, как, возможно, случалось ранее. Теперь Ван Ромпей принял полномочия бывшего президента Жозе Мануэль Баррозу, а последний и Верховный представитель ЕС баронесса Эштон будут выражать по мере необходимости это мнение. Как объясняет один из чиновников: “Сейчас мы пытаемся подготовить одинаковые информационные материалы для двух президентов и Верховного представителя”.
Ключевую роль в объединении Евросоюза сыграет новая внешняя служба – дипломатический корпус Евросоюза. Эта служба не только перекинет мост между чиновниками ЕС и администрациями отдельных государств, она также объединит решение вопросов экономики, безопасности и внешней политики, которые, в основном, оставались в ведении разных институтов ЕС. Финальный вклад внесут сами руководители ЕС. Было решено, что они будут “регулярно обсуждать вопросы внешней политики, чтобы определить стратегические направления в преддверии важных мероприятий, и, в особенности, чтобы выделить ключевые сообщения, принимая во внимание наши задачи и способы их достижения” на встречах, организуемых по их собственной инициативе и на все более частой основе.
Но бережная подготовка к встречам в рамках саммита не гарантирует, что они будут успешными, в последнее время издержки Евросоюза выросли вдвое. Встреча Евросоюза с китайским премьер-министром Вэнь Цзябао была омрачена скандалом в связи с вопросом освещения мероприятия в СМИ. Китайская служба безопасности потребовала провести проверку журналистов, которые должны были освещать саммит, несмотря на то, что саммит проводился на территории ЕС и у них не было на это права. Они настояли на том, что четверо китайских репортеров представляют угрозу безопасности и им должно быть отказано в праве присутствовать на встрече. Затем, после долгих пререканий, этим четверым разрешили прийти на заключительную пресс-конференцию, однако китайская делегация отказалась в ней участвовать. Официальной причиной отказа стала нехватка времени в связи с другими обязательствами делегации. Однако настоящая причина очевидна. Тогда впервые по итогам саммита ЕС-Китай не было дано никакой пресс-конференции.
Второе событие еще больше поставило европейских руководителей в затруднительное положение, поскольку это был внутренний вопрос. Вице-президент Еврокомиссии Вивиан Рединг, сразу после встречи в середине сентября с лидерами ЕС, подвергла Францию критике за депортацию цыган в резкой форме, упомянув вторую мировую. Не удивительно, что президент Франции Николя Саркози был в ярости. Он очень откровенно и критично высказался в адрес Комиссии во время встречи с руководителями ЕС, проходившей за закрытыми дверьми. “Дело цыган” бросило тень на деятельность Комиссии, стало основной темой обсуждения в СМИ и отвлекло внимание от более серьезных дискуссий в рамках саммита. По иронии судьбы, одно из обсуждений касалось того, как добиться от саммитов, в особенности от тех, что при участии главных партнеров Евросоюза, большей продуктивности и эффективности.