• English

EURussiaCentreEU-Russia Centre

ЕС-Россия » Публикации » Еженедельная колонка » Нехватка решений




Сергей Уткин

Нехватка решений

17 июня 2011 — Сергей Уткин, заведующий сектором политических проблем европейской интеграции отдела европейских политических исследований ИМЭМО РАН
Комментариев нет

«Почему кто-то ждет договорённостей??? Заголовок не имеет никакого смысла …» – так с раздражением написал в Твиттере Аркадий Дворкович, помощник президента России Дмитрия Медведева, отреагировав на короткую статью влиятельного издания «Ведомости» под заголовком «По ключевым вопросам на саммите Россия-ЕС договориться не удалось». Г-н Дворкович сразу получил кучу комментариев от своих читателей, которые отметили, что договорённости являются основными целями переговоров. Каждое из этих мнений верно, и все они выявляют недостатки процесса принятия решений в отношениях между Россией и ЕС.

Г-н Дворкович был прав. Было бы странно ожидать каких-то конкретных договорённостей на саммите в Нижнем Новгороде, который начался с неофициального рабочего ужина вечером 9 июня и закончился на следующий день в 13:00 дня по местному времени. В основном, встреча использовалась как площадка для координации совместных действий и обмена мнениями. Единственная проблема, решенная на саммите, – запрет поставок овощей в Россию из Европы, введенный после вспышки инфекции в Германии. Ограничения будут сняты в ближайшее время после того как будет согласован сертификат, подтверждающий безопасность продукции ЕС.

Кроме того, ЕС сделал приятное партнёрам – кредиты до двух миллиардов евро компаниям, участвующим в рамках проекта «Партнерство для модернизации».

Газета «Ведомости» была также права. Переговоры по ключевым вопросам продолжаются. Согласование «дорожной карты» по переходу к безвизовому режиму должно быть завершено через месяц. Рамочное соглашение о сотрудничестве в области кризисного регулирования должно быть представлено на следующем саммите в декабре. Будем надеяться, что вступление России в ВТО произойдет до конца года. Новое всестороннее соглашение о партнерстве увидит свет после вступления России в ВТО. Никакой трагедии, просто повседневная работа дипломатов. Но некоторые разговоры о неудачах по-прежнему справедливы. Снова и снова эти вопросы откладывались на потом. Этот саммит, также как и предыдущий, или тот, который был ещё раньше, мог бы стать хорошей возможностью для совершения существенных подвижек по этим важным вопросам повестки дня.

Недовольные комментаторы сообщения Аркадия Дворковича в Твиттере тоже были правы. Какая польза от саммита, на котором не решаются важные вопросы, или, по крайней мере, не принимаются политические заявления? Разве может «овощной спор» решаться на уровне таких государственных органов? Был ли кредит в два миллиарда евро достойным поводом для встречи группы высокопоставленных политиков в то время, когда важные соглашения требуют ещё один-два месяца подготовки?

Эти распространенные вопросы заставляют многих экспертов утверждать, что саммиты ЕС-Россия проходят слишком часто. Действительно, они проходят каждые шесть месяцев, в то время как с другими «стратегическими партнерами» Европейский Союз проводит встречи один раз в год. Но я не думаю, что частота этих встреч виновата в низких результатах. Лидерам ЕС обычно трудно решить все проблемы, встречаясь четыре раза в год, как это делает Европейский Совет и поэтому они просят внеочередного заседания. Саммит может оказаться также бесполезным, если его проводить один раз в несколько лет, когда партнеры не готовы работать вместе.

Недостатка в темах для обсуждения между ЕС и Россией нет, и, возможно, они могут сделать много совместной работы. Саммиты являются наиболее заметными мероприятиями, но не самой важной частью механизма взаимодействия ЕС и России. Каждый год ЕС приводит краткий обзор о том, что сделано на различных уровнях. В феврале этого года правительство России в полном составе посетило Брюссель, чтобы встретиться со всеми представителями Европейской Комиссии. Отдельные встречи российских министров и комиссаров ЕС являются обычным явлением. Руководители Европейской службы действий в области внешней политики установили регулярные контакты с Министерством иностранных дел РФ. Херман ван Ромпей и Жозе Мануэль Баррозу, которые представляют Европейский Союз на саммитах, не так много могут добавить к этому впечатляющему объему работы, проделанному в течение года. Вместе с президентом России они могли бы сделать эту работу более заметной. Но они ничего не могут поделать с нехваткой важных решений, потому что в ЕС эти решения принимаются государствами-членами, а не г-ном ван Ромпеем.

Что если бы взаимодействие ЕС и России на высшем уровне приблизило бы нашу страну к центру процесса принятия решений в ЕС?

В декабре г-н Медведев будет на следующем саммите в Брюсселе. Визит может быть запланирован на дату заседания Европейского Совета, так что президент России сможет присоединиться ко всем главам государств и правительств ЕС. Решения могут быть совместно подготовлены Комитетом по политическим вопросам и вопросам безопасности ЕС и постоянным представителем России в ЕС.

Г-н Лавров мог бы регулярно встречаться с министрами иностранных дел ЕС в кулуарах во время заседаний Совета иностранных дел ЕС, таким образом формируя Комитет по внешней политике и безопасности ЕС-России, который продвинул бы сотрудничество по управлению кризисом и глобальным проблемам. Решения могли быть сделаны и приняты сразу же без отсрочек. Эта работа могла бы выполняться с помощью рабочих групп с участием экспертов и дипломатов из ЕС и России.

Существующий Постоянный совет партнерства ЕС-России, который проводит встречи на уровне министров и занимается отраслевыми вопросами, мог бы координировать свою повестку дня в соответствии с Советом ЕС. У России была бы возможность влиять на решения ЕС в то время, когда они принимаются. Проблемы, которые потенциально могут испортить отношения между ЕС и Россией, могли быть решены заранее.

Эта перспектива синергии между ЕС и Россией может показаться слишком розовой. Но мы все должны признать, что мировая конкурентоспособная, процветающая и стабильная Европа будет требовать улучшения отношений между ЕС и Россией. С политической точки зрения Россия была частью Европы на протяжении веков. Постепенно ей нужно стать частью современного европейского процесса принятия решений.

Ваш комментарий

Карта сайта | Контакты | Ссылки | На главную Copyright 2017 Центр ЕС-Россия