• English

EURussiaCentreEU-Russia Centre

ЕС-Россия » Публикации » Еженедельная колонка » Модернизируя Россию: возвращение к ценностям




Георгий Бовт

Модернизируя Россию: возвращение к ценностям

02 июня 2010 — Георгий Бовт, Независимый журналист
Комментариев нет

Не так давно журнал Русский Newsweek опубликовал оказавшийся в его распоряжении документ МИДа «Программа эффективного использования на системной основе внешнеполитических факторов в целях долгосрочного развития Российской Федерации». Документ был подготовлен в феврале, а затем направлен Медведеву на одобрение. Фактически, речь идет о новой внешнеполитической доктрине, нацеленной на укрепление отношений между Россией и Западом, в особенности с Евросоюзом и США, цель которой добиться передачи технологий, привлечь западных инвесторов и создать благоприятные условия для технологической модернизации России.

Сейчас для российской правящей элиты стало совершенно очевидно, что все источники модернизации страны находятся на Западе. Широко распространено мнение, что Россия теряет почву в конкурентном мире из-за отставания своих промышленных, технологических и научных достижений и возможностей. В российском политическом мышлении и риторике относительному богатству в сфере энергетики особого значения больше не придается.

Хотя российское правительство настойчиво продвигает проекты строительства Северного и Южного потоков, дабы укрепить позиции Газпрома в Европе, растет обеспокоенность в связи с увеличением роли альтернативных поставщиков и альтернативных источников энергии, которые подорвут роль России в качестве доминирующего поставщика энергии в некоторые европейские страны. Не так давно президент Медведев признался, что для России будет катастрофическим событием, если цены на нефть опять взлетят до 140 долларов за баррель. Наличие ядерного оружия больше не гарантирует стране лидирующих позиций в мире, как это ранее считалось в обществе, подобное «величие» – символизировавшееся производимым Советами ядерным вооружением – разрушается из-за отсталости инфраструктуры, что, в свою очередь, приводит к частым технологическим авариям и человеческим жертвам.

Москва вынуждена была примириться с тем фактом, что Россия не в состоянии самостоятельно модернизировать экономику, и что ей необходимы западные инвестиции и тесное бизнес-партнерство с Западом. Таким образом, первое, что сделали организаторы первого российского инновационного центра Сколково (недалеко от Москвы) – пригласили принять участие в нем столько западных компаний и специалистов, сколько было возможно. Российский президент даже инициировал меры по либерализации визового режима и разрешений на работу для высококвалифицированных специалистов, в основном приезжающих с Запада (под либеральные меры попадают те, чей уровень заработной платы в месяц составляет около 8 000 долларов США).

Проект будущей внешнеполитической доктрины предполагает укрепление отношений, прежде всего, и в особенности, с ЕС и США. В российской внешнеполитической риторике больше нет места пропаганде так называемого «мультиполярного мира» в качестве противовеса политике Соединенных Штатов, которая оценивается как «ориентированная на однозначное доминирование во всем мире». Также в официальной риторике нет места присутствовавшему ранее анти-американизму, по крайней мере до тех пор пока парламентами двух стран не будет ратифицирован новый договор о СНВ.

В списке приоритетов российской внешней политики первое место отдано Евросоюзу, отношениям с Китаем и бывшими странами СССР больше не будет придаваться особого значения. Нельзя недооценивать роль Соединенных штатов в качестве источника ключевых технологий. Возможно, Россия почти уже готова отказаться от сотрудничества с Ираном в ядерной сфере и в сфере каких-то двойных технологий в пользу укрепления отношений с Вашингтоном.

В процессе модернизации при решении каких-то вопросов Россия и ЕС будут сближаться, их ждут почти такие же проблемы, с которыми они сталкивались при предыдущих попытках интеграции. В основном, это проблемы гуманитарного характера и разности ценностей. Для Европейской Комиссии программа «Партнерство для модернизации», подготовленная к саммиту Россия-ЕС в Ростов-на-Дону, предусматривает рост инвестиций в Россию со стороны европейских компаний в сфере высоких технологий, но в обмен Европа ждет, что ситуация с верховенством права в России изменится в лучшую сторону. План по модернизации не должен ограничиваться оздоровлением только технологического сектора, вслед за ним нужно модернизировать все российское общество, путем приведения к европейским стандартам политической и выборной сферы, бюрократии, управления, социального поведения и т.д., а не только одних технологий.

Необходимо отметить, что подобное видение будущего России разделяют отдельные влиятельные лица из ближайшего окружения Медведева. Большинство европейских лидеров считают, что с президентом Медведевым гораздо удобнее иметь дело, нежели чем с его предшественником Владимиром Путиным. Хотя вопрос, насколько Медведев независим и гибок и насколько он контролирует ситуацию в России, существует.

Пока Медведев делает акцент на «четком регулировании» российской политической системы. Высказывания с завидной регулярностью россиянами жалоб в интернете стало отличительной чертой президентства Медведева. Подкупленные милиционеры, обычные граждане, чьи права были нарушены, ссыльные бизнесмены размещают свои видеообращения к президенту, часто добиваясь серьезного ответа от Кремля. По многим получившим огласку делам реакция интернет сообществ вынудила чиновников начать серьезные расследования.

Президент Медведев, так называемый главный блоггер страны, потребовал от чиновников высшего ранга, в особенности от губернаторов, не только читать новости в интернете, но также принимать участие в форумных дискуссиях с обычными людьми, чтобы лучше понимать их потребности. В некоторой степени при Медведеве российская «управляемая демократия» эволюционирует в «интернет-демократию», потому что правительству все чаще и чаще приходится прислушиваться к тому, что говорят люди. Общественные кампании в интернете по все большему количеству дел собирают много людей, что, по сути, приводит к политическим последствиям и положительным решениям правительства. Конечно, нельзя переоценивать возможности социальной и политической модернизации, которую подталкивает ограниченное количество активных блоггеров. Но также верно и то, что общество, возглавляемое (по крайней мере) стилистически более либерально-ориентированным президентом, может стать для Европы конструктивным, внушающим большее доверие партнером, нежели та Россия, с которой приходилось сотрудничать еще пять лет назад.

Ваш комментарий

Карта сайта | Контакты | Ссылки | На главную Copyright 2017 Центр ЕС-Россия