• English

EURussiaCentreEU-Russia Centre

ЕС-Россия » Публикации » Еженедельная колонка » Мир изменился




Евгения Весанто

Мир изменился

03 Апр 2011 — Евгения Весанто, Директор информационного центра ЕС-Россия
Комментариев нет

События в странах Магриба перевернули казавшуюся достаточно устойчивой картину, в которой проблемы стран Северной Африки почти не выплескивались на поверхность, а сами эти страны были более ли менее надежными партнерами США и ЕС. В течение последних месяцев положение дел резко изменилось. Из-за кризиса в Ливии Евросоюз столкнулся с падением энергопоставок, и это произошло почти одновременно с катастрофой в Японии, окончательным исчезновением и до этого очень слабой в ЕС уверенности в безопасности атомных станций, резким притоком беженцев из охваченных волнениями стран и отсутствием эффективной стратегии их интеграции.

Для Евросоюза наибольшее значение имели события в странах Магриба. Как отметил директор московского отделения фонда Карнеги Дмитрий Тренин, рассматривая последствия волнений в Тунисе, Египте и Ливии: «Европейский Союз обнаружил свою дисфункциональность в области внешней политики. Именно Египет и Тунис были главными опорами Средиземноморского союза, создававшегося по инициативе Франции. Кроме того, страдающие от неконтролируемой иммиграции из Северной Африки европейцы признали, с одной стороны, неспособность интегрировать иммигрантов на основе «мультикультурной» модели и, с другой стороны, невозможность «плавильного котла» по американскому образцу».

Важно отметить, что эти драматические события изменили и расклад сил между ЕС и Россией – на первый взгляд, в пользу России.

Россия, безусловно, понимает, что события в Ливии практически исключают возможность падения цен на нефть (хотя заменить ливийскую нефть своей Россия не смогла, нарастить добычу у нее не получается), что все большее количество выходцев из Северной Африки в Евросоюзе усилит давление на социальную часть бюджетов стран – членов ЕС. Учитывая тот факт, что экономика многих стран ЕС до сих пор испытывает значительные трудности, Россия, вполне возможно, чувствует, что ее позиции в переговорах Россия-ЕС крепки как никогда. Этим и объясняются самоуверенный тон представителей российской делегации на межпарламентской встрече в Брюсселе в феврале.

На пресс-конференции В. Путина и Ж.М. Баррозу 24 февраля 2011 года российский премьер, говоря о последствиях происходящего в Северной Африке, упрекнул Евросоюз в непредусмотрительности: «… все наши проекты инфраструктурного характера по доставке наших углеводородов, скажем, в Европу, на европейский рынок – и «Северный поток», и «Южный поток» – приобретают особую актуальность. Вот этих рисков для Европы было бы гораздо меньше, если бы эти два проекта уже работали. Гораздо меньше, и озабоченности было бы меньше» http://premier.gov.ru/visits/world/14252/events/14257/. Он также заметил, что визовый режим между ЕС и Россией становится препятствием для развития экономического взаимодействия и развития.

На первый взгляд ситуация выглядит так: Россия надеется «дожать» Евросоюз в этом году и по вопросу виз, и в области поставок углеводородов, и любые конфликты как внутри Евросоюза, так и у его границ играют ей только на руку. Но все, очевидно, не так просто…

Кремлю не нужно, чтобы его хвалили политики ЕС, он давно уже не боится критики российских выборов или вопросов, связанных с защитой прав человека в России. Кремлю нужны совсем простые вещи – беспрепятственное воплощение связанных с Западной Европой энергопроектов и безвизовый режим. Последнее желание многие российские эксперты рассматривают как популистский шаг – понятно, что для любого крупного российского бизнесмена или политика получить шенгенскую визу несложно. Но кроме популизма в этом желании есть еще и некоторый страх: на вид как никогда уверенная в себе элита страны на самом деле изнутри раздираема внутренними противоречиями.

На фоне падающего доверия к власти со стороны народа нарастает борьба между различными властными группами. Очевидный всем кризис судебной системы лишает не только простых людей, но и элиту, гарантии разрешить какие-либо споры или конфликты в судебном порядке. Экономическая ситуация, несмотря на подъем цен на нефть, нестабильна – бюджет дефицитен, высоки расходы на социальную сферу, растет инфляция, повышение налогов додавливает малый бизнес. Несмотря на то, что «Единая Россия» продолжает лидировать на выборах, власти понятно, что она не является системообразующей структурой. Российское общество максимально атомизировано, а, значит, в случае любого толчка (которым можно стать что угодно – в том числе и техногенная катастрофа) может стать абсолютно неуправляемым. Ранее властная элита была уверена в том, что в случае развития неблагоприятного сценария, она сможет удалиться в Лондон или Ниццу. С все чаще возникающими разговорами о «списках Магнитского» и «списках Ходорковского» становится ясно, что некоторым, возможно, лучше заранее обзавестись недвижимостью в Конго или Венесуэле.

Поэтому самоуверенность российского премьера в Брюсселе – это только поза для телевизионной картинки, жест в сторону простых россиян: все в порядке, куда эти европейцы теперь от нас денутся. В реальности никогда еще, возможно, в своей истории Россия не была готова идти на уступки и искать компромисса в реально важных вопросах: изменения в судебной системн, права человека и так далее… События в странах Магриба и в Японии продемонстрировали всему миру, что удержаться в ситуации катастрофы большую вероятность имеют общества с развитой системой общих для всех граждан ценностей. К которым относятся такие не слишком популярные сегодня в России понятия, как права человека, независимая судебная система, гражданское общества, ответственность власти перед народом…

Ваш комментарий

Карта сайта | Контакты | Ссылки | На главную Copyright 2017 Центр ЕС-Россия