• English

EURussiaCentreEU-Russia Centre

ЕС-Россия » Публикации » Еженедельная колонка » Комитет парламентского сотрудничества Европейского Союза и России




Рори Уотсон

Комитет парламентского сотрудничества Европейского Союза и России

16 мая 2010 — Рори Уотсон, Свободный журналист, специализирующийся на вопросах ЕС, базирующийся в Брюсселе
Комментариев нет

В конце этого месяца небольшая группа членов Европейского парламента поедет в Пермь и будет встречаться с таким же числом своих коллег из Государственной Думы и Совета Федерации. На повестке дня двухдневного визита стоят вопросы гражданского общества, демократии и прав человека. Аналогичная встреча состоялась в Москве 31 марта и 1 апреля, когда поднимались вопросы европейской самобытности, культурных обменов и программ совместных исследований. В сентябре в Брюсселе соберётся группа, которая рассмотрит в полном объёме вопрос о стратегиях общей безопасности. Договорённость обо всех трёх заседаниях рабочих групп была достигнута Комитетом парламентского сотрудничества (КПС) ЕС и России на январской встрече в Брюсселе, посвящённой выработке программы на предстоящий год.

Регулярные встречи между европейскими и российскими парламентариями не являются чем-то новым. Их история восходит к 1 декабря 1997 года, когда прошло первое заседание КПС ЕС и России в день вступления в действие Соглашения о партнёрстве и сотрудничестве между ЕС и Россией.

С годами количество вопросов, поднимаемых той или другой стороной, возросло, отчасти под воздействием появления в ЕС новых членов, особенно из центральной и восточной Европы, в 2004 и 2007 годах. Обсуждавшиеся темы включали экономическое сотрудничество, деловые отношения, энергетическую безопасность и поставку энергоресурсов, международную безопасность, политику добрососедства, права человека, визовые вопросы, свободное передвижение людей и содействие контактам между людьми.

В оценке, сделанной летом прошлого года, отмечалось, что отношения с российскими федеральными и региональными политическими институтами развились значительно к 2008 году. Однако далее говорится: «После этого отношения вступили в особенно сложный период по причине расхождения позиций по ряду вопросов, особенно по газовому конфликту между Россией и Украиной, в результате которого европейские потребители остались без тепла в январе 2009 года, и по конфликту на Кавказе в августе 2008 года». При этом на переговорах по продлению Соглашения о партнёрстве и сотрудничестве не было достигнуто ожидавшегося успеха.

Во многих отношениях, похоже, что 2010 год переломит эту тенденцию и привнесёт новое измерение в отношения между европейской и российской парламентскими делегациями. Газовый и кавказский конфликты всё больше отходят в прошлое. Члены делегации Европейского парламента в значительной мере поменялись после выборов в Европейский парламент в июне прошлого года. Новые лица приходят со свежими идеями, что можно видеть по более интенсивной рабочей нагрузке. Хотя многие из членов делегации являются новыми, но они знакомы с вопросами, касающимися России, более десятка говорит по-русски и некоторые из них связаны с различными элементами российского общества за пределами политического истеблишмента. Наконец, теперь с появлением новой Комиссии и верховного представителя по иностранным делам баронессы Эштон со стороны ЕС появилась новая нацеленность на ведение переговоров о заключении договора с Россией.

Изменения во внутренней административной структуре самого Европейского парламента отражают повышение внимания, уделяемого России. Одно из наиболее очевидных нововведений – решение рассматривать наиболее спорные вопросы (права человека, гражданское общество и визовая либерализация) не на встречах всего Комитета парламентского сотрудничества ЕС и России, а на более мелких рабочих группах. Как объясняет член Европарламента от Социал-демократической партии Германии Кнут Флеккенштайн, который возглавляет делегацию Европейского парламента: «Мы стараемся проводить более углублённые обсуждения по отдельным вопросам, вместо того чтобы просто заявить, как хорошо было встретиться и оперативно пройтись по широкому кругу тем, а затем вернуться домой без какого-либо конкретного результата».

Однако по-прежнему есть вопросы, обсуждать которые одна сторона склонна гораздо больше, чем другая. В то время как Россия настаивает на вопросе либерализации визового режима, Европейский парламент делает упор на уважении прав человека и шагах по развитию гражданского общества. Флеккенштайн, который большую часть жизни был вовлечён в отношения между Гамбургом и Россией, считает, что различие в точках зрения не должно служить непреодолимым препятствием. Он ставит визовый вопрос в более широкий контекст свободного передвижения людей. «Мы считаем, что наиболее эффективным способом изменять общество и учиться друг у друга является предоставление людям возможности встречаться. Это гораздо важнее, чем любой документ, подписанный важными государственными деятелями», – говорит он. Аналогично он считает, что политическая история Европы показывает, как гражданское общество может быть такой силой, которая обеспечивает улучшения. «Наша задача объяснить, почему мы считаем, что сильное гражданское общество не ослабляет государство. На самом деле это ровным счётом наоборот, и в Европейском Союзе у нас имеются хорошие примеры движения от диктатуры к демократии, о чём нам напоминают наши коллеги из Испании, Португалии и Греции», – указывает он.

Делегация Европейского парламента пристально следит за переговорами по новому соглашению между ЕС и Россией. Прямого участия в переговорах она не принимает. Но учитывая интерес и знания парламентариев по вопросам, лежащим на столе переговоров, более чем вероятно, что они постараются внести свой вклад и донести своё мнение до переговорщиков Европейской комиссии, когда решат, что подходящий момент наступил. И, очевидно, к ним прислушаются, поскольку, что очень важно, новый договор, чтобы вступить в силу, должен быть ратифицирован Европейским парламентом. До какой степени развились отношения между европейскими парламентариями и их российскими коллегами, станет ясно, когда две делегации встретятся в декабре в Страсбурге. Там все три рабочие группы должны будут доложить о своей работе за год. Лакмусовой бумажкой послужит то, насколько две делегации смогут достичь единодушия по совместному заявлению, чего в прошлом им не удавалось.

Но даже если успех достигнут не будет, Флеккенштайн полон решимости и уверен, что контакты продолжат развиваться. «Я очень доволен этой работой, потому что я понял, что хорошее будущее для нашего континента возможно, только если мы сможем находить общие пути решения наших проблем», – говорит он.

Ваш комментарий

Карта сайта | Контакты | Ссылки | На главную Copyright 2017 Центр ЕС-Россия