• English

EURussiaCentreEU-Russia Centre

ЕС-Россия » Публикации » Еженедельная колонка » Что на самом деле думает Путин?




Фрейзер Камерон

Что на самом деле думает Путин?

17 июля 2012 — Фрейзер Камерон, Директор Центра ЕС-Россия
Комментариев нет

Месяц назад лидеры ЕС, улыбаясь, выходили со встречи с президентом Путиным в Санкт-Петербурге. Вернувшийся в Кремль глава государства вновь заверил их в своей поддержке укрепления отношений ЕС и России, членства России в ВТО, Партнерства для модернизации и даже – ко всеобщему удивлению – сказал несколько слов о важности гражданского общества. И в самом деле Путин уделил внимание недавно созданному Гражданскому Форуму ЕС-Россия (www.eu-russia-csf.org), приветствуя его создание и призвав НГО присоединяться к нему.

Но стоило ему вернуться в Москву, как гражданское общество в России вновь подверглось атаке со стороны имеющей большинство в Думе «Единой России». Дума одобрила законопроект, идентифицирующий все НГО, получающие финансирование из иностранных источников, как «иностранных агентов». Этот термин в России является практически синонимом слова «шпионы». Глава внешнеполитического ведомства ЕС Кэтрин Эштон распространила заявление, в котором выражала обеспокоенность этим решением, то же сделали многие в России (например, глава Общественной палаты при президенте М. Федотов) и за рубежом.

Иностранные агенты
Почему же Путин позволил Думе так поступить – поддержать законопроект, являющийся реакцией на растущее недовольство российского среднего класса? Этому есть несколько объяснений. Во-первых, Путин чувствует себя должным консервативным силам – военным, сотрудникам службы безопасности, церковникам, – поддержавшим его в ходе избирательной кампании. Во-вторых, среди силовиков и членов «Единой России» много тех, кто верит, что декабрьские демонстрации были организованы и профинансированы США. Они указывали на открыто критиковавшую выборы в Думу Хилари Клинтон как главного подозреваемого. В-третьих, среди них многие полагают, что стабильность может быть гарантирована только Путиным и всякий, кто осмеливается выступать против него, бросает вызов общественному порядку.

Защитники нового закона утверждают, что аналогичные законы существуют в некоторых странах ЕС и особенно часто вспоминают принятый в США в 1934 году закон об иностранных агентах. Однако ни в одном государстве – члене ЕС целью таких ограничений не являются НГО только за то, что они получают деньги из-за границы; так же принятый в 1934 году в США закон был направлен против фашистов и коммунистов, подрывающих американское общество. Ситуация была абсолютна противоположна сегодняшней.

Модернизация и гражданское общество
Важность гражданского общества для отношений России и ЕС была признана в Партнерстве для модернизации, призвавшего к «эффективной работе судебной системы, усилении борьбы против коррупции, развитии контактов, усилении диалога с гражданским обществом для поддержки участия отдельных людей и бизнеса». В прошлом в своих выступлениях президент Медведе подчеркивал большое значение гражданского общества. В 2008 году он заявил в Общественной палате, что он хотел бы, чтобы группы гражданских активистов изучали законопроекты перед их вступлением в силу, указывая, что чиновники не всегда способны оценить воздействие новых законов на общество.

В своей прощальной речи в 2012 он вновь призывал к «большему политическому разнообразию и прямому участию граждан в политических процессах». Он добавил, что «это не приведет к возвращению хаоса, но сделает правительство сильнее и эффективнее». К сожалению, Медведев был не слишком эффективен в проведении таких реформ, пока он занимал высший пост в государстве (так как он занимал пост, но не имел полномочий).

Воздействие на отношения ЕС-России
Конечно, ЕС следует заставлять Россию выполнять решения ООН, Совета Европы, ОБСЕ, но не стоит забывать и о порядке в собственном доме. Ряд государств-членов справедливо критикуется за проблемы в сфере правосудия, свободы прессы и защиты прав меньшинств.

Вполне возможно сфокусироваться на ряде пунктов повестки дня России-ЕС, вовлекая в их решение гражданское общество с обеих сторон. Гражданский форум ЕС-Россия определил ряд приоритетных вопросов, включая борьбу с расизмом, ксенофобией, сексуальной дискриминацией, защиту окружающей среды, облегчение визового режима, подконтрольность полиции, развитие общества, поддержку правозащитников и наблюдение за выборами.

ЕС и государства-члены следует оказывать поддержку гражданским активистам в ЕС и в России. Европейский парламент играет важную роль в отслеживании ситуации с гражданским обществом в ЕС и в России, сигнализируя об атаках на гражданское общество, поднимая вопросы, связанные с этой темой, в ходе контактов с коллегами из Думы.

Заключение
Новый законопроект не поможет России решить стоящие перед ней задачи. Гражданское общество – необходимый элемент в модернизационном процессе. В конце концов, размер поля, на котором может вырасти гражданское общество, определяет сам Путин. Если он действительно стремится к модернизации, ему следует преградить путь этому закону.

Comments closed.

Карта сайта | Контакты | Ссылки | На главную Copyright 2017 Центр ЕС-Россия