• English

EURussiaCentreEU-Russia Centre

ЕС-Россия » Публикации » Еженедельная колонка » Что кому сказал Медведев про 2012?




Георгий Бовт

Что кому сказал Медведев про 2012?

02 июня 2011 — Георгий Бовт, Независимый журналист
Комментариев нет

На недавней встрече G8 во французском Довиле президент Медведев то ли в шутку, то ли всерьез признался журналистам: якобы он «рассказал всю правду» своим коллегам о том, что будет происходить с выборами президента в 2012 году. Это не значит, впрочем, что кто-то узнал тут что-то новое.

Шутки на эту тему в России уже становятся довольно «плоскими», не смешными. Публика уже начинает уставать от постоянных намеков, за которыми ничего не следует. Если судить по действиям в пространстве масс-медиа, то можно сделать вывод о том, что премьер-министр Путин уже полностью переигрывает президента Медведева, а его действия в публичном пространстве трудно считать чем-то иным, чем начавшейся предвыборной кампанией. Причем не только предвыборной кампанией парламентских выборов, для которых Путин во главе «Единой России» сформировал Общероссийский народный фронт, представая в роли «отца нации», но и выборов президентских, которые состоятся в марте 2012 года. В преддверии которых он, похоже, решил несколько переформатировать всю российскую партийно-политическую систему. При этом, если вернуться к вопросу о том, кто из членов правящего тандема пойдет на выборы президента (если кому-то ответ на этот вопрос еще не очевиден), то без Путина, если не произойдет каких-то совершенно чрезвычайных, катастрофических событий, эта система не вырисовывается, кем бы он в ней формально не был.

А вот без Медведева она вырисовывается вполне. После распада тандема (неизбежного в 2012 году) его политическое будущее предстает туманным. Если оно вообще у него есть.

Еще сравнительно недавно российская партийно-политическая система многим казалась уже вполне устоявшейся. От нее не ждали никаких неожиданностей. Все еще недавние рассуждения политологов сводились к тому, сколько конкретно процентов наберут четыре парламентские партии и сумеет ли преодолеть минимальный порог парламентского представительства сравнительно недавно образованная либеральная партия «Правое дело». Два года назад по инициативе президента Медведева были произведены некоторые очень ограниченные реформы, коснувшиеся избирательного процесса и регулирования партийной деятельности. Они были выдержаны в духе «тонкой настройки», не претендовали на коренной слом сложившейся системы, но были восприняты обществом в целом положительно как проявление нового либерального стиля правления.

В России стиль правления бывает куда важнее, чем буква существующих законов. И в этом смысле существующие в стране законы, касающиеся выборов или деятельности партий, могут быть формально вполне демократичными и отвечать всем цивилизованным нормам. Однако практика правоприменения этих законов существенным образом зависит от того, какой стиль политических взаимоотношений задается сверху – от первого лица в государстве. Первое лицо в государстве диктует политическую моду. Медведев однозначно задал моду более либеральную, ориентированную на молодое поколение, поколение Интернета, чем подал сигнал региональным элитам о том, что чрезмерное использование в политике административного ресурса или подтасовок не будет приветствоваться Кремлем. Все это, а также практика региональных выборов 2010-2011 годов, которые все же прошли не без нарушений со стороны «партии власти», но и были далеки от авторитарных, скажем, «белорусских стандартов», породило у основных политических партий-участниц политического процесса надежду на то, что парламентские выборы декабря 2011 года пройдут более демократично, нежели ранее. За полгода до парламентских выборов политический расклад выглядит примерно следующим образом.

На политической сцене по-прежнему присутствуют два «статиста», которые уже который год отрабатывают каждый один и тот же номер. Компартия во главе с Геннадием Зюгановым может рассчитывать на парламентских выборах примерно на 15% голосов. Еще недавно считалось, что традиционный электорат этой партии – пенсионеры, среди которых число тех, кто помнит добрым словом СССР, стремительно уменьшается. Во многом это так, однако КПРФ при этом уверенно держит свою долю голосов. За счет кого? За счет среднего поколения и молодежи, людей, которые видят в ней протестный потенциал. Впрочем, число таких не будет расти. Прежде всего потому, что сам лидер КПРФ Зюганов явно «устарел», слишком компромиссный (для протестного электората), давно уже не предлагает новых идей. Иными словами, партия «застоялась», однако в этом избирательном цикле от нее не следует ждать обновления.

Так же, как от ЛДПР, лидер которой Владимир Жириновский в последние годы, кажется, довольно сильно устал. Его былой националистический задор поутих, он не выглядит уже экстремистом, гораздо чаще – вполне вменяемым и даже конструктивным политиком, который нет-нет, да и блеснет на довольно тусклом небосклоне российской политики, где слишком много «серостей». Хватит ли сил одного Жириновского (а ЛДПР по-прежнему – это партия одного человека, вождя) для того, чтобы протащить ЛДПР в Думу? Пока с уверенностью об этом говорить трудно, но шансы есть.

Еще больше сомнений относительно перспектив в новой Думе было еще недавно относительно «Справедливой России» во главе с еще недавно спикером Совета Федерации (верхней палаты парламента) Сергеем Мироновым. По опросам, популярность СР балансировала вокруг 4-5% (для того, чтобы попасть в Думу, нужно 7%, те, кто наберут от 5 до 7% могут рассчитывать на 1-2 места в порядке утешения, согласно принятым два года назад президентским поправкам в закон о выборах) Однако после того, как Миронов поссорился с губернаторов Санкт-Петербурга Валентиной Матвиенко, правящая «Единая Россия» решила убрать его с третьего по значимости поста в государстве, – по инициативе законодательного собрания Санкт-Петербурга Миронов был отозван из Совета Федерации. Парадокс, но это партии СР пойдет только на пользу: Миронов предстает в образе «гонимого властью», СР обретает более четкий оппозиционный образ, что поможет ее более четкому позиционированию. Но главный козырь СР на момент написания этой статьи Миронов еще «из рукава» не достал. Фамилия «козыря» – Дмитрий Рогозин, постоянный представитель России при НАТО в Брюсселе. Созданная им перед прошлыми парламентскими выборами националистическая партия «Родина» легко набрала тогда 15% голосов, но затем была поглощена «Справедливой Россией», а сам Рогозин, испугавший многих своим откроенным национализмом, был отправлен на «перевоспитание» в столицу европейской бюрократии. Есть вероятность, что нынешней осенью он вернется в российскую политику в составе СР.

Наконец, главная парламентская партия, правящая «Единая Россия» во главе с Владимиром Путиным (он не член партии, но при этом ее лидер) собирается пойти на новые выборы пойти обновленной. Руководство ЕР почувствовало, что избиратель устал от некоторых старых лиц, а также испытывает все большее раздражение от того, что страна недостаточно быстро выходит из кризиса, что не решаются многие социальные и экономические проблемы. ЕР попытается канализировать эти настроения (нетерпеливого ожидания ускорения развития и модернизации со стороны прогрессивной части общества) в конструктивное русло. Путин объявил о создании предвыборного Народного фронта, с тем, чтобы по избирательным спискам ЕР прошли до 25% формально беспартийных кандидатов. Это отражает желание партии привлечь свежих лиц в партию, которая, судя по последним региональным выборам, теряет популярность среди избирателей.
Также можно ожидать, что в канун выборов будут выдвинуты и ряд новых идей – аппарат ЕР и дружественные партии аналитические структуры сейчас активно работают над амбициозной предвыборной программой. Со своей стороны по-прежнему крайне популярный в народе Путин попытается сделать так, чтобы избиратель во все это поверил.

Он активно встречается с предпринимателями (прежде всего с теми структурами, которые традиционно лояльны властям). При этом входе его встреч звучит в основном примерно та же «модернизационная риторика», которой до сих пор отличался в основном президент Медведев. Путин сегодня не позволяет себе унизительных выпадов против частного бизнеса, которые были характерны для него, особенно во время второго срока его президентского правления. Он много рассуждает о надобности улучшить в стране инвестиционный климат. Главный вопрос относительно Путина «образца 2012 года» – сможет ли он предстать в образе эдакого прагматика-неолиберала, хотя бы отчасти и прежде всего в глазах российского среднего класса и Запада? Во всяком случае, пока не заметно, что он будет строить свою избирательную кампанию на антизападных или националистических лозунгах и темах, что еще недавно подозревали многие эксперты. Впрочем, тут стоит подождать до осени…

Своя интрига есть и на правом фланге. У партии «Правое дело», электоральные перспективы которой еще недавно казались очень плохими, в конец июня официально появится новый лидер – миллиардер Михаил Прохоров. Фигура спорная, но яркая. Его очевидными минусами является слава эдакого разбитного гуляки, любящего красиво потратить большие деньги во французской горном курорте Куршавель. Ему же приписывают намерением увеличить продолжительность рабочей недели до 60 часов (по Трудовому кодексу – 40). Приписывают – потому, что на самом деле Прохоров лишь предложил легализовать возможность работать больше 40 часов по своей специальности и на своем основном рабочем месте тем, кто этого хочет (что сейчас Трудовым кодексом запрещено). Очевидными плюсами Прохорова является то, что он – свежее лицо в российской политике, он не связан с правящей бюрократией, вполне импозантен, неплохо держится на телеэкране. К тому же в России есть запрос именно на праволиберальную партию, партию, которая выражала бы интересы не иждивенцев, которые ждут подачек от государства, а тех, кто не хочет от государства зависеть и ждет от него лишь раскрепощения своих возможностей для самореализации, для бизнеса, для заработков.

Самое интересно же в описанном раскладе перед декабрьскими парламентскими выборами в России то, что он практически никак не зависит от ответа на другой важный вопрос современной политики страны, как кто именно – Медведев или Путин – пойдет от партии власти на выборы президента в марте 2012 года.

Ваш комментарий

Карта сайта | Контакты | Ссылки | На главную Copyright 2017 Центр ЕС-Россия