Спикер Госдумы Сергей Нарышкин призвал Украину присоединиться к Евразийскому экономическому союзу, который до конца следующего года планируют создать Россия, Белоруссия и Казахстан. На вчерашнем форуме в Казани, посвященном интеграции европейских и азиатских государств, он выступил с критикой политики Евросоюза, которому так и не удалось подписать с Киевом соглашение об ассоциации.
Участники форума согласились с ним не во всем. Источник: Коммерсант
России невыгодно вводить визовый режим со странами СНГ, поскольку они могут ответить симметрично, считает руководитель Федеральной миграционной службы Константин Ромодановский.
«Мы создали ЕврАзЭС, Таможенный союз, создаем Единое экономическое пространство. Введение визового режима противоречило бы нашим усилиям в этом направлении. В случае надо быть готовым к тому, что границы закроются и для нас. В том числе, например, с Украиной, с которой у нас теснейшие, в буквальном смысле родственные связи. Да и с остальными соседями по СНГ у нас тоже много общего. Короче говоря, в результате значительно больше потеряем, чем приобретем».
Внезапное решение Украины о прекращении подготовки к подписанию соглашения об ассоциации с ЕС на прошлой неделе, является еще одним примером российского давления на соседние страны. После того, как Москва подтолкнула Армению повернуться к ЕС спиной, в аналогичное положение она поставила и Украину. Россия всегда не верила в Восточное партнерство Евросоюза, расценивая это как победу ЕС над её бывшими союзниками в советское время. Это мышление по схеме игры с нулевой суммой не позволяет никакой стране двигаться своим путём, наперекор желаниям российскойстороны. Москва явно считает, что шантаж является эффективным оружием в достижении успеха во внешней политике. Но, как показали массовые акции протеста в Киеве, прошедшие в последние дни, это вряд ли является действенным планом по завоеванию сердец и умов украинцев.
В совместном заявлении от 25 ноября президенты Баррозу и ван Ромпей осудили давление России и ясно дали понять, что предложение о подписании беспрецедентного Соглашения об ассоциации и глубокой и всеобъемлющей зоне свободной торговли (DCFTA) все еще остаётся на столе. Но, для этого, по их словам, «потребуется необходимая политическая воля со стороны украинского руководства, решительные действия и ощутимый прогресс в отношении условий, изложенных в декабре 2012 года». Осознавая влияние, которому подверглась Украина, «мы считаем, что сиюминутные решения не должны предопределять долгосрочные выгоды от этого партнерства», – сказано в дополнении к заявлению. Восточное партнерство было взаимовыгодным для Украины и России, и Евросоюз был готов рассказать Москве о «взаимных выгодах, которые получат стороны, в результате расширения торговли и обмена продукцией с нашими соседями».
Вероятно, это предложение никто не услышит. В течение многих месяцев Москва препятствовала экспорту украинских товаров в Россию, приводя неубедительные аргументы в нарушении обязательств в рамках ВТО. Затем возникла аналогичная ситуация и с запретом ввоза продукции из Армении, Молдовы и Грузии, что имело также политические мотивы. В прошлом месяце министр внутренних дел Армении подтвердил, что его страна подверглась «интенсивному натиску, который мог бы привести к внутренней дестабилизации», если бы она не подписала договор с Евросоюзом.
В результате интенсивного давления со стороны России украинский президент Янукович решил сделать эффектный поворот на 180 градусов. Но какими бы ни были краткосрочные выгоды, это решение будет иметь серьезные последствия для экономики Украины, которая всеми силами пытается её модернизировать. Нет необходимости принимать трудные решения по реформированию экономики, бороться с коррупцией, если ЕС к этому не принуждает. Экономика Украины, скорее всего, окажется в состоянии стагнации, а самые умные и лучшие представители этой страны уедут – как это и произошло в России.
Саммит в Вильнюсе на этой неделе станет саммитом обманутых надежд, так как только Грузия и Молдова планируют парафировать соглашение об ассоциации с ЕС. Станет ли этот саммит концом Восточного партнерства? Он уже не тот, каким его видят лидеры ЕС. Но сотрудничество продолжится, потому что у ЕС нет реальной альтернативной стратегии, чем продвигать демократические преобразования и рыночную экономику в соседних странах в надежде, что такие изменения обеспечат большую стабильности для Европы в целом. ЕС обязательно поддержит гражданское общество в Украине, которое выразили желание, чтобы их страна двигалась в сторону европейских ценностей.
Шантаж России также будет иметь последствия в её взаимоотношениях с ЕС. Скорее всего, Еврокомиссия будет более жестко следить за нарушениями в сфере торговли в ВТО и расследовать монополистическую политику «Газпрома» в рамках Третьего энергетического пакета. А другие важные для России проекты, такие как либерализация визового режима, могут быть и вовсе отложены.
Мы, возможно, и не вернёмся к периоду холодной войны, но атмосфера вокруг отношений ЕС и России стала очень «прохладной».