18 ноября Евроатлантический Совет Словении и Словенская Торгово-Промышленная Палата провели в Любляне конференцию, посвященную отношениям России и ЕС.
Фрейзер Кэмерон, директор Центра ЕС-Россия, в своем выступлении обрисовал историю отношений ЕС и России. Он начал с периода огромных надежд и ожиданий с обеих сторон в 1990 году, рассказал о Соглашении о партнерстве и сотрудничестве 1994-1997 гг., остановился на недавних попытках заключить новое соглашение о партнерстве и сотрудничестве. Также он обсудил возникшее в 2010 году Партнерство для модернизации и различные мнения, что подразумевается под модернизацией. Он отметил, что членство в ВТО должно улучшить деловой и инвестиционный климат России. Россия примет международные стандарты и правила ВТО в таких сферах, как таможенное регулирование, лицензирование и защита интеллектуальной собственности. Вступление в ВТО и экономические реформы должны помочь сделать российскую экономику более прозрачной и предсказуемой.
В отношениях России и ЕС есть примеры сотрудничества (Иран, миграция, космос, нераспространение ядерного оружия), но есть и расхождения (Ливия, Сирия, Косово, страны – общие соседи). Также проблемы вызывают свойственная России имперская ментальность; недостаточно последовательная позиция ЕС (отсутствие консенсуса между странами – членами); третий энергетический пакет (Россия жалуется на дискриминацию в отношении Газпрома); вопрос безвизового режима; миссии общего пространства безопасности и защиты; Киотский протокол (Россия в действительности не предприняла шагов по борьбе с изменением климата).
Петер Балас, заместитель директора департамента торговли, рассказал о торговых отношениях ЕС и России. В 2010 году ЕС был крупнейшим торговым партнером России, на него приходилось 50% всей внешней торговли. Россия является третьим по величине торговым партнером ЕС после США и Канады, ее доля в 2010 году – 8,6%. Объем торговли с Россией в 2010 году достиг €244 млрд. (в 2009 году €183 млрд.). Торговля увеличилась на треть после падения в 2009 году. ЕС также важнейший инвестор в Россию, доля инвестиций ЕС в общем объеме иностранных инвестиций – 75%.
Россия также начала инвестировать в энергетику некоторых стран – членов ЕС. У России сложный инвестиционный климат из-за постоянно меняющихся правил и отсутствия независимой судебной системы. Петер Балас выразил надежду, что вступление в ВТО после 18 лет переговоров принесет перемены. В последние годы наблюдался рост протекционистских мер, так как Москва увеличила количество антикризисных тарифов в 2008 году и они сохраняются до сих пор. Вступление в ВТО должно дать толчок и формированию зоны свободной торговли от Лиссабона до Владивостока.
Александр Хара, заместитель директора департамента по ВТО, рассказал о последнем раунде переговоров по вступлению в ВТО. Он подчеркнул профессионализм российской команды, политическую волю прийти к соглашению по всему пакету и ключевую роль Швейцарии в переговорах с Грузией.
Никола Бонуччи, глава юридического департамента Организации экономического сотрудничества и развития (OECD) рассказал о процессе вхождения России в OECD. Уже прошло большое количество встреч, однако получение членства теперь зависит только от самой России. Принятие антикоррупционного законодательства имеет важнейшее значение для больше прозрачности и судебной реформы. Применение этого законодательства будет отслеживаться OECD. Вступление России в OECD станет знаком ее открытости международным экономическим стандартам.
Владимир Прошин из российского посольства подчеркнул, что для России является приоритетом заключение нового соглашения, а также партнерство для модернизации (технологии, космос, энергетика и т.д.). Он отметил, что членство России в ВТО расширит сотрудничество России и ЕС.
Кнут Флекенштейн, руководитель делегации Европарламента по России, также отметил важность вступления России в ВТО для отношений ЕС и России. Есть прогресс и в Партнерстве для модернизации. Позиция Европарламента в отношении России стала более конструктивной. Также имеют большое значение изменения в составе польского правительства.
Закрывая конференцию, Антон Беблер, президент Евроатлантического движения, заявил, что выступления участников показали, что существует огромный потенциал для будущего развития отношений между ЕС и Россией. Теперь дело только за политиками.