• English

EURussiaCentreEU-Russia Centre

ЕС-Россия » Европейский Союз » Европейская Комиссия




Европейская Комиссия

Европейская Комиссия (Еврокомиссия) играет важнейшую роль в формировании, координации и претворении в жизнь норм, закрепленных в главном договоре России и ЕС – Соглашении о партнерстве и сотрудничестве. В области отношений между ЕС и Россией Еврокомиссия ответственна за:

  • переговоры и политический диалог с Россией на различных уровнях и в разных форматах;
  • сотрудничество в рамках Четырех Общих Пространств;
  • экономические и торговые отношения;
  • разработку стратегии отношений с Россией отдельных стран ЕС;
  • управление программами помощи России;
  • поддержку постоянного двустороннего сотрудничества.

Деятельность Еврокомиссии в области отношений с Россией, в основном, концентрируется в Главном Управлении по Внешней Политике, а также в отдельных управлениях торговли, энергетики, правосудия.

Четыре Общих Пространства

На саммите в Санкт-Петербурге в мае 2003 года ЕС и Россия договорились усилить двустороннее сотрудничество путем создания в рамках Соглашения о партнерстве и сотрудничестве четырех Общих Пространств. Общие Пространства призваны усилить практическое сотрудничество в важных областях и способствовать сближению между ЕС и Россией.

Сегодня сотрудничество основано на следующих четырех Общих Пространствах:

  • Экономическое пространство
  • Пространство свободы, безопасности и законности
  • Пространство внешней безопасности
  • Пространство науки и образования, также включающее в себя культуру

Для воплощения в жизнь программы Общих пространств на московском саммите в мае 2005 года были одобрены так называемые «дорожные карты», устанавливающие конкретные цели для каждого из Общих Пространств. Первый Отчет о развитии Общих Пространств в 2007 году был издан в апреле 2008 года. В его заключительной части утверждалось, что «хотя и отсутствовали крупные прорывы, ежедневная работа эффективно шла по всем Общим Пространствам; наблюдается прогресс, однако еще многое должно быть сделано и некоторые важные пункты, принципиально уже согласованные, должны быть воплощены в жизнь».

В рамках Общего Экономического Пространства в мае 2004 года было подписано соглашение о двусторонних переговорах о вступлении Российской Федерации в ВТО . Заключение данного соглашения значительно приблизило Россию к вступлению в ВТО и способствовало дальнейшему развитию торгового и экономического сотрудничества между ЕС и Россией.

В связи с растущей взаимозависимостью сторон в энергетической сфере в 2000 году на московском саммите был основан Энергетический Диалог ЕС-Россия. Цель Энергетического Диалога – обеспечить сотрудничество структур ЕС и стран-членов, а также европейской энергетической индустрии в разработке общей энергетической стратегии, цель которой – энергетическая безопасность Европы. Россия, в свою очередь, заинтересована в европейских инвестициях и облегчении доступа на европейский и мировой рынки.

Работа Энергетического Диалога ведется в тематических группах (по инвестициям, инфраструктуре, торговле и энергоэффективности). Каждая группа проводит грубокое изучение ситуации по соответствующему направлению и предоставляет рекомендации и предложения по дальнейшему развитию отношений. Седьмой отчет по Энергетическому Диалогу ЕС-Россия, представленный в ноябре 2006 года, продемонстрировал, что достигнут определенный прогресс, хотя проблемы в этой сфере остаются до сих пор.

Важным достижением в Общем пространстве свободы, безопасности и законности стало подписание в мае 2006 соглашения об облегчении визового режима и соглашения о реадмиссии, которые 1 июня 2007 года вступили в силу.

Комиссией разработана стратегическая концепция отношений с Россией на период 2007-2013 гг., представляющая направление, цели и приоритеты двустороннего сотрудничества.

Программы сотрудничества России и ЕС

  • Программа технической помощи Содружеству Независимых Государств (ТАСИС)

В период 1994-2006 гг. ЕС участвовал в реформах и развитии России через программу технический помощи ТАСИС. Программа была начата в 1991 году для помощи государствам СНГ в их переходе к рыночной экономике и демократии. ТАСИС должен быть поддерживать институциональную и административную реформы, а также реформу системы правосудия; помогать развитию частного предпринимательства; смягчать социальные последствия переходного периода; способствовать ядерной безопасности. Россия получила наибольшую поддержку по этой программе – с момента ее начала 2,7 млрд. евро было направлено на реализацию 1500 проектов в 58 регионах.

  • Европейский Инструмент Партнерства и Соседства (ENPI)

В связи с реформой структуры внешних связей ЕС и их финансирования, программа ТАСИС была заменена Европейским Инструментом Партнерства и Сотрудничества (ENPI), созданным в рамках Европейской Политики Добрососедства.

Хотя формально Россия не включена в Европейскую Политику Добрососедства, тем не менее она является страной-партнером Европейского Инструмента Партнерства и Сотрудничества. С 1 января 2007 года ENPI стал главным финансовым инструментом сотрудничества с 17 странами-партнерами, включая Россию. Объем распределяемых средств на период 2007-2013 года составляет почти 12 млрд. евро. Ресурсы, направленные на Россию, достаточно скромны, в основном, они направляются на просветительские цели и «цементирование» партнерства.

Финансирование ENPI дополняется другими инструментами сотрудничества – Европейской инициативой в области укрепления демократии и прав человека, Инструментом ядерной безопасности, а также гуманитарной деятельностью Управления Гуманитарными Проектами Европейского Союза.

Более полную информацию об отношениях ЕС и России, также о роли Комиссии в этих отношениях можно получить здесь – http://ec.europa.eu/comm/external_relations/russia/intro/

Карта сайта | Контакты | Ссылки | На главную Copyright 2017 Центр ЕС-Россия